конструкция дорожной одежды
Классы МПК: | E01C7/30 из щебня с применением других вяжущих материалов, например синтетических C04B26/04 получаемые реакциями с участием только ненасыщенных углерод-углеродных связей |
Автор(ы): | Рогатнев Юрий Федорович (RU), Потапов Юрий Борисович (RU), Борисов Юрий Михайлович (RU), Барабаш Дмитрий Евгеньевич (RU), Рыжков Алексей Петрович (RU), Федоров Игорь Викторович (RU), Неупокоев Юрий Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ГОУ ВПО Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ГОУ ВПО ВГАСУ (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-07-25 публикация патента:
10.12.2008 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при ремонте железобетонных и металлических изгибаемых конструкций, эксплуатирующихся в условиях неблагоприятных факторов воздействия как окружающей среды, так и различных слабоагрессивных биохимических и химических сред (растворы солей, щелочей, кислот). Технический результат: увеличение прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения сцепления полимербетонного слоя с железобетонной или металлической конструкцией, а также защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом. Предложена конструкция дорожной одежды для железобетонных и металлических пролетных сооружений со слоем из полимербетона, в качестве которого используют уложенный, при виброуплотнении, на подготовленную поверхность бетона или металла слой армированного арматурными сетками монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом, причем уложенный слой полимербетона подвергнут температурной обработке с помощью электротенов в интервале температур от 20°С до 120°С до набора им проектной прочности, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%: низкомолекулярный полибутадиен ПБН - 7-12, сера - 3,5-6, тиурам - 0,25-0,55, оксид цинка - 1,2-3,2, оксид кальция - 0,4-0,6, зола-унос ТЭЦ - 6,5-11,5, кварцевый песок - 22-27, гранитный щебень фракции 5-10 мм - остальное, или из смеси, содержащей в мас.%: низкомолекулярный полибутадиен - 15-17, кварцевый песок - 19-21, цемент М300 - 6-8, отвердитель - полиизоцианат (ПИЦ) - 2-3, антиоксидант - 0,2, гранитный щебень фракции 5-10 мм - остальное. 2 табл., 1 ил.
Формула изобретения
Конструкция дорожной одежды для железобетонных и металлических пролетных сооружений со слоем из полимербетона, отличающаяся тем, что в качестве указанного слоя используют уложенный, при виброуплотнении, на подготовленную поверхность бетона или металла слой армированного арматурными сетками монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом, причем уложенный слой полимербетона подвергнут температурной обработке с помощью электротенов в интервале температур от 20 до 120°С до набора им проектной прочности, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%:
низкомолекулярный полибутадиен ПБН | 7-12 |
сера | 3,5-6 |
тиурам | 0,25-0,55 |
оксид цинка | 1,2-3,2 |
оксид кальция | 0,4-0,6 |
зола-унос ТЭЦ | 6,5-11,5 |
кварцевый песок | 22-27 |
гранитный щебень фракции 5-10 мм | остальное |
или из смеси, содержащей в мас.%:
низкомолекулярный полибутадиен | 15-17 |
кварцевый песок | 19-21 |
цемент М300 | 6-8 |
отвердитель - полиизоцианат (ПИЦ) | 2-3 |
антиоксидант | 0,2 |
гранитный щебень фракции 5-10 мм | остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при ремонте железобетонных и металлических изгибаемых конструкций, эксплуатирующихся в условиях неблагоприятных факторов воздействия как окружающей среды, так и различных слабоагрессивных биохимических и химических сред (растворы солей, щелочей, кислот), например в качестве конструкции дорожной одежды мостовых пролетных конструкций или гидроизоляции конструкций инженерных сооружений, в частности эстакад, путепроводов.
Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением, состоит в увеличении прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения ее сцепления с железобетонной или металлической конструкцией. При использовании предлагаемой конструкции улучшается защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом.
Кроме того, применение указанной дорожной одежды существенно повышает несущую способность пролетной конструкции в целом за счет появления в сжатой зоне нормального сечения изгибаемой конструкции прочного полимербетонного слоя, а также обеспечивает возможность электропрогрева [1] дорожной одежды в холодное время года в целях таяния снега и льда, что способствует безопасности дорожного движения.
Электропрогрев в холодное время года обеспечивается за счет подключения арматурной сетки дорожной одежды к источнику электроснабжения.
Новым является то, что в качестве дорожной одежды использован армированный монолитный полимербетонный слой на основе полимерного связующего - низкомолекулярного полибутадиена. Количественные и качественные составы применяемых полимербетонов приведены в табл.1.
Отвержденный армированный слой указанных полимербетонов [2, 3, 4, 5] выполняет функцию гидроизоляционного и защитного покрытий и существенно повышает несущую способность пролетной конструкции в целом (см. чертеж). Это достигается за счет высоких физико-механических характеристик полимербетонов, значения которых приведены в табл.2.
Прочность сцепления полимербетонов с бетоном достигается хорошей адгезией материалов, обусловленной механическим зацеплением полимербетонов с рельефной поверхностью подложки, образованной выступами заполнителя щебня или насечками, а также близкими значениями линейных коэффициентов температурного расширения.
Прочность сцепления полимербетонного слоя с металлической подложкой обеспечивается наличием полярных групп в используемых низкомолекулярных полибутадиеновых каучуках и тщательной подготовкой подложки при помощи пескоструйной установки.
Известна конструкция дорожной одежды, включающая защитно-сцепляющий слой из гидроизоляционного материала на синтетической основе, уложенный на отпескоструенную поверхность металлической ортотропной плиты и слои асфальтобетона дорожного покрытия [6].
Недостатками указанной конструкции являются низкая изгибная прочность, морозостойкость и атмосферостойкость вследствие применения асфальтобетона. Кроме того, указанная конструкция дорожной одежды не предусматривает возможности использования электропрогрева конструкции дорожной одежды в холодное время года для обеспечения таяния снега и льда.
Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением, состоит в увеличении прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения сцепления полимербетонного слоя с железобетонной или металлической конструкцией. При использовании полимербетонного слоя в качестве дорожной одежды улучшается защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом.
Технической задачей настоящего изобретения является увеличение прочности на изгиб и трещиностойкости конструкции дорожной одежды за счет улучшения ее совместной работы с железобетонной или металлической пролетной конструкцией, обусловленной повышенным сцеплением полимербетонного слоя с подложкой. Кроме того, решается задача повышения надежности и долговечности мостового сооружения в целом за счет улучшения защиты железобетонных и металлических пролетных конструкций от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, существенного повышения несущей способности пролетных конструкций за счет появления в сжатой зоне нормального сечения изгибаемой конструкции прочного полимербетонного слоя.
Поставленная задача решается устройством дорожной одежды с применением полимербетонов на каучуковом связующем - низкомолекулярном полибутадиене, отличающихся хорошими физико-механическими показателями, а также высокой химстойкостью. Компонентные составы применяемых полимербетонных смесей приведены в табл.1.
Таблица 1 - Компонентные составы применяемых полимербетонных смесей | |||
Наименование | Масса % | ||
ПБН | СКДН-Н | ЭСКДП-Н | |
Низкомолекулярный полибутадиен | 7-12 | 8-10 | 15-17 |
Сера | 3,5-6 | 4-5 | - |
Тиурам | 0,25-0,55 | 0,35-0,4 | - |
Оксид цинка | 1,2-3,2 | 1,4-1,5 | - |
Оксид кальция | 0,4-0,6 | 0,5-0,7 | - |
Зола-унос ТЭЦ | 6,5-11,5 | 8-11 | - |
Кварцевый песок | 22-27 | 22-27 | 19-21 |
Цемент М300 | - | - | 6-8 |
Отвердитель - полиизоцианат (ПИЦ) | - | - | 2-3 |
Антиоксидант | - | - | 0,2 |
Гранитный щебень фракции 5-10 мм | остальное | остальное | остальное |
Качество дорожной одежды из армированного полимербетона обеспечивается точным выдерживанием всех технологических параметров изготовления полимербетонной смеси, строгим соблюдением всех технологических режимов устройства конструкции на поверхности пролетного железобетонного или металлического сооружения; а также благодаря высокой «живучести» смеси (способности сохранять долгое время первоначальные физико-химические свойства) и ее низкой усадке при отверждении.
Данное изобретение применимо как на этапе строительства нового пролетного сооружения, так и при реконструкции существующего.
Конструкция дорожной одежды реализуется следующим образом.
1. При реконструкции пролетного сооружения на верхней поверхности очищенной железобетонной плиты проезжей части делают насечки, сколы, в случае металлической плиты обрабатывают поверхность металла пескоструйной установкой. Затем производят укладку полимербетонной смеси [2, 3, 4, 5] на хорошо прогретую, высушенную, обезжиренную поверхность.
2. При заводском изготовлении пролетных строений моста (при новом строительстве) насечки и сколы на железобетонной поверхности не делают, а технологически обеспечивают рельефную поверхность с выступами щебня.
3. В обоих случаях укладывают арматурные сетки с шагом ячеек 100×100 или 150×150 мм из проволоки Вр-1, соблюдая защитный слой 2-3 см. Если при конструировании пролетного строения плите придан поперечный уклон, то слой полимербетонной смеси при виброуплотнении укладывают постоянной толщины 40-50 мм. Если плита горизонтальна, устраивают уклон, увеличивая толщину смеси к оси проезжей части до 90-100 мм, образуя сточный треугольник.
4. Слой монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом подвергают температурной обработке при помощи электротэнов [1] в интервале температур от 20°С до 120°С, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%:
низкомолекулярный полибутадиен ПБН | 7-12 |
сера | 3,5-6 |
тиурам | 0,25-0,55 |
оксид цинка | 1,2-3,2 |
оксид кальция | 0,4-0,6 |
зола-унос ТЭЦ | 6,5-11,5 |
кварцевый песок | 22-27 |
гранитный щебень фракции 5-10 мм | остальное, |
в случае применения указанного состава температуру полимербетонной смеси повышают плавно с 60 до 120°С в течение 4 часов, затем при температуре 120°С в течение 8 часов происходит набор прочности полимербетона на осевое сжатие до проектной в 60-80 МПа, необходимой для эксплуатации (табл.2), или из смеси, содержащей в мас.%:
низкомолекулярный полибутадиен ЭСКДП-Н | 15-17 |
кварцевый песок | 19-21 |
цемент М300 | 6-8 |
отвердитель - полиизоцианат (ПИЦ) | 2-3 |
антиоксидант | 0,2 |
гранитный щебень фракции 5-10 мм | остальное, |
в этом случае температуру повышают плавно с 60 до 100°С в течение 2 часов до набора проектной прочности на осевое сжатие 24-26 МПа, необходимой для эксплуатации (табл.2).
Температурный режим смеси контролируют при помощи термопары, помещенной в слой смеси. Смесь в период набора прочности должна быть защищена от внешних атмосферных воздействий.
После набора проектной прочности армированный слой полимербетона, благодаря своим физико-механическим свойствам (табл.2) и хорошему сцеплению с железобетонной или металлической поверхностью пролетной конструкции, повышает ее несущую способность в целом, одновременно выполняет функцию гидроизоляционного слоя и защитного покрытия. Кроме того, указанный слой обеспечивает возможность электропрогрева [1] дорожной одежды для таяния снега и льда, что способствует повышению безопасности дорожного движения.
Таблица 2 - Физико-механические характеристики и химстойкость применяемых полимербетонов | |||||||
Физико-механические характеристики | Показатель | Химическая стойкость | Показатель | ||||
ПБН | СКДН-Н | ЭСКДП-Н | ПБН | СКДН-Н | ЭСКДП-Н | ||
Предел прочности на осевое растяжение, МПа | 8-20 | 13-18 | 5-6 | Вода | 0,99 | 0,99 | 0,9 |
Предел прочности на изгиб, МПа | 20-30 | 15-23 | 6-8 | Дизельное топливо | 0,95 | 0,95 | 0,8 |
Предел прочности на осевое сжатие, МПа | 60-80 | 77-100 | 24-26 | 30%-ный р-р серной кислоты | 0,95 | 0,95 | - |
Модуль упругости, ГПа | 20-300 | 18-25 | 7-10 | 5%-ный р-р соляной кислоты | 0,8 | 0,8 | - |
Коэффициент Пуассона | 3,18-0,35 | 0,2-0,3 | - | 3%-ный р-р азотной кислоты | 0,8 | 0,8 | - |
Истираемость, г/см 2 | 0,15-0,3 | 0,25-0,79 | 0,15-0,25 | 10%-ный р-р едкого натрия | 0,97 | 0,97 | 0,9 |
Морозостойкость, циклы | 500 | 500 | 300 | 10%-ный р-р молочной кислоты | 0,95 | 0,95 | 0,85 |
Сцепление с ж/б, МПа | 20 | 20 | 10 | Насыщ. р-р хлористого натрия | 0,9 | 0,9 | 0,8 |
Сцепление с металлом, МПа | 15 | 15 | 5 | 10%-ный раствор лимон. кислоты | 0,9 | 0,9 | - |
Усадка мм/м | 0,17-0,21 | 0,17-0,21 | - |
Источники информации
1. Патент РФ №2250946 на изобретение «Способ устройства покрытия площадок». Матренинский С.И., Чертов В.А., Сапелкин Р.И., Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Говоров В.А. Заявка №2003122590/03. Приоритет от 17.07.2003. Опубл. 10.01.2005. Бюллетень №12.
2. Патент РФ №2120425 на изобретение «Полимербетонная смесь». Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Макарова Т.В. Заявка №97119574/04. Приоритет от 26.11.97. Опубл. 20.10.98. Бюллетень №29.
3. Патент РФ №2135425 на изобретение «Полимербетонная смесь». Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Фиговский О.Л. Заявка №98115492/04. Приоритет от 07.08.98. Опубл. 27.08.99. Бюллетень №24.
4. Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Макарова Т.В. Оптимизация состава эффективного бетона на основе жидкого каучука СКДН-Н горячего отверждения. Современные проблемы строительного материаловедения: IV академические чтения РААСН. Материалы международной научно-технической конференции. - Пенза: ПГАСА, 1998 г. - С.14-15.
5. Потапов Ю.Б., Барабаш Д.Е. Эффективные композиции на основе жидкого каучука СКДП-Н холодного отверждения для ремонта аэродромных покрытий. Современные проблемы строительного материаловедения: IV академические чтения РААСН. Материалы международной научно-технической конференции. - Пенза: ПГАСА, 1998 г. - С.128-129.
6. Патент РФ №2177523 на изобретение «Конструкция дорожной одежды». Ярмолинская Н.И., Иванченко С.Н., Парфенов А.А., Вахмин В.Н. Заявка №200104122/03. Приоритет от 21.02.2000. Опубл. 27.12.2001.
Класс E01C7/30 из щебня с применением других вяжущих материалов, например синтетических
Класс C04B26/04 получаемые реакциями с участием только ненасыщенных углерод-углеродных связей