транспортное средство

Классы МПК:B62D31/02 для перевозки большого количества пассажиров, например автобусные 
B60N2/01 размещение одного сидения относительно другого
B60N2/10 откидные
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Миронов Александр Петрович (RU),
Милованов Андрей Вадимович (RU),
Забабурин Дмитрий Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-06
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Транспортное средство содержит кузов с закрытым пассажирским салоном. Салон имеет по крайней мере одну дверь и выполнен с выступающими внутрь него из пола и боковин кожухами ниш для движителей. Рядом с по крайней мере одним из указанных кожухов расположено по крайней мере одно складное сиденье со спинкой и подушкой, основания которых шарнирно связаны между собой для складывания. Складное сиденье для размещения на нем сидящего пассажира расположено между кожухами ниш противоположных боковин с расположением подушки от спинки в сторону передней части кузова и ниже верхней поверхности кожуха. Основание подушки связано с кузовом посредством горизонтальной оси. Ось установлена выше подушки параллельно продольной осевой вертикальной плоскости и полу для обеспечения перемещения поворотом вокруг этой оси сложенного сиденья и размещения его над кожухом. Повышается устойчивость, уменьшается габаритная высота транспортного средтва. 4 з.п. ф-лы, 5 ил. транспортное средство, патент № 2342277

транспортное средство, патент № 2342277 транспортное средство, патент № 2342277 транспортное средство, патент № 2342277 транспортное средство, патент № 2342277 транспортное средство, патент № 2342277

Формула изобретения

1. Транспортное средство, содержащее кузов с закрытым пассажирским салоном, имеющим по крайней мере одну дверь и выполненным с выступающими внутрь пассажирского салона из пола и боковин кожухами ниш для движителей, при этом рядом с по крайней мере одним из указанных кожухов расположено по крайней мере одно складное сиденье со спинкой и подушкой, основания которых шарнирно связаны между собой для складывания, отличающееся тем, что складное сиденье для размещения на нем сидящего пассажира расположено между кожухами ниш противоположных боковин с расположением подушки от спинки в сторону передней части кузова и ниже верхней поверхности кожуха, основание подушки связано с кузовом посредством горизонтальной оси, установленной выше подушки параллельно продольной осевой вертикальной плоскости и полу для обеспечения перемещения поворотом вокруг этой оси сложенного сиденья и размещения его над кожухом.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что горизонтальная ось связи основания подушки с кузовом установлена выше подушки на величину, превышающую половину расстояния от подушки до верхней поверхности кожуха не менее чем на половину толщины спинки.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что указанное складное сиденье снабжено подлокотником со стороны горизонтальной оси связи основания подушки с кузовом.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что основание подушки складного сиденья имеет соединенную с ней неподвижно опорную стойку, имеющую возможность упора в пол.

5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что основание подушки складного сиденья имеет опорную стойку, соединенную с ним с возможностью поворота и примыкания к ней в откинутом положении сиденья и с возможностью упора в пол при расположении сиденья на полу между кожухами ниш.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам, имеющим кузов с закрытым салоном для пассажиров, содержащим откидные сиденья.

За прототип принято транспортное средство, имеющее закрытый пассажирский салон с выступающими в него из пола и боковин кузова кожухами движителя. В салоне имеется сиденье с опорной подушкой и спинкой, установленное рядом с одним из кожухов, над ним. Опорная подушка сиденья установлена над кожухом на оси с возможностью поворота до вертикального положения. Эта ось установлена на кузове параллельно полу и продольной осевой плоскости кузова и размещена над кожухом вдоль боковой стенки салона. Спинка сиденья параллельна своей опорной поверхностью продольной оси транспортного средства и закреплена на боковой стенке салона («Мой автомобиль УАЗ 31512, 2206» Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Издательский дом «Третий Рим», Москва, 2006 г., стр.128).

Таким образом, пассажир размещается на указанном сиденье боком к направлению движения, что само по себе неудобно. Это усугубляется особенно при перемещении по неровной местности, когда возрастают угловые колебания кузова и самого автомобиля, и пассажиры, сидящие боком вдоль боковины кузова над кожухами колес, в связи с этим испытывают опрокидывающие воздействия. Кроме того, в транспортных средствах, обладающих плавучестью за счет объема воздуха в колесах (из-за больших габаритов этих колес), колесные кожухи выступают в салоне над полом на большую величину (550-600 мм), поэтому пассажиры на сиденьях, установленных над этими кожухами, всегда располагаются выше над полом на 150-200 мм в сравнении с пассажирами на других сидениях, установленных на полу. Из-за этого существенно возрастает высота расположения центра тяжести таких автомобилей, что отрицательно сказывается на управляемости, устойчивости и остойчивости автомобилей, а также увеличивает их угловые колебания.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по изменению конструкции сидений и изменению компоновки сидений в салоне закрытого кузова транспортного средства. При этом решается задача снижения центра тяжести транспортного средства и, следовательно, улучшения ее многих технических характеристик, в том числе устойчивости, остойчивости и уменьшения габаритной высоты.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении управляемости, устойчивости и остойчивости вездеходного транспортного средства за счет снижения его центра тяжести и снижения габаритной высоты транспортного средства, обеспечиваемого использованием откидных сидений, и расположении их в сложенном состоянии над кожухами и в разложенном состоянии между кожухами ниш колес.

Также достигаемый при этом технический результат заключается в улучшении удобства использования транспортного средства за счет размещения пассажиров лицом вперед к направлению движения на складных сиденьях, установленных между колесными нишами, и обеспечения за счет новой конструкции этих сидений по заявленному изобретению прохода пассажиров от задней двери для поездки на этих сиденьях, а также прохода далее внутрь салона и, кроме того, для возможности использования большего объема в указанном пространстве между колесными нишами для размещения груза за счет укладки сложенных сидений над колесными нишами вне указанного пространства.

Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном средстве, содержащем кузов с закрытым пассажирским салоном, имеющий по крайней мере одну дверь и выполненный с выступающими внутрь пассажирского салона из пола и боковин кожухами ниш для движителей, при этом рядом с по крайней мере одним из указанных кожухов расположено по крайней мере одно складное сиденье со спинкой и подушкой, основания которых шарнирно связаны между собой для складывания, складное сиденье для размещения на нем сидящего пассажира расположено между кожухами ниш противоположных боковин с расположением подушки от спинки в сторону передней части кузова и ниже верхней поверхности кожуха, основание подушки связано с кузовом посредством горизонтальной оси, установленной выше подушки параллельно продольной осевой вертикальной плоскости и полу для обеспечения перемещения поворотом вокруг этой оси сложенного сиденья и размещения его над кожухом.

В частности, ось, на которой установлена откидная подушка, установлена выше от опорной подушки на величину, превышающую половину расстояния от опорной подушки до верхней поверхности кожуха не менее чем на половину толщины опорной спинки.

В частном случае сиденье для удобства пассажира может быть снабжено подлокотником, установленным над горизонтальной осью.

Откидная подушка сиденья может иметь соединенную с ней неподвижно опорную стойку, имеющую возможность упора в пол в положении сиденья с неоткинутой подушкой для расположения на последней пассажира. Такое техническое решение позволяет упростить и удешевить конструкцию сиденья.

В другом частном случае откинутая подушка может иметь опорную стойку, соединенную с опорной подушкой с возможностью поворота и примыкания к ней в откинутом положении сиденья и с возможностью упора в пол в положении сиденья с неоткинутой подушкой для расположения на последней пассажира. Такое техническое решение позволяет иметь большее свободное пространство над кожухом движителя при откинутой подушке сиденья.

В указанных обоих случаях опорная стойка подушки сиденья может быть выполнена в форме плоской рамки, содержащей три последовательно жестко соединенных между собой стержня, концы крайних из которых соединены с подушкой сиденья, а плоскость этой рамки параллельна или перпендикулярна плоскости симметрии подушки сиденья при упоре указанной рамки своим средним стержнем в пол. В обоих указанных случаях такое техническое решение обеспечивает технически простую и дешевую конструкцию.

Транспортное средство может иметь со стороны каждой боковины кузова симметрично выполненные и установленные относительно продольной осевой вертикальной плоскости кузова откидные сиденья указанной конструкции.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности признаков, достаточной для достижения технического результата.

Настоящее изобретение поясняется примерами, которые не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 показано транспортное устройство (продольный разрез).

На фиг.2 - компоновка салона транспортного средства (вид сверху).

На фиг.3 - конструкция и компоновка откидных сидений в транспортном средстве (поперечный разрез А-А по фиг.1).

На фиг.4 - откидное сиденье с подлокотником и опорной стойкой с возможностью поворота.

На фиг.5 - вид А на фиг.4.

Указанное изобретение практически осуществимо, например оно реализовано в амфибийном автомобиле, в котором плавучесть обеспечивается за счет объема воздуха, содержащегося в его колесах. Этот автомобиль имеет ширину, не превышающую 2,5 м (чтобы иметь возможность передвигаться по дорогам общего пользования), а его колеса необходимого объема для обеспечения плавучести автомобилю имеют диаметр 1,3 м и ширину 0,53 м. При таких огромных колесах колесные ниши значительно выступают в салон автомобиля и по высоте, и по ширине.

В связи с этим если сиденья для пассажиров разместить над задними колесными нишами, то существенно возрастет высота центра тяжести автомобиля и ухудшатся его ходовые качества. При этом еще и возрастает высота автомобиля и снижаются его возможности по проходимости. Разместить двух человек лицом друг против друга между колесными нишами не удается из-за недостатка расстояния между задними колесными нишами в салоне ввиду указанных ранее ограничений по ширине автомобиля и широких колес. При этом в обоих упомянутых случаях перевозка пассажиров боком к направлению движения некомфортна. Если посадить пассажиров лицом вперед к направлению движения на неоткидных сиденьях между колесными нишами, то посадка на эти сиденья и перемещения в салоне автомобиля будут затруднены из-за невозможности использования для этого задней двери салона. Кроме того, перевозка груза вместо упомянутых пассажиров неудобна и ограничена наличием задних сложенных или несложенных сидений между колесными нишами.

В связи с этим возникла задача создания новой конструкции откидного сиденья, которая позволила бы осуществить новую компоновку сиденья в салоне транспортного средства в указанных условиях. То есть при значительно выступающих в салон транспортного средства нишах движителей обеспечить комфортную перевозку пассажиров, снизить при этом высоту центра тяжести автомобиля и, таким образом, улучшить его ходовые качества, устойчивость, остойчивость, обеспечить удобную посадку на указанные сиденья и проход в переднюю часть автомобиля через заднюю дверь. А также обеспечить максимально возможное свободное пространство между колесными нишами внутри кузова за счет размещения сложенных сидений над кожухами ниш для движителей, вне указанного пространства.

Для решения указанной задачи согласно настоящему изобретению предлагается конструкция транспортного средства с кузовом, внутри которого сформирован закрытый пассажирский салон. Кузов имеет в боковине по крайней мере одну дверь (или в каждой боковине по одной двери или в задней части кузова) и выполнен с выступающими внутрь пассажирского салона из пола и боковин кожухами ниш для движителей. Рядом по крайней мере с одним из указанных кожухов расположено по крайней мере одно складное сиденье со спинкой и подушкой, основания которых шарнирно связаны между собой для размещения спинки на подушке при складывании.

Это складное сиденье в разложенном положении расположено на полу кузова между кожухами ниш для движителей с направлением подушки в сторону передней части кузова, а спинки - в сторону задней части кузова.

Основание подушки связано с боковиной одного из этих кожухов посредством горизонтальной оси, закрепленной на боковине этого кожуха параллельно продольной осевой вертикальной плоскости для обеспечения перемещения поворотом вокруг этой оси сложенного сиденья для размещения сложенного сиденья над кожухом спинкой сиденья вниз, при этом в положении для размещения пассажира на подушке сиденья высота подушки для размещения пассажира на нем расположена ниже верхней поверхности кожуха.

Горизонтальная ось связи основания подушки с боковиной кожуха установлена выше подушки на величину, превышающую половину расстояния от подушки до верхней поверхности кожуха не менее чем на половину толщины спинки.

Основание подушки складного сиденья имеет соединенную с ней неподвижно опорную стойку, имеющую возможность упора в пол.

Опорная стойка может быть соединена с основанием с возможностью поворота и примыкания к ней в откинутом положении сиденья и с возможностью упора в пол при расположении сиденья на полу между кожухами ниш.

Ниже рассматривается пример конкретного исполнения заявленного изобретения.

В транспортном средстве 1 (фиг.1, 2) в кузове сформирован закрытый пассажирский салон 2, имеющий по крайней мере одну дверь 3 в боковине кузова или в его задней части, а внутрь салона выступают из пола 4 (фиг.3) и боковин 5 кузова кожухи 6 ниш для движителей 7. Рядом с одним из кожухов установлено складное сиденье с опорными спинкой 8 (фиг.3) и подушкой 9, связанными между собой горизонтальным шарниром на оси 10 для обеспечения поворота спинки в сторону подушки и укладки спинки на эту подушку. При обратном движении спинка принимает упорное положение, при котором сидящий пассажир может опереться на спинку.

Опорная подушка связана с боковиной кожуха другим горизонтальным шарниром, ось 11 которого установлена на кузове параллельно полу и продольной осевой вертикальной плоскости 12 симметрии кузова. При таком исполнении возможно складывание сиденья (то есть спинка укладывается на подушку) и последующее переворачивание сложенного сиденья вокруг оси 11 и размещение сложенного сиденья над указанным кожухом или на указанный кожух, как это показано на фиг.3.

При обратном движении складное сиденье поворотом вокруг оси 11 перемещается в пространство между кожухами и раскладывается так, что подушка остается направленной в сторону передней части кузова, обеспечивая расположение сидящего пассажира по ходу движения транспортного средства.

При положении сиденья в пространстве между кожухами опорная подушка установлена не выше (ниже) верхней поверхности кожуха и своей опорной поверхностью параллельно указанной оси 11. Указанная ось 11 установлена над подушкой. Благодаря тому что сиденье установлено между выступающими в салон кожухами, опорная подушка сиденья при сидящем на нем пассажире установлена ниже верхней поверхности кожухов, и, следовательно, центр тяжести и габаритная высота транспортного средства понижены. Благодаря тому что спинка сиденья установлена с возможностью поворота на горизонтальной оси 10, спинка при повороте ее на этой оси может компактно примкнуть к подушке. А затем, вследствие того что подушка установлена с возможностью поворота на оси 11, соединенной с кузовом, опорная подушка вместе с примкнутой к ней спинкой могут быть повернуты до положения над верхней поверхностью кожуха, вне пространства между кожухами. Таким образом, пространство между кожухами будет освобождено для перевозок груза или для прохода пассажиров в переднюю часть салона или к задним сиденьям при посадке пассажиров через заднюю дверь. Для возможности перемещения складного сиденья до положения над кожухом, вне пространства между кожухами, ось 11, на которой установлена откидная подушка, должна быть установлена выше опорной подушки на величину (Н), превышающую половину расстояния (L) от опорной подушки до верхней поверхности кожуха не менее чем на половину толщины (В) опорной спинки (Нтранспортное средство, патент № 2342277 (L+B)/2).

В частном случае сиденье может иметь подлокотник, установленный над осью 11, на которой установлено сиденье.

Основание подушки 9 сиденья может иметь соединенную с ней неподвижную опорную стойку 13. Этой стойкой подушка поддерживается над полом при сидящем на ней пассажире (фиг.3). Неподвижное соединение стойки с основанием опорной подушки в большинстве случаев не мешает перемещению сиденья до положения над кожухом и при этом позволяет упростить конструкцию.

В другом варианте исполнения основание опорной подушки 9 может иметь опорную стойку 14, соединенную с основанием опорной подушки с возможностью поворота и примыкания к ней в откинутом положении сиденья (фиг.4. 5). В этом случае увеличивается свободное пространство над кожухом при сложенных сиденьях. При развороте сложенного сиденья из расположения над кожухом в пространство между кожухами стойка 14 поворачивается до упора в пол.

В обоих вариантах исполнения опорная стойка 13 или 14 подушки 9 сиденья может быть выполнена в форме плоской рамки, содержащей три последовательно жестко соединенных стержня. Концы крайних стержней соединены с подушкой сиденья жестко или с возможностью поворота. Плоскость этой рамки может быть параллельна или перпендикулярна продольной плоскости симметрии транспортного средства.

Транспортное средство может иметь со стороны каждой боковины кузова симметрично выполненные и установленные относительно продольной осевой вертикальной плоскости симметрии кузова откидные сиденья. В этом случае можно использовать все пространство задней части транспортного средства с большей выгодой, чем было показано ранее для одной стороны.

В общем случае данное изобретение в части новой компоновки заднего сиденья или двух рядом расположенных задних сидений применено для транспортного средства, в котором сиденья с опорными подушками и спинками для пассажиров установлены у боковины кузова, сиденье первого ряда из которых полностью или большей частью установлено напротив указанного проема двери в боковине, а сиденье второго ряда установлено ближе к задней части транспортного средства, но перед сиденьями третьего ряда, которые выполнены согласно настоящему изобретению. Опорная подушка каждого из указанных сидений установлена ближе своей спинки по отношению к передней части транспортного средства. Расположенное за первым сиденьем сиденье второго ряда выполнено с откидной опорной подушкой, первое сиденье в поперечном направлении кузова установлено на расстоянии от закрытой двери для образованием прохода между ним и дверью в направлении ко второму сиденью и размещения в этом проходе ног пассажира, сидящего на втором сидении, между которым при поднятой его опорной подушке и первым сиденьем образован проход в центральную или заднюю часть кузова.

При этом второе сиденье (сиденье второго ряда) расположено перед аркой колесной ниши или над частью указанной арки (кожуха).

Таким образом, в соответствии с поставленной задачей и данным изобретением был изготовлен амфибийный автомобиль с более низким расположением центра тяжести и, соответственно, лучшими ходовыми качествами, с меньшей габаритной высотой, а также с меньшей амплитудой колебаний кузова, более комфортной посадкой пассажиров - всех лицом вперед к направлению движения и при этом была обеспечена для них возможность посадки на все сиденья и проход в головную часть автомобиля, в том числе через заднюю дверь. Кроме того, были увеличены возможности для перевозки разнообразного груза в кузове за счет большего свободного пространства между колесными нишами.

Класс B62D31/02 для перевозки большого количества пассажиров, например автобусные 

железнодорожный вагон с облегченным доступом для пассажиров с ограниченными физическими возможностями -  патент 2486088 (27.06.2013)
интегральный грузовой отсек кузова транспортного средства -  патент 2438910 (10.01.2012)
кузов транспортного средства -  патент 2363606 (10.08.2009)
способ модульного изготовления и сборки автомобиля, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов, и кузов и шасси, изготовленные согласно этому способу -  патент 2349487 (20.03.2009)
модульная рама для транспортных средств с пониженной безбортовой платформой -  патент 2260536 (20.09.2005)
кузов транспортного средства -  патент 2226158 (27.03.2004)
крыша транспортного средства -  патент 2187439 (20.08.2002)
автобус, трансформированный из автомобиля грузового типа, и способ трансформирования автомобиля грузового типа в автобус -  патент 2079245 (10.05.1997)

Класс B60N2/01 размещение одного сидения относительно другого

Класс B60N2/10 откидные

Наверх