способ изготовления диска колеса

Классы МПК:B21D53/26 колес и тп 
B21H1/02 дисков; дисковых колес 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Гартунг Андрей Валерьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении дисков колес транспортных средств. Из листа вырезают заготовку и завивают ее в кольцо. Концы заготовки сваривают встык с получением цилиндрической обечайки. На части обечайки холодной раскаткой роликом на оправке в раскатной машине формируют профиль диска. Одновременно обеспечивают утонение стенки диска, подлежащей сопряжению с ободом колеса. Затем часть обечайки, оставшуюся от формирования профиля диска, холодной раскаткой преобразуют в плоскость седла диска, имеющую центральное отверстие. В результате обеспечивается повышение качества изделия.

Формула изобретения

Способ изготовления диска колеса из листовой заготовки, включающий вырезку заготовки из листа, завивку ее в кольцо, сварку концов заготовки встык с получением цилиндрической обечайки, формирование на части обечайки профиля диска с одновременным утонением стенки диска, подлежащей сопряжению с ободом колеса, и преобразование части обечайки в плоскость седла диска, имеющую центральное отверстие, отличающийся тем, что формирование профиля диска с одновременным утонением стенки осуществляют холодной раскаткой роликом на оправке в раскатной машине, а преобразованию в плоскость седла диска, которое производят холодной раскаткой после формирования профиля диска, подвергают часть обечайки, оставшуюся от формирования профиля диска.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области обработки металлов давлением и может найти применение при производстве дисков для ободов колес транспортных средств.

Известен способ производства дисков колес методом холодной листовой штамповки (RU, а.с. №1442303, B21D 53/30, от 13.04.1987 г., опубл. 07.12.1988 г.). Способ осуществляется путем получения заготовки вырубкой из листовой заготовки, завивку ее в кольцо, сварку концов заготовки встык с получением цилиндрической обечайки, формированием на части обечайки профиля диска с одновременным утонением стенки диска, подлежащей сопряжению с ободом колеса, и преобразование обечайки в плоскость седла диска, имеющую центральное отверстие.

Недостатком указанного способа является то, что формирование диска осуществляют методом обжима и раздачи, что снижает надежность диска.

Указанный способ выбран заявителем в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Технической задачей, решаемой автором предлагаемого изобретения, является повышение качества изделия за счет обеспечения равнонапряженного состояния всего диска за счет формирования профиля холодной раскаткой.

Поставленная задача достигается тем, что в способе изготовления диска колеса из листовой заготовки, включающем вырезку заготовки из листа, завивку ее в кольцо, сварку концов заготовки встык с получением цилиндрической обечайки, формирование на части обечайки профиля диска с одновременным утонением стенки диска, подлежащей сопряжению с ободом колеса, и преобразование части обечайки в плоскость седла диска, имеющую центральное отверстие, согласно изобретению формирование профиля диска с одновременным утонением стенки осуществляют холодной раскаткой роликом на оправке в раскатной машине, а преобразованию в плоскость седла, которое производят холодной раскаткой после формирования профиля диска, подвергают часть обечайки, оставшуюся от формирования профиля диска.

Формирование профиля диска с одновременным утонением стенки холодной раскаткой обечайки роликом по оправке раскатной машины технологично и позволяет обеспечить равнонапряженное состояние всего диска.

Преобразование оставшейся цилиндрической части обечайки в плоскость седла путем подгиба кромок обечайки вовнутрь методом холодной раскатки позволяет одновременно с этим образовать на плоскости седла диска центральное отверстие, что технологично и исключает потери металла, при, например, вырубке аналогичного отверстия, если изготавливать диск известными способами, например штамповкой из листовой заготовки.

В результате проведенных патентных исследований не выявлено аналогичных технических решений, характеризуемых заявляемой совокупностью признаков, что позволяет сделать вывод, что заявляемое техническое решение обладает «новизной» и «изобретательским уровнем», может найти применение в промышленности, т.е. является «промышленно применимым».

На одном из предприятий г.Челябинска изготовлены и прошли испытания опытные образцы дисков для колес транспортных средств, полученные заявляемым способом.

Сущность способа заключается в следующем.

Заготовку из листового металла завивают в кольцо, сваривают концы встык, получая обечайку, которую устанавливают на раскаточную машину, холодной раскаткой цилиндрической части обечайки роликом формируют профиль диска по оправке с одновременным утонением стенки обечайки, сопрягаемой в дальнейшем с ободом колеса, оставшуюся цилиндрическую часть обечайки холодной раскаткой преобразуют в плоскость седла диска с одновременным образованием на ней центрального отверстия.

Способ осуществляют следующим образом.

Из листового металла нарезают полосы необходимого размера в зависимости от требуемого типоразмера дисков.

Полосу металла необходимого размера завивают на завивочном станке в кольцо, образуя цилиндрическую обечайку.

Затем спрямляют в месте стыка обечайки концы и сваривают их встык контактной стыковой сваркой. После сварки срезают грат и правят концы по радиусу, придавая обечайке равномерную цилиндрическую поверхность.

Затем полученную цилиндрическую обечайку устанавливают на раскатную машину, и раскаткой роликом по оправке формируют профиль диска с утонением цилиндрической части диска с образованием цилиндрического пояска для сопряжения в дальнейшем с ободом колеса.

После этого оставшуюся цилиндрическую часть обечайки холодной раскаткой преобразуют в плоскость седла диска, на которой образуется центральное отверстие диска.

После того как диск сформирован, т.е. соответствует чертежным размерам, сверлят крепежные отверстия, растачивают центральное отверстие, пробивают вентиляционные отверстия по периметру диска. Зачищают на них заусенцы.

Таким образом, заявляемый способ технологичен, экономичен, т.к. позволяет изготавливать диски колес для транспортных средств с минимальными отходами металла в процессе производства.

Класс B21D53/26 колес и тп 

автомобильное колесо -  патент 2323834 (10.05.2008)
автомобильное колесо -  патент 2291754 (20.01.2007)
автомобильное колесо -  патент 2278789 (27.06.2006)
способ изготовления металлической детали типа части колеса, предназначенного для движения транспортного средства, и колесо -  патент 2248857 (27.03.2005)
способ изготовления колес для транспортных средств -  патент 2153946 (10.08.2000)
способ изготовления деталей типа дисков автомобильных колес -  патент 2093294 (20.10.1997)
способ штамповки дисков колес -  патент 2092263 (10.10.1997)
способ изготовления трубчатых гофрированных деталей и устройство для его осуществления -  патент 2071852 (20.01.1997)
способ изготовления штампосварных блоков -  патент 2060088 (20.05.1996)
способ изготовления колес транспортных средств -  патент 2042467 (27.08.1995)

Класс B21H1/02 дисков; дисковых колес 

Наверх