парашют
Классы МПК: | B64D17/16 с полотнищами, прикрепленными к кромке основного купола |
Автор(ы): | Ведяшкин Анатолий Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение вышего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-24 публикация патента:
27.12.2008 |
Изобретение относится к авиационной технике. Парашют имеет крестообразную форму в плане с квадратной центральной частью. Нижние части боковых лопастей выполнены с расширением. Ширина нижней кромки лопастей равна ширине лопасти в месте ее присоединения к центральной части. Стропы закреплены на лопастях перед нижней частью и выполнены с ответвлениями, которые закреплены на нижней кромке лопастей. Нижние кромки лопастей выполнены с ребрами жесткости в виде сообщенных трубок. Парашют снабжен устройством для регулируемого газообразования. Изобретение направлено на увеличение аэродинамического сопротивления парашюта. 2 ил.
Формула изобретения
Парашют крестообразной формы в плане, содержащий квадратную центральную часть и четыре боковые лопасти, каждая из которых прикреплена к боковой стороне центральной части и направлена от нее к наружной кромке, каждая лопасть выполнена с отверстием, расположенным в верхней части по центру, а боковые кромки смежных лопастей соединены с образованием отверстия рядом с углом центральной части для истечения воздуха из-под купола, лопасти также снабжены стропами, парашют изготовлен из материала с нулевой или близкой к нулевой пористостью, отличающийся тем, что нижняя часть каждой лопасти выполнена с расширением, так что ширина нижней кромки лопасти равна ширине лопасти в месте ее присоединения к центральной части, стропы закреплены перед нижней частью, а каждая стропа выполнена с ответвлением, которое закреплено на нижней кромке лопасти, ограничивая ее отгибание от плоскости лопасти при раскрытии, кроме того, нижние кромки лопастей выполнены с ребрами жесткости в виде наполняемых в процессе раскрытия сообщенных трубок и, по крайней мере, одним устройством для регулируемого газообразования.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к крестообразным парашютам.
Настоящее изобретение является модификацией крестообразного парашюта, в котором присоединены лопасти для образования купола, имеющего по существу квадратную конфигурацию вверху и круглую по нижней кромке.
Известен парашют (патент РФ №2267448, МПК В64D 17/02, опубл. 10.08.2004 г.), имеющий крестообразную форму в плане, содержащий квадратную центральную часть и четыре боковые лопасти, каждая из которых прикреплена к боковой стороне центральной части и направлена от нее к прямой наружной кромке, причем центральная часть и лопасти изготовлены из материала с нулевой или близкой к нулевой пористостью, при этом каждая лопасть прикреплена непосредственно к смежным с ней лопастям в местах смежных боковых кромок лопастей, образующих, по меньшей мере, одно свободное отверстие рядом с углами между каждой парой кромок для истечения воздуха наружу из-под купола.
Недостатком известного парашюта является то, что лопастная часть купола играет роль обтекателя, не создавая вихревого сопротивления и, кроме того, делает входное отверстие купола меньше по площади, чем центральная часть купола, тем самым ограничивает поступление воздуха под купол, что в целом снижает аэродинамическое сопротивление парашюта.
Задачей изобретения является увеличение аэродинамического сопротивления парашюта за счет увеличения входного отверстия в крестообразном парашюте при той же площади лопастной части купола, а также за счет формирования вихревых зон с наружной и внутренней стороны лопастей.
Для решения поставленной задачи в парашюте крестообразной формы в плане, содержащем квадратную центральную часть и четыре боковые лопасти, каждая из которых прикреплена к боковой стороне центральной части и направлена от нее к наружной кромке, каждая лопасть выполнена с отверстием, расположенным в верхней части по центру, а боковые кромки смежных лопастей соединены с образованием отверстия рядом с углом центральной части для истечения воздуха из-под купола, лопасти снабжены стропами, парашют изготовлен из материала с нулевой или близкой к нулевой пористостью, предлагается нижнюю часть каждой лопасти выполнить с расширением, причем ширину нижней кромки лопасти принять равной ширине лопасти в месте ее присоединения к центральной части, стропы закрепить перед нижней частью, а каждую стропу выполнить с ответвлением, которое закрепить на нижней кромке лопасти для ограничения ее отгибания от плоскости лопасти при раскрытии. Кроме того, нижние кромки лопастей предлагается выполнить с ребрами жесткости в виде наполняемых в процессе раскрытия сообщенных трубок и, по крайней мере, одним устройством для регулируемого газообразования.
Расширение нижней части лопасти до ширины лопасти в месте ее соединения с центральной частью позволяет использовать полотна без клиньев (только за счет раскроя). При большем расширении нижней части требуется вставка дополнительных клиньев, что усложняет технологию изготовления парашюта.
Именно выполнение крестообразных парашютов, изготовленных из материала с нулевой или близкой к нулевой пористостью, имеющих квадратную центральную часть и четыре боковые лопасти, соединенные смежными кромками с образованием рядом с углами центральной части отверстий, а также отверстий в верхней части каждой лопасти для истечения воздуха из-под купола с отогнутой наружу расширенной нижней частью лопастей, снабжение ее ребрами жесткости, закрепление ее с помощью ответвлений строп, увеличивает входное отверстие парашюта и обеспечивает формирование вихревых зон с наружной и внутренней стороны лопастей за счет изменения направления набегающего потока воздуха, что в итоге увеличивает аэродинамическое сопротивление парашюта.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид крестообразного парашюта сбоку, по диагонали центральной части купола, на фиг.2 - вертикальный разрез по А-А на фиг.1.
На чертежах приняты следующие обозначения:
1 - кольцевая трубка;
2 - поперечные трубки;
3 - боковая лопасть;
4 - угловое отверстие для выхода воздуха из-под купола;
5 - отверстие в боковой лопасти;
6 - центральная часть;
7 - граница зоны аэродинамического затемнения;
8 - зона вихреобразования внутри купола;
9 - зона вихреобразования снаружи боковой лопасти;
10 - набегающий поток воздуха;
11 - ответвление строп;
12 - соединение ответвлений со стропами;
13 - стропы;
14 - расширенная часть боковой лопасти;
15 - тесьма усиления.
Парашют включает, как показано на чертежах, купол крестообразной формы, состоящий из квадратной центральной или полюсной части 6 (фиг.1, 2) и четырех направленных вниз лопастей 3, присоединенных к центральной части 6. Лопасти 3 соединяются крайними смежными кромками в нижней части, образуя вверху у углов центральной части отверстия 4 для выпуска воздуха из-под купола наружу. Для той же цели служат отверстия 5, расположенные в верхней части лопасти по центру. Каждая лопасть 3 выполнена с расширенной к нижней кромке частью 14, снабжена кольцевой трубкой 1 и поперечными трубками 2, заполняемыми при раскрытии купола парашюта газом и содержит по крайней мере одно устройство для регулируемого газообразования или баллон со сжатым воздухом (не показаны), соединяемыми через запорное устройство с полостью трубок 1 и 2. Расширенная часть 14 лопастей 3 нижней кромкой соединена ответвлениями 11 со стропами 13, которые связаны между собой соединениями 12. Часть 14 расширена у нижней кромки до размера не меньше, чем ширина центральной части. Участок расширения части 14 составляет 0,25-0,3 общей длины (включая расширенную часть) лопасти 3. Длина ответвлений 11 строп составляет 0,35-0,4 общей длины лопасти. Расширенная часть 14 лопасти отогнута от направления строп наружу (фиг.2) и при указанных выше параметрах образует угол, приблизительно равный 45°, с осью парашюта. В месте отгиба расширенной части 14 лопасть 3 усилена тесьмой 15, где и крепятся основные стропы 13.
Парашют работает следующим образом. При раскрытии купола кольцевая трубка 1 и поперечные трубки 2 наполняются газом после срабатывания запорного устройства (на баллоне сжатого воздуха или устройстве для регулируемого газообразования), имеющего привод от натяжения стропы, расширенная часть принимает положение, показанное на фиг.1. Благодаря расширенной части 14 лопастей 3 под центральную часть 6 купола попадает большее количество воздуха, так как радиус R входного отверстия увеличивается на величину R и сопротивление парашюта возрастает пропорционально увеличению сечения. При принятых параметрах площадь входного сечения увеличивается в 1,5 раза. Кроме того, набегающий поток 10 воздуха по контуру парашюта образует вихревые зоны 8 и 9 внутри купола и снаружи его соответственно, что в итоге увеличивает зону аэродинамического затемнения над центральной частью купола с границей 7. Формирование зон 8 и 9 вихреобразования и увеличение зоны аэродинамического затемнения способствует также увеличению аэродинамического сопротивления купола парашюта. При заданной скорости снижения парашюта предлагаемая конструкция позволяет уменьшить параметры купола и сэкономить материалы на его изготовление.
Таким образом, изготовление нижней части лопастей расширенными, армирование этой части трубками, заполняемыми газом, удержание нижней кромки с помощью ответвлений строп увеличивает входное отверстие и объем поступающего под купол воздуха, формирует вихревые зоны внутри купола и снаружи по всему периметру, что в конечном итоге увеличивает аэродинамическое сопротивление парашюта.