способ швартовки судна

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-07-16
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения, в частности к технике автоматического управления движением судна при швартовке с прогнозом фазового состояния судна вблизи конечной точки швартовки. В способе используют электронную модель движения судна, блоки программного и ускоренного программного управления движением, блок ускоренных исполнительных средств, блок сравнения, на вход которого подают сигналы с электронной модели движения судна, блоков программного и ускоренного программного управления движением. В блоке сравнения формируют отклонение прогнозируемых сигналов фазового состояния судна в конце швартовки и заданных программных (в конце швартовки): угла курса, путевого угла и скорости хода судна. При отклонении этих значений выше допустимых выдается информация судоводителю. Изобретение обеспечивает повышение безопасности и живучести системы автоматического управления движением судна в режиме швартовки. 1 ил. способ швартовки судна, патент № 2350506

способ швартовки судна, патент № 2350506

Формула изобретения

Способ швартовки судна с использованием приемника спутниковой навигационной системы, блока программного управления и вычислителя, на вход которого вводят сигналы текущей широты и долготы положения судна с приемника спутниковой навигационной системы и сигналы координат заданной конечной точки швартовки для формирования сигнала заданного вектора путевого угла, который вводят в блок программного управления, где формируют сигналы программного управления движением судна по углу курса и скорости хода судна и сигнал заданного путевого угла, последний вводят в вычислитель для формирования сигнала управления движением судна по путевому углу, отличающийся тем, что формируют прогнозируемые значения сигналов вектора путевого угла, курса и скорости хода вблизи конечной точки швартовки, используют блок ускоренного программного управления, ускоренный вычислитель, блок ускоренных исполнительных органов, блок сравнения и электронную модель движения судна, на вход которой вводят сигналы текущей широты и долготы положения судна, скорости хода с приемника спутниковой навигационной системы и сигналы состояния исполнительных средств из блока ускоренных исполнительных органов, в ускоренном вычислителе формируют сигналы управления блоком ускоренных исполнительных средств, используя сигналы ускоренного заданного вектора путевого угла и программного ускоренного управления по курсу и скорости хода судна из блока ускоренного программного управления, сигналы программных значений вблизи конечной точки швартовки - вектора путевого угла, курса и скорости хода из блока программного управления, а также прогнозируемого курса, прогнозируемой скорости хода судна из электронной модели движения судна, вводят в блок сравнения для формирования сигнала сбоя.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - управлению движением судна по заданной траектории с швартовкой к пирсу и непрерывной выдачей судоводителю прогноза о фазовом состоянии судна в будущий момент окончания процесса швартовки.

Известен "Способ экспериментального определения параметров математической модели движения судна" (патент России №2151713). В рассматриваемом способе благодаря использованию информации о состоянии судна от приемника спутниковой навигационной системы удается идентифицировать все коэффициенты полной математической модели движения судна, чтобы обеспечить автоматическое управление движением судна и режим швартовки

Известен также способ управления движением судна в процессе швартовки (патент России №33448914), в котором для автоматизации режима швартовки используют блок программного управления по выдаче допустимого значения угла дрейфа в функции от расстояния суда до пирса и программного значения угла курса.

В качестве прототипа принят патент России №2292289 «Способ автоматического управления движением судна», основанный на использовании рулевого привода, сигналов точек поворота маршрута из программного блока, сигналов текущей широты и долготы судна из приемника спутниковой навигационной системы (СНС) и вычислителя-сумматора, на вход которого подают: сигнал угловой скорости судна, сигнал угла перекладки руля, сигнал текущего путевого угла и сигнал заданного путевого угла (вектор заданного путевого угла), который вырабатывают, используя сигналы широты и долготы судна в текущий момент времени плавания t0 и сигналы значений широты и долготы точки A0 - желаемого (будущего) поворота судна для обеспечения дальнейшего движения судна по заданной траектории. На выходе вычислителя формируют управляющий сигнал, который подают на вход рулевого привода.

В процессе движения судна к точке A0 формируются сигналы управления исполнительными средствами для обеспечения движения судна с путевым углом, максимально приближенным к заданному путевому углу. Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t цикл вычислений повторяют (с корректировкой величины заданного путевого угла).

Через m интервалов времени т.е. в момент времени tm=t0 +mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t, когда длина вектора заданного путевого угла станет меньше C1, процесс выхода судна в точку A 0 заканчивается и формируется новое значение вектора заданного путевого угла по текущим значениям широты и долготы судна в момент времени tm и заданным значениям широты и долготы следующей (второй) точки поворота судна (значение вектора заданного путевого угла корректируется, если судно уходит с заданной траектории, при каждом повторном вычислении через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t).

Недостатком рассмотренных способов управления движением судна при швартовке является отсутствие непрерывного контроля за исправной работой всех исполнительных средств и соответствия будущего фазового состояния судна в момент окончания процесса швартовки заданным программным значениям.

В предлагаемом способе отмеченный недостаток устраняют благодаря формированию в процессе режима швартовки судна от точки А0 до конечной точки швартовки судна Аконеч будущей длины вектора заданного путевого угла и фазовых координат будущего состояния судна. Эти сигналы вырабатывают в блоке ускоренного программного управления с использованием электронной модели движения судна, работающей в ускоренном масштабе времени. Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t прогноз повторяют. Прогнозируемые сигналы конечной точки швартовки судна Аконеч. сравнивают с программными значениями в точке Аконеч. и при недопустимом отклонении выдают информацию судоводителю.

Целью предлагаемого способа швартовки судна с прогнозом является повышение безопасности и живучести системы автоматического управления движением судна в процессе режима швартовки.

Рассмотрим, как реализуется предложенный способ.

Способ швартовки судна используется после выхода судна в заданную точку А0 маршрута. Дальнейшее управление движением судна осуществляется в соответствии с заданной параметрической программой до выхода судна в точку Аконеч. - окончания швартовки судна к пирсу.

Описание способа швартовки судна (последовательность операций)

Операция швартовки начинается в момент времени t0, когда судно достигнет заданной штурманом на карте точки А0, и заканчивается в момент времени tm, когда судно достигнет конечной точки швартовки Аконеч.

А. Формирование программных сигналов управления судном

1. Формирование сигнала длины вектора заданного путевого угла L i=0,1,..m.

1) В вычислитель в момент времени t 0 вводят сигналы широты и долготы судна в точке А 0: Фi=Ф0, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0 из приемника СНС и сигналы координат т. Аконеч.конеч. , способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) из блока программного управления, по которым формируют сигнал Li=0 - расстояния между точкой А0i0, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0) и точкой Аконеч.конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.). Сигнал длины L i=0 подают в блок программного управления.

2) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент времени t1=t 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 t формируют сигнал Li=1. В вычислитель вводят сигналы широты и долготы судна в момент времени t 1 (точка A1) из приемника СНС: Фi=Ф 1, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 1 и сигналы координат т. А конечконеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) из блока программного управления. Сигнал длины вектора Li=1 подают в блок программного управления.

3) Через второй интервал времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент времени t2=t 0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 t формируют сигнал Li=2 и аналогично Li=3,4...m до момента времени t m=t0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t, соответствующий величине сигнала Li=m <C1.

2. Формирование в вычислителе сигнала заданного путевого угла

COG зд i=0,1,2...m.

1) В момент времени t 0, соответствующий нахождению судна в точке А 0, используют сигналы широты и долготы положения судна Фi=00, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=0=способ швартовки судна, патент № 2350506 0 из приемника СНС и сигналы координат конечной точки швартовки Аконеч. конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) - из блока программного управления, по которым формируют в вычислителе сигнал заданного путевого угла:

способ швартовки судна, патент № 2350506

Сигнал заданного путевого угла COG зд.i=0 вводят в блок программного управления.

2) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент времени t1=t 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 t, соответствующий приходу судна в точку A 1, формируют сигнал заданного путевого угла COG зд.i=1 с использованием сигналов широты и долготы точки A1i i=1, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 i=1) из приемника СНС и сигналов координат конечной точки швартовки Аконечконеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч) из блока программного управления.

3) Аналогично формируют сигнал заданного путевого угла в момент времени t2=t0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 t, t3... Циклы повторяют до момента времени tm=t0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t (приход судна в точку Аi конеч., когда сигнал длины вектора заданного путевого угла будет: Li=m<C1 ).

3. В блоке программного управления формируют с момента времени t0 программные сигналы курса - способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.i=0 и скорости хода судна V прогр.i=0 с использованием сигнала Li из блока программного управления. Повторяют циклы вычислений с интервалом времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t до момента времени tm=t 0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t, когда сигнал длины вектора заданного путевого угла будет в окрестностях точки Аконеч. т.е. L i=m<C1:

(способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.i=f1 (Li), Vпрогр.i=f 2 (Li)).

4. Формирование в вычислителе сигналов программного управления, начиная с момента времени t0, до момента времени t m=t0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t, когда сигнал длины вектора заданного путевого угла будет в окрестности точки Аконеч., т.е. L i=m<C1:

- сигналов фазовых координат судна,

- сигналов состояния исполнительных средств.

Циклы формирований повторяют через интервалы времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t.

1) Из блока программного управления вводят сигналы программного управления:

а) курса судна способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.i=f1 (Li),

б) скорости хода судна V прогр.,i.=f2(Li ),

2) Из приемника СНС вводят сигналы:

а) текущего путевого угла COGi,

б) текущих координат судна Фi, способ швартовки судна, патент № 2350506 i,

в) текущей скорости хода судна Vi.

3) Из блока исполнительных средств вводят сигналы:

а) датчика руля - сигнал текущего угла перекладки руля способ швартовки судна, патент № 2350506 i.

б) датчика курса и угловой скорости - сигналы текущего курса способ швартовки судна, патент № 2350506 i и угловой скорости судна способ швартовки судна, патент № 2350506 i,

в) датчика оборотов гребного винта - сигнал текущих оборотов гребного винта n i,

г) датчика тяги - сигнал текущей тяги Т i - носового подруливающего устройства.

5. Формирование в вычислителе сигналов управления блоком исполнительных органов с момента времени t0 (с повторением через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t) до момента времени tm=t 0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t (когда сигнал длины вектора заданного путевого угла будет.L i=m<C1,):

- управления рулевым приводом d/dt способ швартовки судна, патент № 2350506 зд.i,

- управления носовым подруливающим устройством d/dt Тi,

- управления регулятором оборотов гребного винта d/dt n i.

1) Управление рулевым приводом для поддержания текущего угла курса способ швартовки судна, патент № 2350506 i близким к программному значению способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.i

способ швартовки судна, патент № 2350506

где

d/dtспособ швартовки судна, патент № 2350506 i - скорость перекладки руля,

(способ швартовки судна, патент № 2350506 i-способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.i) - сигнал рассогласования по курсу,

способ швартовки судна, патент № 2350506 i, способ швартовки судна, патент № 2350506 зд.i - текущий и заданный углы перекладки руля,

К1,2 - коэффициенты регулирования.

2) Управление носовым подруливающим устройством для поддержания текущего путевого угла близким к заданному значению:

способ швартовки судна, патент № 2350506

где: Тi, d/dt Т i - сигналы текущей тяги подруливающего устройства и скорости ее изменения,

COGi, COG зд.i - сигналы текущего и заданного путевого угла,

способ швартовки судна, патент № 2350506 (COGi-COGзд.i )dt - сигнал интеграла от угла рассогласования путевого угла,

К1,2,...4 - коэффициенты регулирования.

3) Управление регулятором оборотов гребного винта для поддержания скорости хода судна близкой к заданной программной:

способ швартовки судна, патент № 2350506

где:

d/dt ni, d/dt Vi - сигналы производных от текущих оборотов гребного винта и текущей скорости хода судна,

К 1,2 - коэффициенты регулирования,

(V i-Vпрогр.i) - сигнал рассогласования текущей скорости хода судна относительно текущего программного значения.

Сигналы d/dt способ швартовки судна, патент № 2350506 i, d/dt Тi и d/dt ni из вычислителя подают на входы блока исполнительных органов:

- рулевого привода,

- носового подруливающего устройства,

- регулятора оборотов гребного винта.

Б. Формирование сигналов прогнозируемых значений фазового состояния судна вблизи точки А конеч. в процессе швартовки.

Сигналы формируют в ускоренном масштабе времени способ швартовки судна, патент № 2350506 =kt, k>>1 с использованием: электронной модели движения судна, ускоренного вычислителя, блока ускоренного программного управления и блока ускоренных исполнительных органов. Обработка производится с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0=0 (когда судно достигнет заданной штурманом на карте точки А0 в момент времени t0) и заканчивается в момент ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n - время выхода электронной модели движения судна в точку Аконеч.. (Это происходит, когда длина ускоренного вектора заданного путевого угла L ускор.i=n<C1.)

Через интервал натурального времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t вновь производится выработка прогнозируемых фазовых координат судна. Затем через 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t, 3способ швартовки судна, патент № 2350506 t... mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t повторяется выработка прогнозируемых фазовых координат судна до момента натурального времени: tm =t0+mспособ швартовки судна, патент № 2350506 t. (tm соответствует времени, когда длина вектора заданного путевого угла Lзд..i=m <C1.)

1. Формирование сигнала длины ускоренного вектора заданного путевого угла L ускор.i=0,1,2,...n.

1) В ускоренный вычислитель вводят сигналы широты и долготы точки A0 (Фi=Ф 0, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0) из приемника СНС и сигналы координат точки Аконечконеч. , способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч) из ускоренного программного блока, по которым формируют начиная с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0 сигнал Lускорен.i=0 (расстояние между точкой A0 i0, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0) и точкой Аконеч.конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.)). Сигнал длины L ускор.i=0 вводят в блок ускоренного программного управления,

2) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 формируют сигнал Lускор i=1 в ускоренном вычислителе. С этой целью из электронной модели движения судна вводят прогнозируемые сигналы широты и долготы судна в т. A 1 ускор (в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1): Фускор.i=1 , способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i=1 и сигналы координат т. Аконеч из ускоренного программного блока Фконеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч. Формируют сигнал длины L ускор.i=1, который вводят в блок ускоренного программного управления.

3) Через интервал времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 2=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 формируют сигнал Lускор.i=2 аналогично пункту.2). Затем формируют Lускор.i=3,4...n и вводят их в блок ускоренного программного управления (момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 соответствует вхождению электронной модели движения судна в область конечной точки швартовки Аконеч , когда величина сигнала Lускор.i=n<C 1).

Через интервал натурального времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t после начала ускоренного моделирования t 0, т.е. в момент прихода судна в точку A 1 в момент времени t0+способ швартовки судна, патент № 2350506 t осуществляется вновь формирование сигнала длины ускоренного вектора заданного путевого угла в ускоренном времени L ускор.ia=0,1,2,...na

1a) В ускоренный вычислитель вводят сигналы широты и долготы точки А1iа=01, способ швартовки судна, патент № 2350506 ia=0=способ швартовки судна, патент № 2350506 1) из приемника СНС и сигналы координат т. Аконечконеч. , способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) из ускоренного программного блока, по которым формируют в момент времени t 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 t (который соответствует началу ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0a=0) для формирования сигнала L ускорен.ia=0 (расстояние между точкой А 1ia=01, способ швартовки судна, патент № 2350506 ia=0=способ швартовки судна, патент № 2350506 1) и точкой Аконеч.конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.)). Сигнал длины L ускор.ia=0 вводят в блок ускоренного программного управления.

2а) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1=способ швартовки судна, патент № 2350506 0a+способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 формируют сигнал Lускор ia=1. В ускоренный вычислитель вводят сигналы широты и долготы с электронной модели движения судна в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1: Фускор.iа=1 , способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.iа=1, и сигналы координат точки Аконеч.конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч. из ускоренного программного блока. Формируют сигнал длины Lускор.ia=1 , который подают в блок ускоренного программного управления.

3а) Через интервал времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 2=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 формируют сигнал Lускор.iа=2 (подобно Lускор ia=1). Сигнал длины L у скор.iа. подают в блок ускоренного программного управления. Аналогично формируют Lускор.iа=2,3,4...nа до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 na=способ швартовки судна, патент № 2350506 0a+naспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , когда электронная модель движения судна окажется в области точки Аконеч (сигнал длины ускоренного вектора заданного путевого угла в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 na: Lускор.ia=n1).

Через интервал натурального времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t после начала моделирования t0, т.е. в момент прихода судна в точку A2 в момент времени t0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 t осуществляется вновь формирование сигнала длины ускоренного вектора заданного путевого угла в ускоренном времени L ускор.iб.в,...=0,1,2,...n аналогично рассмотренному выше. Затем осуществляют формирование сигнала Lускор.i=0,1,2,... после вхождения судна в точки А3...А n-1, (Аnконеч. ).

2. Формирование сигнала ускоренного заданного путевого угла в ускоренном масштабе времени COGускор.зд.i=0,1,2,.n. в ускоренном вычислителе с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0=0, повторяя формирование через интервалы времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , когда величина сигнала длины вектора ускоренного заданного путевого угла: Lускор.i=n<C 1.

1) Формирование сигнала ускоренного заданного путевого угла COGускор зд.i=0 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0 (соответствующий нахождению судна в точке A0 в момент текущего времени t 0). Используют сигналы широты и долготы точки A 0ускор.i0 , способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0) из приемника СНС и сигналы конечной точки швартовки Аконеч. конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч) из блока ускоренного программного управления:

способ швартовки судна, патент № 2350506

Сигнал заданного ускоренного путевого угла COG ускор.зд.i=0 вводят в блок ускоренного программного управления.

2) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 формируют в ускоренном вычислителе сигнал ускоренного заданного путевого угла COGускор.зд.i=1 с использованием сигналов широт и долгот будущего местонахождения судна в точке Аускор.1 ускор.i1, способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i=способ швартовки судна, патент № 2350506 1) из электронной модели движения судна и сигналов координат конечной точки швартовки А конечконеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) - из блока ускоренного программного управления, по которым формируют в ускоренном вычислителе:

Tg COG зд.i=(Фускор.i=1конеч.)/(способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i=1-способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.)

COG ускор.зд.i=1=ArctgCOGзд.i

Сигнал ускоренного заданного путевого угла COGускор.зд.i=1 вводят в блок ускоренного программного управления.

3) Аналогично пункту 2) формируют сигнал ускоренного заданного путевого угла в моменты времени способ швартовки судна, патент № 2350506 2=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , способ швартовки судна, патент № 2350506 3...,. Процесс формирования сигнала ускоренного заданного путевого угла COGускор.зд.i=2,3..n повторяют до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , соответствующего приходу электронной модели движения судна в точку Aускор.i конеч., когда сигнал длины вектора ускоренного заданного путевого угла из блока ускоренного программного управления будет: Lускор.i=n<C1).

Через интервал натурального времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t после начала ускоренного моделирования t 0, т.е. в момент прихода судна в точку A 1, осуществляется вновь формирование сигнала заданного ускоренного путевого угла COGускор.зд.ia=0,1,2,...na .

1a) Формирование сигнала ускоренного заданного путевого угла COGускор зд.ia=0 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0a (соответствующий нахождению судна в точке A1 в момент текущего времени t 0+способ швартовки судна, патент № 2350506 t)

Используют сигналы широты и долготы точки A 1ускор.i0a1 , способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i0a.=способ швартовки судна, патент № 2350506 1) из приемника СНС и сигналы точки швартовки Аконечконеч. , способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) из блока ускоренного программного управления:

способ швартовки судна, патент № 2350506

Сигнал заданного ускоренного путевого угла COG ускор.зд.ia 0 вводят в блок ускоренного программного управления.

2а) Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 1a=способ швартовки судна, патент № 2350506 0a+способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 прихода электронной модели движения судна в точку А ускор.1 формируют в ускоренном вычислителе сигнал ускоренного заданного путевого угла COGускор.зд.i,а,1 с использованием сигналов широт и долгот будущего местонахождения судна в точке Аускор.1 ускор.1, способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.1) из электронной модели движения судна и сигналов координат точки швартовки Аконечконеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) из блока ускоренного программного управления:

Tg COG зд.ia=(Ф ускор.ia.1конеч.)/(способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.ia.,1-способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.)

COG ускор.зд.ia,a,1.=ArctgCOGзд.ia

Сигнал ускоренного заданного путевого угла COG ускор.зд.i,a,1 вводят в блок ускоренного программного управления.

Аналогично пункту 2а) формируют сигнал ускоренного заданного путевого угла в моменты времени способ швартовки судна, патент № 2350506 2a=способ швартовки судна, патент № 2350506 0a+2способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , способ швартовки судна, патент № 2350506 3... Формирование повторяют до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 na=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+naспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 - приход электронной модели движения судна в точку А ускор.i,а,na.конеч. (когда сигнал длины вектора ускоренного заданного путевого угла из блока ускоренного программного управления будет: Lускор.i=na <C1).

Через интервал натурального времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t (после начала моделирования t0, т.е. в момент прихода судна в точку А3) осуществляется вновь формирование сигнала ускоренного заданного путевого угла COGускор.зд.i,б в ускоренном времени аналогично рассмотренному в п.2). Затем при приходе судна в точки А3...Аn·1 , (Аnконеч.) формирование сигнала ускоренного заданного путевого угла повторяют.

3. В блоке ускоренного программного управления формируют с момента натурального времени t0 (повторяя с интервалом времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , когда сигнал длины ускоренного вектора заданного путевого угла будет в окрестностях точки Аконеч. , т.е. Lускорен.i=n<C 1) ускоренные программные сигналы курса способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.прогр.i и скорости хода судна Vускор.прогр.i:

(способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.прогр,i=f1 (Lускор.i), Vускор.прогр.i =f2 (Lускор.i)),

где - Lускор.i - сигнал длины ускоренного вектора путевого угла.

Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент натурального времени t0 +способ швартовки судна, патент № 2350506 t и ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 =0 (что соответствует началу нового ускоренного цикла вычислений) в блоке ускоренного программного управления формируют, повторяя с интервалом времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 na=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+naспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 (соответствующего нахождению сигнала длины ускоренного вектора заданного путевого угла в окрестности точки А конеч., т.е. Lускорен.i=na<C 1) ускоренные программные сигналы курса способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.прогр.ia и скорость хода судна Vускор.прогр.ia.

Через следующий интервал времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент натурального времени t0 +2способ швартовки судна, патент № 2350506 t=способ швартовки судна, патент № 2350506 (способ швартовки судна, патент № 2350506 - в ускоренном времени это соответствует началу нового ускоренного цикла вычислений ускоренного процесса) формируют аналогично сигналы курса способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.прогр.iб и скорости хода судна Vускор.прогр.iб, ... до интервала времени ni способ швартовки судна, патент № 2350506 t, когда длина вектора заданного путевого угла войдет в область точки Аконеч.: L i=n1.

4. Формирование в электронной модели движения судна прогнозируемых сигналов фазовых координат судна:

- путевого угла COGускор.i. ,

- широты и долготы (Фускор.i, способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i),

- скорости хода судна Vускор.i.,

- угла курса и угловой скорости способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор. , способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор

При формировании сигналов фазовых координат судна используют типовые нелинейные дифференциальные и кинематические зависимости динамики движения судна. Цикл ускоренных вычислений составляет время способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , который начинается с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0=0 (когда судно достигнет заданной штурманом на карте точки А0) и заканчивается в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n - время ускоренного выхода электронной модели движения судна в конечную точку Аконеч. (когда длина ускоренного вектора заданного путевого угла L ускор.i=n<C1).

Используются следующие сигналы:

1) из блока ускоренного программного управления:

а) курса судна способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.ускор.i=f1 (Lускор.i),

б) скорости хода судна Vпрогр.ускор.i.=f2 (Lускор.i).

2) Из блока ускоренных исполнительных органов:

а) угол перекладки руля способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i,

б) скорость оборотов гребного винта nускор.i,

в) тяги подруливающих устройств - Тускор.i.

3) Из приемника СНС - сигналы, используемые в качестве начальных условий:

а) путевого угла судна COGi

б) широты и долготы судна (Фi, способ швартовки судна, патент № 2350506 i),

в) скорости хода судна Vi,

Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t с момента натурального времени t0 +способ швартовки судна, патент № 2350506 t=способ швартовки судна, патент № 2350506 0 в электронной модели движения судна формируют сигналы:

а) путевого угла судна COG ускор.iа

б) широты и долготы судна (Ф ускор.iа, способ швартовки судна, патент № 2350506 ,ускор.iа),

в) скорости хода судна Vускор.iа..

(способ швартовки судна, патент № 2350506 0a - в ускоренном времени соответствует началу нового ускоренного цикла вычислений, процесс повторяется с интервалом времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 ni=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+naспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , способ швартовки судна, патент № 2350506 na, соответствующего времени вхождения электронной модели судна в область конечной точки А конеч.). Последний цикл будет при Lускор.i

5. Формирование в ускоренном вычислителе сигналов управления блоком ускоренных исполнительных органов при переходе электронной модели судна из точки A0 в точку Аконеч.:

- ускоренным рулевым приводом способ швартовки судна, патент № 2350506 зд ускор.i,

- ускоренным подруливающим устройством d/dtTускор.i,

- ускоренным регулятором оборотов гребных винтов d/dt nускор.i .

Цикл ускоренных вычислений составляет время способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , который начинается с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0=0 (когда судно достигнет заданной штурманом на карте точки А0) и заканчивается в момент времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n - время ускоренного выхода электронной модели движения судна в точку Аконеч. (когда длина ускоренного вектора заданного путевого угла L ускор.i=n<C1).

Через интервал времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент натурального времени t0 +способ швартовки судна, патент № 2350506 t, способ швартовки судна, патент № 2350506 =0 (в ускоренном времени это соответствует началу нового ускоренного цикла вычислений процесса) в ускоренном вычислителе формируют сигналы: способ швартовки судна, патент № 2350506 зд ускор.iа, d/dt T ускор.ia, d/dt n.ускор.iа, повторяя с интервалом времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 до момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 na=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+naспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 (соответствующего Lускорен.i=na<C 1).

Через следующий интервал времени 2способ швартовки судна, патент № 2350506 t в момент натурального времени t0 +2способ швартовки судна, патент № 2350506 t, способ швартовки судна, патент № 2350506 0=0 формируют аналогично сигналы: способ швартовки судна, патент № 2350506 зд ускор.iб, d/dt T ускор.i,б, d/dt nускор.i,б,... до интервала времени nб способ швартовки судна, патент № 2350506 t, когда: Li=n 1.

1) Управление ускоренным рулевым приводом (для поддержания ускоренного угла курса способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i близким к программному ускоренному значению способ швартовки судна, патент № 2350506 прог ускор i).

способ швартовки судна, патент № 2350506

где:

d/dt способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i - скорость перекладки руля,

(способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i-способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.ускор.i) - сигнал рассогласования ускоренного курса судна,

способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i, способ швартовки судна, патент № 2350506 зд.ускор.i - текущий и заданный ускоренный угол перекладки руля,

K1 - коэффициент регулирования.

2) Управление ускоренным подруливающим устройством (для поддержания ускоренного путевого угла близким к заданному ускоренному значению):

способ швартовки судна, патент № 2350506

где:

Тускор.i, d/dt Тускор.i - сигналы ускоренной тяги подруливающего устройства и скорости ее изменения,

COG ускор.i COGзд ускор.i - сигналы текущего и заданного путевого угла,

способ швартовки судна, патент № 2350506 - сигнал интеграла от угла рассогласования ускоренного путевого угла,

К1 - коэффициенты регулирования.

3) Управление ускоренным регулятором оборотов гребного винта (для поддержания ускоренной скорости хода судна близкой к ускоренной программной):

способ швартовки судна, патент № 2350506

где:

d/dt nускор.i , d/dt Vускор.i - сигналы ускоренных производных от оборотов гребного винта и скорости хода судна,

К 1,2 - коэффициенты регулирования,

(V ускор.i-Vпрогр.ускор.i) - сигнал рассогласования ускоренной скорости хода судна относительно ускоренного программного значения.

Сигналы d/dt способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i, d/dt Тускор.i и d/dt nускор.i из ускоренного вычислителя подают с момента времени способ швартовки судна, патент № 2350506 0=t0 до способ швартовки судна, патент № 2350506 m через интервалы времени способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 соответственно на вход блока ускоренных исполнительных органов:

- ускоренного рулевого привода,

- ускоренного подруливающего устройства.

- ускоренного регулятора оборотов гребного винта.

6. Формирование сигнала отклонения прогнозируемого состояния судна от программных значений в области конечной точки швартовки Аконеч..

1) Сигналы длины вектора ускоренного заданного путевого угла в области точки А конеч. из блока ускоренного программного управления и сигналы длины вектора заданного путевого угла в области конечной точки Аконеч. из блока программного управления алгебраически суммируют, формируя отклонение:

способ швартовки судна, патент № 2350506 L=(Lпрогноза А конеч.-L прогр. А конеч.).

2) Сигнал программного угла курса в области конечной точки Аконеч. из программного блока и сигнал программного ускоренного угла курса в области точки Аконеч. из электронной модели движения судна алгебраически суммируют, формируя отклонение:

способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 =(способ швартовки судна, патент № 2350506 прогноза А конеч.-способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр. А конеч.).

3) Сигналы программной скорости хода в области точки Аконеч. из программного блока и ускоренной скорости хода в области точки Аконеч. из электронной модели движения судна алгебраически суммируют, формируя отклонение:

способ швартовки судна, патент № 2350506 V=(Vпрогноза А конеч.-V прогр. А конеч.).

Сигналы способ швартовки судна, патент № 2350506 L, способ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 , способ швартовки судна, патент № 2350506 V сравнивают с уставками, если отклонения превышают допуск, то вырабатывается сигнал сбоя.

Описание устройства швартовки судна.

Рассмотрим возможный вариант реализации предложенного выше способа. На чертеже приведена блок-схема устройства швартовки судна содержащего:

Вычислитель 1. Блок программного управления 2. Приемник спутниковой навигационной системы (СНС) 3. Блок исполнительных органов 4. Электронная модель движения судна 5. Блок ускоренного программного управления 6. Ускоренный вычислитель 7. Блок ускоренных исполнительных органов 8. Блок сравнения 9. Судно 10.

Связи между блоками приведены на чертеже.

Реализация всех блоков предложенного устройства, кроме приемника СНС 3 и блока исполнительных органов 4, являющихся штатными корабельными системами, может быть осуществлена на современном микроконтроллере либо персональном компьютере.

Основными особенностями предложенного устройства являются:

- непрерывный контроль за процессом швартовки судна к пирсу путем выдачи информации судоводителю о будущем состоянии судна вблизи конечной точки швартовки,

- астатическое управление движением судна по программе, формируемой в функции от расстояния судна до конечной точки швартовки.

Устройство швартовки подключается в момент времени t0 , когда судно достигнет заданной штурманом на карте точки А 0 (начало режима швартовки)

Для решения двух отмеченных выше задач в устройстве вырабатывается с непрерывной коррекцией вектор заданного путевого угла и перестраиваемые параметрические программы, которые используются для астатического управления движением судна и формирования непрерывного прогноза будущего фазового состояния судна вблизи конечной точки швартовки в процессе швартовки судна из точки А0 в конечную точку швартовки Аконеч..

1. Выработка сигнала заданного путевого угла COGзд.i. вектора движения судна из точки А0 в конечную точку швартовки Аконеч. с использованием сигналов широт и долгот текущего положения судна Ф i, способ швартовки судна, патент № 2350506 i (с момента времени t 0, когда судно в точке А0).

Угол COGзд.i вырабатывается в вычислителе 1 с использованием сигналов текущих значений широты и долготы Фi, способ швартовки судна, патент № 2350506 i (место нахождения судна, которые поступают, из приемника СНС 3), и точки Аконеч.конеч., способ швартовки судна, патент № 2350506 конеч.) швартовки судна у пирса - поступает из блока программного управления 2. Заданное значение путевого угла вырабатывается в вычислителе 1 в соответствии с зависимостью (1).

2. Формирование длины вектора заданного путевого угла Li

В вычислитель 1 из приемника СНС 3 поступает текущая широта и долгота судна: (Фi=Ф0, способ швартовки судна, патент № 2350506 i=способ швартовки судна, патент № 2350506 0), а из блока программного управления 2 координаты конечной точки швартовки Аконеч. Сигнал длины Li вырабатывают постоянно с момента времени t0 в вычислителе 1 через интервалы времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t, и он поступает в блок программного управления 2.

3. В функциональных преобразователях блока программного управления 2 формируются программные сигналы курса способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр. и скорости хода судна V прогр в функции от длины вектора заданного путевого угла Li.:

(способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.=f1 (L i), Vпрогр.=f2 (Li).

4. В вычислитель 1 поступают исходные данные для выработки законов управления блоком исполнительных органов 4:

1) из блока программного управления 2:

а) координаты конечной точки швартовки Аконеч. ,

б) курса судна способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр.=f1 (L i),

в) скорости хода судна Vпрогр. =f2 (Li).

2) Из приемника СНС 3 поступают сигналы:

а) текущего путевого угла COG,

б) текущих координат судна Фi , способ швартовки судна, патент № 2350506 i,

в) текущей скорости хода судна Vi.

На выходе вычислителя 1 формируются законы управления блоком исполнительных органов 4:

1) рулевым приводом - (см. зависимость (2)).

2) носовым подруливающим устройством - (см. зависимость (3)).

3) регулятором оборотов гребного винта - (см. зависимость (4)).

Сигналы d/dt способ швартовки судна, патент № 2350506 i, d/dt Ti и d/dt ni из вычислителя 1 соответственно поступают на входы рулевого привода, носового подруливающего устройства, регулятора оборотов гребного винта, которые используют также сигналы от штатных датчиков для осуществления процесса швартовки судна к пирсу в соответствии с заданной программой.

Рассмотрим процесс выработки прогнозируемых значений фазовых координат судна от момента нахождения судна в точке A 0 до вхождения в область конечной точки швартовки А конеч. (вычислительные операции в рассматриваемых блоках описаны выше в разделе Б).

В ускоренном вычислителе 7 вырабатывается длина ускоренного вектора заданного путевого угла L прогноза А конеч. с использованием данных о текущей широте и долготе судна, поступающих из приемника спутниковой навигационной системы 3, прогнозируемых значений широт и долгот судна, вырабатываемых электронной моделью движения судна 5 и координат конечной точки швартовки Аконеч., поступающих из блока ускоренного программного управления 6.

Величина L прогноза А конеч. после окончания ускоренного цикла вычислений в момент ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 поступает в блок сравнения 9. Через интервалы натурального времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t ускоренный цикл вычислений Lпрогноза А конеч. многократно повторяется до окончания швартовки.

В ускоренном вычислителе 7 вырабатывается также ускоренный заданный путевой угол COGускор.зд. с использованием данных текущей широты и долготы судна, поступающих из приемника спутниковой навигационной системы 3, прогнозируемых значений широт и долгот судна, вырабатываемых электронной моделью движения судна 5 и координат конечной точки швартовки А конеч, поступающих из блока ускоренного программного управления 6. Величина COGускор.зд. после окончания ускоренного цикла вычислений в момент ускоренного времени способ швартовки судна, патент № 2350506 n=способ швартовки судна, патент № 2350506 0+nспособ швартовки судна, патент № 2350506 способ швартовки судна, патент № 2350506 поступает в блок сравнения 9. Через интервалы натурального времени способ швартовки судна, патент № 2350506 t ускоренные циклы вычислений COGускор.зд. многократно повторяются до окончания процесса швартовки.

Выработка прогнозируемых значения способ швартовки судна, патент № 2350506 прогноз. А конеч., V прогноз. А конеч. осуществляется в электронной модели движения судна 5, которые поступают в ускоренный вычислитель 7 и блок сравнения 9.

С этой целью на вход электронной модели движения судна 5 подают сигналы:

- с приемника спутниковой навигационной системы 3:

COGi, Ф i, способ швартовки судна, патент № 2350506 i, Vi,

- с блока ускоренного программного управления 6:

способ швартовки судна, патент № 2350506 прог.прогноз.i.=f 1 (Li прогноз.), -

V прог прогноз.i.=f2 (L i прогноз.),

- с блока ускоренных исполнительных органов:

nускор i, способ швартовки судна, патент № 2350506 ускор.i, Tускор.i .

Выработка сбоя работы устройства осуществляется в блоке сравнения 9, на первый вход которого с выхода электронной модели движения судна 5 поступают сигналы: способ швартовки судна, патент № 2350506 прогноз. А конеч., V прогноз. А конеч., на второй вход с ускоренного вычислителя 7 Lпрогноз. A конеч. и третий вход блока 9 с блока программного управления 2 способ швартовки судна, патент № 2350506 прогр. А конеч., V прогр. А конеч., Lпрогр A конеч..

Проведенное моделирование устройства швартовки судна с прогнозом подтвердило работоспособность и эффективность управления с использованием предложенного способа швартовки судна.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
Наверх