способ сборки газоперекачивающего агрегата
Классы МПК: | F04D29/60 крепление, установка, сборка, разборка |
Автор(ы): | Пьянков Игорь Иванович (RU), Козинов Александр Михайлович (RU), Ильин Виталий Борисович (RU), Белобородов Сергей Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-05 публикация патента:
20.02.2009 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при технологических операциях сборки газоперекачивающих агрегатов, а также при их ремонте и реконструкции на компрессорных станциях. Способ сборки газоперекачивающего агрегата включает поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора. Затем излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора. Изобретение позволяет достичь требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме, повысить технологичность процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя, и в условиях отсутствия специального оборудования. 4 ил.
Формула изобретения
Способ сборки газоперекачивающего агрегата, включающий поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора, отличающийся тем, что излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при технологических операциях сборки газоперекачивающих агрегатов, а также при их ремонте и реконструкции на компрессорных станциях.
Известен способ сборки газоперекачивающего агрегата (патент РФ №2159871), включающий следующие операции: установку на раму нагнетателя (компрессора), с помощью размещаемого на компрессоре излучателя выверку соосности компрессора и рамы, установку турбины газотурбинного двигателя и проведение выверки соосности валов турбины и компрессора с помощью размещенного на валу турбины излучателя.
Недостатком данного способа является невозможность центрирования валов компрессора и двигателя в случае, когда они находятся на значительном расстоянии друг от друга (при этом не соединены друг с другом посредством торсионного вала, муфты и т.п.), а значит, невозможно их одновременное вращение. К тому же этот способ не может быть использован при отсутствии специального оборудования, например системы «Оптлайн».
Технической задачей предлагаемого изобретения является достижение требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме до установки трансмиссии, повышение технологичности процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя и в условиях отсутствия специального оборудования.
Технический результат достигается за счет того, что в способе сборки газоперекачивающего агрегата, включающем поочередную установку на раму компрессора и газотурбинного двигателя, размещение на фланце вала компрессора излучателя, например лазерного, определение смещения центра фланца двигателя по световому пятну на фланце двигателя, совмещение центра фланца двигателя с осью вала компрессора, после чего излучатель переустанавливают на вал двигателя и по световому пятну излучателя на фланце компрессора определяют смещение оси вала двигателя относительно центра фланца компрессора, разворачивают двигатель относительно центра его фланца в вертикальной и горизонтальной плоскостях и совмещают оси валов двигателя и компрессора.
На фиг.1 показано расположение газотурбинного двигателя и компрессора с излучателем на фланце вала компрессора;
На фиг.2 показано расположение газотурбинного двигателя и компрессора с излучателем на фланце вала двигателя;
На фиг.3 показан вид А на фланец вала двигателя;
На фиг.4 показан вид Б на фланец вала компрессора.
Способ осуществляется следующим образом.
Для определения смещения относительно друг друга установленного на раме 1 компрессора 2 и устанавливаемого (на значительном расстоянии) газотурбинного двигателя 3 на фланец 4 вала компрессора 2 устанавливают лазерный излучатель 5. Поворачивая вал компрессора 2 вокруг его оси, отмечают по следу луча, описывающего окружность, 4 точки (положения световых пятен) в горизонтальной (Агдв и Б гдв) и вертикальной (Авдв и Б вдв) плоскостях на фланце 6 вала двигателя 3. Измеряют расстояние между центром фланца 6 и точками А гдв, Бгдв, Авдв и Бвдв. Горизонтальное и вертикальное смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 относительно оси вала компрессора 2 определяют по формулам
,
,
где:
егдв - смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 в горизонтальной плоскости;
евдв - смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 в вертикальной плоскости;
А гдв и Бгдв - расстояния от центра фланца 6 вала двигателя 3 до точек по горизонтали на окружности, описанной лучом излучателя;
Авдв и Бвдв - расстояния от центра фланца 6 вала двигателя 3 до точек по вертикали на окружности, описанной лучом излучателя.
Корпус двигателя 3 перемещают в горизонтальном и вертикальном направлении на расстояния егдв и евдв.
Для проверки точности произведенного перемещения корпуса двигателя 3 вновь поворачивают вал компрессора 2 с расположенным на его фланце 4 излучателем 5, находят центр описываемой лучом излучателя окружности на фланце 6 двигателя 3, отмечают положения световых пятен и определяют смещение центра фланца 6 вала двигателя 3 по горизонтали и вертикали относительно оси вала компрессора.
При совмещении центра описываемой лучом излучателя окружности и центра фланца 6 двигателя 3 обеспечивается совмещение центра фланца 6 двигателя 3 с осью вала компрессора 2 в точке «О».
Переставляют излучатель 5 на фланец 6 вала двигателя 3. Поворачивая вал двигателя 3 и отмечая положение световых пятен на фланце 4 вала компрессора 2, таким же образом, как при размещении излучателя 5 на фланце 4 компрессора 2, определяют смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 по горизонтали и вертикали по формулам:
,
,
где
егк - смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в горизонтальной плоскости;
евк - смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в вертикальной плоскости;
А гк и Бгк - расстояния от центра фланца 4 компрессора 2 до точек по горизонтали на окружности, описанной лучом излучателя 5;
Авк и Б вк - расстояния от центра фланца 4 компрессора 2 до точек по вертикали на окружности, описанной лучом излучателя.
Если центр окружности, описанной лучом, не совпадает с центром фланца 4 компрессора 2, корпус двигателя 3 перемещают в вертикальном и горизонтальном направлении, разворачивая его относительно точки «О».
Величину вертикальных и горизонтальных перемещений передних 7 и задних 8 опор двигателя 3 рассчитывают по формулам:
,
,
,
,
где
пв - величина вертикального перемещения передних опор 7 двигателя 3;
зв - величина вертикального перемещения задних опор 8 двигателя 3;
пг - величина горизонтального перемещения передних опор 7 двигателя 3;
зг - величина горизонтального перемещения задних опор 8 двигателя 3;
евк и егк - смещение оси вала двигателя 3 относительно центра фланца 4 вала компрессора 2 в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
В - расстояние между фланцем 6 двигателя 3 и центром передней опоры 7;
L - расстояние между фланцами 4 и 6 компрессора 2 и двигателя 3;
Г - расстояние между центрами передних 7 и задних 8 опор.
Добившись совмещения оси вала двигателя 3 с центром фланца 4 компрессора 2, достигают совмещения осей валов двигателя 3 и компрессора 2.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет достичь требуемой точности установки компрессора и газотурбинного двигателя на раме, повысить технологичность процессов сборки и центрирования независимо от расстояния, на котором находятся валы компрессора и двигателя, и в условиях отсутствия специального оборудования.
Класс F04D29/60 крепление, установка, сборка, разборка