способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-16
публикация патента:

Изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя. Способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона, в котором после отделения разгонного блока от ракеты-носителя стабилизируют продольную ось разгонного блока относительно ее направления на момент отделения от ракеты-носителя. Считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите разгонного блока, в заданные в полетном задании времена от момента отделения разгонного блока от ракеты-носителя включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель. Спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации разгонного блока по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления и выключают маршевый двигатель, за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации. После отделения от ракеты-носителя выполняют разворот разгонного блока по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения тангажа на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось разгонного блока до момента начала отработки заданной программы ориентации. Достигается снижение энергетических затрат разгонного блока на этапе доразгона. 4 ил.

способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521

Формула изобретения

Способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя стабилизируют продольную ось разгонного блока относительно ее направления на момент отделения от ракеты-носителя, считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите разгонного блока, в заданные в полетном задании времена от момента отделения разгонного блока от ракеты-носителя включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации разгонного блока по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управлении и выключают маршевый двигатель, а за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации, отличающийся тем, что после отделения от ракеты-носителя выполняют разворот разгонного блока по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения тангажа на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось разгонного блока до момента начала отработки заданной программы ориентации.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя (РН).

Наиболее близким техническим решением является способ управления, применяемый в системе управления РБ, при котором после отделения РБ от РН стабилизируют продольную ось РБ относительно ее направления на момент отделения, считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, в заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса (ДКИ) для поджатия топлива в баках РБ, запускают маршевый двигатель (МД), спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления и выключают маршевый двигатель [1].

Недостатком такого способа управления является тот факт, что угол тангажа РБ после отделения от РН может существенно отличатся от заданного в полетном задании значения начального угла тангажа программы изменения ориентации РБ на доразгоне. В результате этого ориентация тяги маршевого двигателя РБ после его включения не совпадает с расчетным направлением, определенным баллистическим расчетом для участка доразгона. Из-за нерасчетного начального направления тяги тратится время на ее переориентацию на направление, необходимое для формирования орбиты на участке доразгона, увеличивается длительность процесса формирования требуемой орбиты и повышается расход топлива на маневре.

Техническим результатом изобретения является снижение энергетических затрат РБ на доразгоне путем выполнения разворота РБ по тангажу после отделения от РН до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне и стабилизации продольной оси РБ на этом угле до момента начала отработки заданной программы ориентации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ управления продольным движением РБ на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения РБ от РН считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, стабилизируют продольную ось РБ относительно ее направления на момент отделения от РН, в заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, корректируют программу ориентации с помощью терминального управлении и выключают маршевый двигатель, дополнительно после отделения от РН выполняют разворот РБ по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне, и на этом угле стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации.

На фиг.1 представлена циклограмма управления РБ на участке доразгона по известному способу-прототипу, на фиг.2 - переходной процесс изменения программного угла способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 пр и углового рассогласования по тангажу способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 при управлении по способу-прототипу, на фиг.3 - циклограмма управления РБ на участке доразгона по предлагаемому способу, на фиг.4 - переходные процессы по предлагаемому способу.

В циклограмме на фиг.1 (способ-прототип для выведения одного из космических аппаратов с помощью РБ) отделение РБ от РН выполняется на 581.4 сек от момента старта РН. Через 1 сек после этого начинается процесс стабилизации продольной оси РБ относительно ее направления на момент отделения от РН. Работа двигателей коррекции импульса для поджатия топлива выполняется на интервале 691,9-707,9 сек, маршевый двигатель запускается на 705,9 сек. Отработка программы ориентации РБ по тангажу начинается на 736 секунде полета через 30 сек после запуска маршевого двигателя, а терминальное управление подключается через 40 секунд, то есть на 746 секунде. За 10 секунд до отключения маршевого двигателя программа ориентации РБ фиксируется и не изменяется.

На фиг.2 при управлении по способу-прототипу на участке доразгона представлены графики переходных процессов, где 1 - изменение заданного угла тангажа способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 пр, определяемое вначале ориентацией продольной оси РБ в момент отделения от РН, а затем программой изменения направления тяги на маневре и 2 - угловое отклонения по тангажу способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 продольной оси РБ относительно угла способ управления продольным движением разгонного блока на участке   доразгона, патент № 2350521 пр (оба параметра в градусах). На участке стабилизации относительно начальной ориентации заданный угол тангажа находится на уровне +10 градусов. В рассматриваемом случае по полетному заданию начальный угол тангажа в программе изменения ориентации РБ, а значит и тяги маршевого двигателя, равен минус 20,8 град. При переходе с режима стабилизации на отработку программы ориентации программный угол тангажа изменяется на 30,8 градуса. Исходя из обеспечения нормальных условий для работы системы стабилизации изменение заданного угла тангажа допускается со скоростью, не превышающей 1 град/сек, и поэтому выход на установившийся режим отслеживания программы ориентации завершается к 777 секунде, то есть занимает примерно 41 секунду, в течение которых тяга маршевого двигателя имеет нерасчетное направление, что приводит к затягиванию процесса формирования орбиты на доразгоне и выключению маршевого двигателя на 972 сек.

Предложенный способ управления продольным движением РБ на участке доразгона реализован следующим образом.

После отделения РБ от РН считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, выполняют разворот РБ по тангажу до достижения ориентации, определяемой величиной заданного в полетном задании начального угла программы изменения ориентации на доразгоне, и затем на этом угле стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации.

В заданные в полетном задании времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках и запускают маршевый двигатель. Спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку заданной в полетном задании программы ориентации РБ по тангажу, которую корректируют с помощью терминального управлении. Выключают маршевый двигатель а за 10 секунд до этого программу ориентации РБ перестают изменять.

На фиг.3 представлена циклограмма работы системы управления на участке доразгона по предлагаемому способу. Она отличается от циклограммы способа-прототипа на фиг.1 тем, что после отделения от РН режим стабилизации продольной оси РБ относительно ее направления на момент отделения от РН заменен на разворот по тангажу и стабилизацию продольной оси относительно начального угла тангажа в программе изменения ориентации РБ в продольной плоскости.

На фиг.4 представлены переходные процессы, аналогичные процессам на фиг.2, для управления на доразгоне по предлагаемому способу. Перекладка программного (заданного) угла тангажа со значения +10 град на минус 20,8 град выполняется примерно за 30 секунд, отработка этого угла завершается к 670 секунде. За счет предварительно выполненной ориентации РБ на расчетное направление тяги маршевого двигателя при его включении отработка заданной программной ориентации реализуется с минимальными поправками от терминального управления. В результате такого управления формирование требуемой орбиты на доразгоне и завершение работы маршевого двигателя выполнено на 956.5 секунде, то есть на 15.5 сек раньше, чем по способу-прототипу, что позволило снизить расход топлива на 95 кг.

Таким образом, предложенный способ управления продольным движением разгонного блока на участке доразгона позволяет снизить энергетические затраты РБ на доразгоне.

Источники информации

1. Отчет «Алгоритмическое обеспечение СУ РБ». МОКБ «Марс», 1998 г., стр.12-15.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх