редуктор мотоблока
Классы МПК: | A01B71/00 Конструкции и расположение установочных и регулировочных устройств, приводов почвообрабатывающих орудий или рабочих органов и вала отбора мощности; средства для защиты деталей от пыли и тп; приспосабливание деталей машин для сельскохозяйственных целей B62D7/08 с осями поворота, расположенными в одной плоскости, перпендикулярной к продольной оси транспортного средства |
Автор(ы): | Иванов Алексей Федорович (RU), Мальшаков Владимир Григорьевич (RU), Пудовкин Александр Петрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВИАЦИОННЫЕ РЕДУКТОРА И ТРАНСМИССИИ-ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ" (ОАО "Редуктор-ПМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-18 публикация патента:
10.03.2009 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам механизации сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, и предназначено для передачи крутящего момента от двигателя через клиноременную передачу к колесам и/или фрезам мотоблока. Редуктор мотоблока содержит корпус, входной вал (4), блоки звездочек (6, 7), выходные полувалы (18, 19) со сдвоенной звездочкой (17). На каждом полувалу (18, 19) неподвижно установлена полумуфта (22) с выступом (23). Выступы (23) полумуфт (22) находятся в зацеплении с кольцевыми незамкнутыми пазами (27) сдвоенной звездочки (17). При движении мотоблока по неровной дороге или при повороте связанный с наружным колесом или колесом, движущимся по неровностям дороги, выступ (23) на полумуфте (22) выйдет из зацепления со стенкой кольцевого незамкнутого паза (27) и будет передвигаться по кольцевому пути внутри него. Наружному колесу будет предоставлен «свободный ход» до тех пор, пока выступ (23) не переместится до противоположной стенки паза (27). Конструкция редуктора мотоблока обеспечивает легкое управление мотоблоком при поворотах и движении по неровной дороге, а также высокую его маневренность при низком расходе топлива. 2 ил.
Формула изобретения
Редуктор мотоблока, в корпусе которого по оси симметрии расположены входной вал, через блоки звездочек связанный с выходным валом, на котором размещена сдвоенная звездочка, отличающийся тем, что выходной вал составлен из двух полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, причем сдвоенная звездочка установлена на выходные полувалы с возможностью ее поворота вокруг полувалов, на обоих торцах сдвоенной звездочки выполнены кольцевые незамкнутые пазы, а на каждом полувалу неподвижно установлена полумуфта с выступом, входящим в зацепление с соответствующим кольцевым незамкнутым пазом сдвоенной звездочки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к средствам механизации сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.
Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через клиноременную передачу к колесам и/или фрезам мотоблока, изменения передаточного числа (скорости движения) и увеличения вращающего момента.
Известна конструкция цепного редуктора мотоблока-приставки, передаточное отношение которого составляет более 2,5 (Патент РФ №2694, А01В 3/50, 1996 г.). Колеса мотоблока-приставки установлены на концах сплошного выходного вала редуктора. Недостатками мотоблока с такой конструкцией редуктора являются трудность в управлении, низкая маневренность и повышенный расход топлива при поворотах и движении по неровной дороге.
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция двухскоростного цепного редуктора мотоблока МБ-1 «Нева», в вытянутом корпусе которого по оси симметрии расположены входной неразрезной вал, связанный через три блока звездочек с выходным валом, на концах которого имеются отверстия для фиксирования на валу ведущих колес или почвенных фрез. Сдвоенная звездочка распирается в корпусе редуктора с помощью втулки и шайбы (Мини-тракторы. В.В.Бурков, Е.П.Зикунов, М.Е.Иовлев, Н.Н.Ткешелашвили, Л., Машиностроение. Ленинградское отделение, 1987, с.144-145).
Известно, что при движении на поворотах или неровной дороге ведущие колеса мотоблока проходят разные расстояния. Поэтому если оба колеса, имеющие общий сплошной вал, получают от двигателя вращение с одинаковой скоростью, то одно из них будет проскальзывать. Оператор вынужден прикладывать большие усилия для того, чтобы «волочить» скользящее колесо, вызывая усиленное изнашивание шин и повышенный расход топлива.
Недостатками известной конструкции редуктора является низкая маневренность мотоблока, необходимость приложения высоких физических усилий оператора при проскальзывании одного из ведущих колес и, как следствие, усиленное изнашивание шин и повышенный расход топлива.
Техническая задача заключается в облегчении управления мотоблоком при поворотах и движении по неровной дороге, повышении его маневренности при снижении расхода топлива.
Сущность изобретения заключается в том, что в редукторе мотоблока, в корпусе которого по оси симметрии расположен входной вал, через блоки звездочек связанный с выходным валом, на котором размещена сдвоенная звездочка, согласно формуле изобретения, выходной вал составлен из двух полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, причем сдвоенная звездочка установлена на выходные полувалы с возможностью ее поворота вокруг полувалов, на обоих торцах сдвоенной звездочки выполнены кольцевые незамкнутые пазы, а на каждом полувалу неподвижно установлена полумуфта с выступом, входящим в зацепление с соответствующим кольцевым незамкнутым пазом сдвоенной звездочки.
Заявляемая конструкция редуктора мотоблока организует «свободный ход» выходных полувалов, что позволяет наружному колесу мотоблока увеличивать длину проходного пути при повороте без проскальзывания и износа шин, существенно снижая физические усилия оператора и повышая маневренность мотоблока при снижении расхода топлива.
Изобретение проиллюстрировано на фиг.1 и 2. На фиг.1 изображен продольный разрез редуктора мотоблока заявляемой конструкции, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Корпус редуктора состоит из двух штампованных половин 1 и 2, скрепленных болтами 3.
В верхней части корпуса расположен входной вал 4, установленный на подшипниках 5. Входной вал 4 вводится в зацепление со звездочками 6 или 7. При «утопленной» рукоятке 8 вводится в зацепление звездочка 6, включается первая (низшая) передача. При «выдвинутой» до конца рукоятке 8 вводится в зацепление звездочка 7, включается вторая (высшая) передача. При среднем положении рукоятки 8 - нейтральная передача.
Крутящий момент от входного вала 4 через блоки звездочек 9, 10, 11 с помощью приводных цепей 12, 13, 14, 15, 16 передается на сдвоенную звездочку 17.
Выходной вал состоит из левого 18 и правого 19 полувалов, зафиксированных от осевого перемещения распорной втулкой 20 и регулировочным кольцом 21.
На выходной левый полувал 18 и выходной правый полувал 19 неподвижно установлено по одной полумуфте 22 с выступом 23. Полувалы 18 и 19 с полумуфтами 22 одним концом установлены на подшипниках 24, уплотненных манжетами 25 и сальниками 26, а противоположным концом заходят друг в друга с возможностью взаимного вращения.
Сдвоенная звездочка 17 установлена с зазором на выходные полувалы 18 и 19, а на обоих торцах сдвоенной звездочки 17 выполнены кольцевые пазы 27.
Выступы 23 полумуфт 22 входят в зацепление с соответствующими незамкнутыми пазами 27 сдвоенной звездочки 17, что дает возможность полувалам 18 и 19 свободно поворачиваться в пределах кольцевого пути указанных пазов 27.
На концах полувалов 18 и 19 имеются отверстия 28, служащие для фиксации ведущих колес и/или фрез для обработки почвы (не показаны).
Редуктор мотоблока работает следующим образом.
При движении установленного на колесах мотоблока по ровной дороге или по прямолинейному участку оба колеса и связанные с ними выходные полувалы - левый 18 и правый 19 - редуктора получают от двигателя мотоблока вращение с одинаковой скоростью, и колеса проходят одинаковые расстояния. При этом выступы 23 полумуфт 22 находятся в зацеплении с кольцевыми незамкнутыми пазами 27 сдвоенной звездочки 17. При движении мотоблока по неровной дороге или при повороте колеса будут проходить разные расстояния. Наружное при повороте колесо, а также колесо при движении по неровностям дороги будут проходить расстояние большее, чем расстояние, пройденное внутренним колесом или колесом, движущимся по прямой дороге. При этом связанный с наружным колесом или колесом, движущимся по неровностям дороги, выступ 23 на полумуфте 22 выйдет из зацепления со стенкой кольцевого незамкнутого паза 27 и будет передвигаться по кольцевому пути внутри него. Крутящий момент от двигателя будет передаваться только на внутреннее колесо при повороте или колесо, движущееся по прямой дороге. Наружному колесу будет предоставлен «свободный ход» до тех пор, пока выступ 23 не переместится до противоположной стенки паза 27.
Класс A01B71/00 Конструкции и расположение установочных и регулировочных устройств, приводов почвообрабатывающих орудий или рабочих органов и вала отбора мощности; средства для защиты деталей от пыли и тп; приспосабливание деталей машин для сельскохозяйственных целей
Класс B62D7/08 с осями поворота, расположенными в одной плоскости, перпендикулярной к продольной оси транспортного средства
рулевой механизм колесного транспортного средства - патент 2271954 (20.03.2006) | |
трактор - патент 2255869 (10.07.2005) | |
рулевой привод транспортного средства - патент 2032570 (10.04.1995) |