быстроразъемное соединение трубопроводов
Классы МПК: | F16L37/12 посредством крючков, защелок или других подвижных или вставляемых замковых элементов |
Автор(ы): | Майоров Юрий Николаевич (RU), Инин Игорь Викторович (RU), Фадеев Анатолий Павлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-05-07 публикация патента:
20.01.2009 |
Изобретение относится к устройствам для соединения и разъединения трубопроводов. Соединение трубопроводов содержит стыкуемые патрубки - наружный с окнами и внутренний, стопорные элементы и подпружиненную обойму. Стопорные элементы расположены радиально в окнах наружного патрубка, выполнены цилиндрическими и подпружинены единой кольцевой ленточной пружиной, входящей в проточки на головках стопорных элементов. Стопорные элементы взаимодействуют с коническим буртиком внутреннего патрубка своей сферической поверхностью, а подпружиненная обойма взаимодействует с головками стопорных элементов и гайкой, установленной на наружном патрубке. Изобретение позволит при малых габаритах и простоте конструкции повысить надежность соединения. 2 ил.
Формула изобретения
Быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее стыкуемые патрубки - наружный с окнами и внутренний, стопорные элементы и подпружиненную обойму, отличающееся тем, что стопорные элементы расположены радиально в окнах наружного патрубка, выполнены цилиндрическими, подпружинены единой кольцевой ленточной пружиной, входящей в проточки, выполненные на головках стопорных элементов и взаимодействуют с коническим буртиком внутреннего патрубка своей сферической поверхностью, а подпружиненная обойма взаимодействует с головками стопорных элементов и гайкой, установленной на наружном патрубке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для обеспечения быстрого, удобного и надежного соединения и разъединения двух трубопроводов в местах, где это необходимо, например на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся пневматическими или гидравлическими испытаниями систем и агрегатов.
Известно быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее сухари, снабженные штифтами, расположенные параллельно оси трубопровода, а на торцевой стороне муфты выполнены криволинейные пазы под указанные штифты (а.с.№821832, М. кл.3 F16L 37/10).
К недостаткам этого соединения следует отнести сложность конструкции из-за большого количества подпружиненных деталей и большие габариты за счет расположенных перпендикулярно оси трубопровода штоков с пружинами.
Известно также быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее стопорные элементы, выполненные в виде сегментов с внутренней конусной и наружной криволинейной поверхностями и расположенные радиально в окнах наружного патрубка, подпружиненное кольцо, выполненное со скосом, взаимодействующее с криволинейной поверхностью сегментов, и расположенное на наружном патрубке, затылочная же часть обоймы выполнена с внутренней конусной поверхностью, обратной внутренней конусной поверхности сегментов, причем рабочая поверхность кольцевой канавки внутреннего патрубка расположена перпендикулярно оси соединения и сопряжена с рабочей поверхностью стопорных элементов (а.с. №979780, М. кл. 3 F16L 37/12 - прототип).
Недостатками указанного соединения являются: малая надежность работы из-за наличия концентраторов напряжений на внутреннем патрубке и обойме за счет конусных проточек и от прямых углов в окнах наружного патрубка; увеличенные габариты из-за наличия конусных проточек на внутреннем патрубке и обойме; сложность конструкции за счет большего количества деталей, изготавливаемых с высокой точностью (детали с конусными проточками и выступами).
Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности, упрощение конструкции и уменьшение габаритно-массовых характеристик.
Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом соединении трубопроводов, которое содержит стыкуемые патрубки - наружный с окнами и внутренний, стопорные элементы и подпружиненную обойму, стопорные элементы, расположены радиально в окнах наружного патрубка, выполнены цилиндрическими, подпружинены единой кольцевой ленточной пружиной, входящей в проточки на головках стопорных элементов и взаимодействуют с коническим буртиком внутреннего патрубка своей сферической поверхностью, а подпружиненная обойма взаимодействует с головками стопорных элементов и гайкой, установленной на наружном патрубке.
При выполнении обслуживающих системы и агрегаты работ на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся пневматическими или гидравлическими испытаниями имеется необходимость многократной стыковки и расстыковки соединений трубопроводов. А так как соединения могут находиться в труднодоступных местах, то небольшие габариты его и простота конструкции в части стыковки и расстыковки соединения играют большую роль.
Заявляемая конструкция поясняется чертежами:
Фиг.1 - общий вид предлагаемого соединения трубопроводов.
Фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Быстроразъемное соединение трубопроводов содержит наружный патрубок 1 с окнами для подпружиненных единой кольцевой ленточной пружиной 2, входящей в проточки 3 на головках стопорных элементов 4, которые удерживают внутренний патрубок 5 посредством охватывающей их подпружиненной обоймы 6, которая под действием пружины 7, перемещается по головкам стопорных элементов 4, упирающихся своей сферической поверхностью в конический буртик 8 внутреннего патрубка 5, и гайке 9, установленной на наружном патрубке 1.
Сборка соединения осуществляется следующим образом.
Подпружиненная обойма 6 оттягивается в направлении Б на фиг.1, освобождая стопорные элементы 4. Внутренний патрубок 5 входит в наружный патрубок 1, отжимая стопорные элементы 4 в направлении В на фиг.2. Стопорные элементы 4 под действием единой кольцевой ленточной пружины 2, возвращаясь в исходное положение, своей сферической поверхностью упираются в конический буртик 8 внутреннего патрубка 5, а подпружиненная обойма 6 под действием пружины 7, перемещаясь по наружной поверхности гайки 9, надвигается на головки стопорных элементов 4, предотвращая раскрытие соединения.
Разборка соединения осуществляется следующим образом.
Подпружиненная обойма 6 оттягивается в направлении Б на фиг.1, освобождая стопорные элементы 4. Внутренний патрубок 5 выводится из наружного патрубка 1, отжимая стопорные элементы 4 по сферической поверхности в направлении В на фиг.2. Приведение стопорных элементов 4 и подпружиненной обоймы 6 в исходное положение осуществляется пружинами 2 и 7 соответственно.
Таким образом, предложенное техническое решение позволит при малых габаритах и простоте конструкции повысить надежность соединения за счет отсутствия конусных проточек и прямых углов в окнах наружного патрубка, как концентраторов напряжений, а также уменьшить количество деталей, изготавливаемых с высокой точностью, что в свою очередь обеспечит работоспособность соединения в труднодоступных местах и безаварийную работу трубопроводов на технических площадках аэродромов и космодромов, а также на производственных участках, занимающихся пневматическими или гидравлическими испытаниями систем и агрегатов.
Класс F16L37/12 посредством крючков, защелок или других подвижных или вставляемых замковых элементов