корабельная пусковая система
Классы МПК: | F41F3/042 пусковые установки-контейнеры |
Автор(ы): | Потапов Владимир Федорович (RU), Смирнов Борис Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-16 публикация патента:
27.03.2009 |
Изобретение относится к корабельным пусковым установкам и может быть использовано при создании специализированных комплексов морского базирования для запуска объектов различного назначения как с надводных носителей, так и с подводных транспортных средств. Корабельная пусковая система содержит пусковую установку в виде контейнера с крышкой и опорным фланцем в верхней его части, установленную в контейнере люльку, включающую соединенные между собой верхнюю, промежуточную и нижнюю диафрагмы, средства закрепления транспортно-пусковых стаканов в отверстиях диафрагм, средства продольной и поперечной амортизации люльки, устройство заштыривания и устройство герметизации кольцевого зазора между контейнером и люлькой, включающее резинокордную оболочку, установленную вдоль периметра верхней диафрагмы. Средства продольной амортизации люльки содержат четыре амортизирующих устройства, шарнирно закрепленных с помощью переходников на контейнере и люльке. Средства поперечной амортизации люльки содержит четыре амортизирующих устройства, шарнирно закрепленных с помощью переходников на контейнере и соответствующей диафрагме люльки, при этом амортизирующие устройства по отношению к общей продольной оси последних установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Изобретение позволяет повысить надежность корабельной пусковой системы и упростить обслуживание. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Корабельная пусковая система, содержащая пусковую установку в виде контейнера с крышкой и опорным фланцем в верхней его части, установленную в контейнере люльку, включающую соединенные между собой верхнюю, промежуточную и нижнюю диафрагмы с отверстиями, размещенные в отверстиях диафрагм транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов, средства закрепления транспортно-пусковых стаканов, средства продольной амортизации люльки, средства поперечной амортизации люльки, установленные между контейнером и диафрагмами люльки и включающие по меньшей мере два яруса амортизации, устройство заштыривания и устройство герметизации кольцевого зазора между контейнером и люлькой, включающее резинокордную оболочку, установленную вдоль периметра верхней диафрагмы, отличающаяся тем, что средства продольной амортизации содержат четыре амортизирующих устройства, которые с помощью соответствующих переходников шарнирно закреплены соответственно на контейнере и на люльке, при этом по отношению к общей продольной оси последних упомянутые амортизирующие устройства установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а каждый ярус средств поперечной амортизации люльки содержит четыре амортизирующих устройства, которые с помощью соответствующих переходников шарнирно закреплены соответственно на контейнере и соответствующей диафрагме люльки, причем в каждом ярусе амортизирующие устройства по отношению к упомянутой продольной оси установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, при этом контейнер в верхней части выполнен с опорной кольцевой площадкой с возможностью опирания на нее ответной опорной поверхности верхней диафрагмы при заштыренном положении люльки.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве амортизирующих устройств она содержит амортизаторы с упругими элементами, выполненными в виде пластин.
3. Система по п.2, отличающаяся тем, что пластины амортизаторов установлены с предварительным поджатием.
4. Система по п.1, отличающаяся тем, что на опорной кольцевой площадке контейнера смонтированы центрирующие направляющие элементы, которые выполнены с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами, выполненными на верхней диафрагме.
5. Система по п.4, отличающаяся тем, что центрирующие направляющие элементы выполнены в виде штырей с конической заходной частью, а ответные им элементы выполнены в виде глухих отверстий.
6. Система по п.4, отличающаяся тем, что центрирующие направляющие элементы представляют собой два штыря, один из которых имеет коническую заходную часть, сопряженную со сферической поверхностью, а другой имеет вид ромбического пальца.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к корабельным пусковым установкам и может быть использовано при создании специализированных комплексов морского базирования для запуска объектов различного назначения как с надводных носителей, так и с подводных транспортных средств.
Известна модульная многоместная корабельная пусковая установка (ПУ) вертикального пуска, охарактеризованная в патенте US 6230604 B1 (F41F 3/052, 3/077, 2001 г.). Известная ПУ содержит верхнее и нижнее основания, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленную между ними промежуточную конструкцию в виде форменного каркаса, образующие ячейки для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) концентрического типа (CCL). В технической литературе транспортно-пусковые контейнеры иначе иногда называют транспортно-пусковыми стаканами (ТПС). Каждая ячейка ПУ снабжена закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В верхнем основании в каждой ячейке установлено направляющее кольцо для облегчения загрузки транспортно-пусковых контейнеров в ячейку пусковой установки. В нижнем основании в каждой ячейке предусмотрено сегментное гнездо, имеющую форму, отвечающую форме полусферического днища ТПК. Внутри нижнего основания смонтированы устройства для фиксации ТПК от вертикальных перемещений.
К недостаткам известной модульной многоместной корабельной ПУ можно отнести то, что ее область использования ограничена надводными носителями.
Известна модульная многоместная корабельная ПУ вертикального пуска по патенту RU 2213925 C1 (F41F 3/04, В63G 1/00, 2003 г.). Известная ПУ содержит верхнее и нижнее основание, выполненные с возможностью закрепления соответственно на палубе и фундаменте корабля, и установленный между ними форменный каркас, образующие ячейки для установки ТПК различных типов. Каждая ячейка пусковой установки снабжена устройством амортизации ТПК и закрепленной на верхнем основании защитной крышкой с приводом открывания последней. В верхнем основании в каждой ячейке пусковой установки установлен сменный стакан, корпус которого выполнен с обтюратором в виде кольцевой опоры для ТПК. На сменном стакане выполнен направляющий элемент с возможностью взаимодействия с соответствующим ответным элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения последнего относительно продольной оси ячейки ПУ. В нижнем основании в каждой ячейке ПУ соосно сменному стакану установлен второй стакан, который шарнирно закреплен на корпусе нижнего основания посредством устройства амортизации, с возможностью перемещения вдоль упомянутой оси. На втором стакане со стороны верхнего торца установлено кольцо со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферической опорной поверхностью сменной кольцевой опоры для ТПК. Последняя поджата к упомянутому кольцу с помощью упругого элемента. Внутри второго стакана смонтированы захватное устройство для фиксации ТПК от вертикальных перемещений относительно второго стакана и механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК. Снаружи второго стакана установлены направляющие элементы, взаимодействующие с соответствующими ответными элементами нижнего основания для обеспечения заданного углового положения второго стакана относительно продольной оси ячейки ПУ. Каждая ячейка ПУ снабжена расположенными на заданной высоте центрирующими элементами, каждый из которых представляет собой стойку с наклонно расположенной упругой направляющей, выполненной с возможностью взаимодействия с ТПК при загрузке последнего в ячейку ПУ. Центрирующие элементы выполнены переустанавливаемыми с возможностью установки в заданных фиксируемых положениях вокруг продольной оси ячейки ПУ. Известная модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска обеспечивает приспособляемость пусковой установки к различным типам ТПК (иначе: ТПС).
Однако известная пусковая установка предполагает ее установку только на надводных носителях.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является корабельная пусковая система, охарактеризованная в описании изобретения по патенту RU 2150657 C1 (F41F 3/04, F41F 3/042, F41F 3/07, 2000 г.). Известная корабельная пусковая система содержит пусковую установку в виде контейнера с крышкой и опорным фланцем в верхней его части, установленную в контейнере съемную люльку (съемный каркас), включающую соединенные между собой продольными жесткими связями верхнюю, промежуточную и нижнюю съемные диафрагмы (кольца) с отверстиями, размещенные в отверстиях съемных диафрагм транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов, причем транспортно-пусковые стаканы в отверстиях верхней диафрагмы установлены каждый с помощью соответствующей втулки с индивидуальным герметизирующим уплотнением, средства закрепления транспортно-пусковых стаканов относительно люльки, средства продольной (вдоль оси контейнера) амортизации люльки (съемного каркаса), размещенные на каждой из съемных диафрагм средства поперечной (в плоскости, поперечной оси контейнера) амортизации люльки (съемного каркаса), взаимодействующие со стенками контейнера, устройство заштыривания, устройство герметизации кольцевого зазора между контейнером и люлькой, включающее резинокордную оболочку, установленную вдоль периметра верхней диафрагмы, опорный стол, упоры, размещенные в донной части контейнера под транспортно-пусковыми стаканами и набор электрических контактных устройств для соединения системы с запускаемыми объектами. Опорный стол установлен в донной части контейнера на амортизаторах продольной (вдоль оси контейнера) амортизации. Люлька в целом амортизирована в плоскости, поперечной оси контейнера, с помощью средств поперечной (горизонтальной) амортизации. При воздействии на систему ударной волны взрыва, как и в условиях качки корабля, работают устройства (средства) продольной амортизации, предварительно включенные посредством устройства заштыривания, и устройства (средства) поперечной (горизонтальной) амортизации, при этом резинокордная оболочка, установленная вдоль периметра верхней диафрагмы, обеспечивает относительное перемещение съемной люльки с запускаемыми объектами в контейнере. При запуске объектов из транспортно-пусковых стаканов положение амортизаторов фиксировано штырями, которые выводятся в исходное убранное положение с помощью устройства заштыривания.
Однако установка съемной люльки в контейнер предполагает наличие радиального зазора между внутренними стенками контейнера и диафрагмами люльки, точнее, - между внутренними стенками контейнера и средствами поперечной (горизонтальной) амортизации, размещенными равномерно по окружности соответственно на боковой поверхности каждой из диафрагм. Наличие радиального зазора при отсутствии предварительного поджатая люльки в плоскости, поперечной оси контейнера, ведет к колебаниям люльки при внешнем воздействии на систему, т.е. не обеспечивается стабильность положения люльки, что, в конечном счете, снижает надежность корабельной пусковой системы. Вместе с этим размещение средств поперечной амортизации в узком кольцевом пространстве между боковой поверхностью диафрагмы и стенками контейнера затрудняет обслуживание средств поперечной амортизации при нахождении люльки в контейнере. Кроме того, в известной корабельной пусковой системе при погружении подводной лодки продольный силовой набор конструкции нагружен усилием, обусловленным гидростатическим давлением, что требует значительного усиления конструкции, исходя из проблем прочности. Вместе с этим конструкция известной системы предполагает принятие конструктивных мер, обеспечивающих заданное угловое положение люльки при фиксации люльки относительно контейнера. Однако в известном устройстве решение этой задачи не раскрыто.
Задачей настоящего изобретения является создание корабельной пусковой системы, обеспечивающей повышение ее надежности и упрощение обслуживания.
Указанная задача решается благодаря тому, что в корабельной пусковой системе, содержащей пусковую установку в виде контейнера с крышкой и опорным фланцем в верхней его части, установленную в контейнере люльку, включающую соединенные между собой верхнюю, промежуточную и нижнюю диафрагмы с отверстиями, размещенные в отверстиях диафрагм транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов, средства закрепления транспортно-пусковых стаканов, средства продольной амортизации люльки, средства поперечной амортизации люльки, причем последние установлены между контейнером и диафрагмами люльки и включают по меньшей мере два яруса амортизации, устройство заштыривания и устройство герметизации кольцевого зазора между контейнером и люлькой, включающее резинокордную оболочку, установленную вдоль периметра верхней диафрагмы, согласно изобретению средства продольной амортизации люльки содержат четыре амортизирующих устройства, которые с помощью соответствующих переходников шарнирно закреплены соответственно на контейнере и на люльке. По отношению к общей продольной оси контейнера и люльки упомянутые амортизирующие устройства установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Каждый ярус средств поперечной амортизации люльки содержит четыре амортизирующих устройства, которые с помощью соответствующих переходников шарнирно закреплены соответственно на контейнере и соответствующей диафрагме люльки. В каждом ярусе амортизирующие устройства по отношению к упомянутой продольной оси установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Контейнер в верхней части выполнен с опорной кольцевой площадкой с возможностью опирания на нее ответной опорной поверхности верхней диафрагмы при заштыренном положении люльки.
Вместе с этим корабельная пусковая система в качестве амортизирующих устройств содержит амортизаторы с упругими элементами, выполненными в виде пластин.
Кроме того, пластины амортизаторов установлены с предварительным поджатием.
В варианте выполнения на опорной кольцевой площадке контейнера смонтированы центрирующие направляющие элементы, которые выполнены с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами, выполненными на верхней диафрагме.
В последнем варианте выполнения центрирующие направляющие элементы выполнены в виде штырей с конической заходной частью, а ответные им элементы выполнены в виде глухих отверстий.
Вместе с этим центрирующие направляющие элементы представляют собой два штыря, один из которых имеет коническую заходную часть, сопряженную со сферической поверхностью, а другой имеет вид ромбического пальца.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет повысить надежность корабельной пусковой системы. Вместе с этим изобретение позволяет упростить обслуживание.
На фиг.1 схематично показана корабельная пусковая система, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 - верхняя диафрагма люльки, транспортно-пусковые стаканы с запускаемыми объектами и средства закрепления ТПС относительно люльки, вид по А на фиг.1; на фиг.3 - промежуточная диафрагма люльки с «поперечными» амортизаторами, поперечный разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - устройство сменной втулки, установленной в отверстии верхней диафрагмы люльки между ТПС и люлькой, элемент В на фиг.1, продольный разрез; на фиг.5 - устройство герметизации кольцевого зазора между контейнером и люлькой, элемент Г на фиг.1, продольный разрез (при заштыренном положении люльки); на фиг.6 - опорное основание ТПС и упор, размещенные в донной части контейнера, элемент Д, продольный разрез (при заштыренном положении люльки).
Корабельная пусковая система содержит пусковую установку в виде контейнера 1 с крышкой 2 и опорным фланцем 3 в верхней его части, установленную в контейнере 1 люльку 4, включающую соединенные между собой верхнюю, промежуточную и нижнюю диафрагмы 5-7 с отверстиями, размещенные в отверстиях диафрагм транспортно-пусковые стаканы (контейнеры) 8 для запускаемых объектов, средства 9 закрепления ТПС 8 относительно люльки 4, средства 10 поперечной (в плоскости, поперечной продольной оси контейнера) амортизации люльки, средства 11 продольной (вдоль оси контейнера) амортизации люльки, устройство 12 заштыривания, устройство 13 герметизации кольцевого зазора между контейнером 1 и люлькой 4, включающее резинокордную оболочку 14, установленную вдоль периметра верхней диафрагмы 5, и упоры 15, размещенные в донной части контейнера 1 под соответствующими транспортно-пусковыми стаканами. Транспортно-пусковые стаканы 8 в отверстиях верхней диафрагмы 5 люльки 4 установлены каждый с помощью соответствующей втулки 16 с индивидуальным герметизирующим уплотнением 17. Втулки 16 с индивидуальным герметизирующим уплотнением 17 выполнены сменными.
В варианте осуществления изобретения средства 10 поперечной амортизации люльки включают три яруса (пояса) амортизации, каждый из которых содержит четыре амортизирующих устройства 18, которые с помощью соответствующих переходников, например, в виде кронштейнов 19 и банкеток 20 шарнирно закреплены соответственно на контейнере 1 и соответствующей диафрагме люльки 4. Верхний ярус (пояс) амортизации смонтирован под верхней диафрагмой 5 люльки, средний ярус (пояс) амортизации - под промежуточной диафрагмой 6, нижний ярус (пояс) амортизации - над нижней диафрагмой 7. В каждом ярусе амортизирующие устройства по отношению к продольной оси контейнера 1, которая геометрически совмещения с продольной осью люльки 4, установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Во всех ярусах амортизирующие устройства работают параллельно. Средства 11 продольной амортизации расположены между верхней 5 и промежуточной 6 диафрагмами и содержат четыре амортизирующих устройства 21, которые с помощью соответствующих переходников (на чертеже не показано), закреплены на контейнере и на люльке. Люлька 4, по существу, подвешена внутри контейнера 1 на «продольных» и «поперечных» амортизаторах. Таким образом, при внешних возмущениях (например, при воздействии ударной волны) средства поперечной и продольной амортизации люльки обеспечивают снижение перегрузок, действующих на ТПС с запускаемыми объектами, в поперечном и продольном направлениях. Амортизирующие устройства средств 10 и 11 аналогичны по конструкции и выполнены каждое, например, в виде пружинных амортизаторов, имеющих упругие элементы в виде пакетов пластин (на чертеже не показано). В варианте выполнения пластины амортизаторов установлены с предварительным поджатием. Благодаря этому обеспечивается стабильность положения люльки в условиях волнения моря (отсутствие перемещений люльки при качке корабля). В качестве подобного амортизатора может быть использован, например, амортизатор по патенту RU 2068130 C1 (F16F 7/00, 1996 г.).
Контейнер 1 в верхней части выполнен с опорной кольцевой площадкой «а» с возможностью опирания на нее ответной опорной поверхности «b» верхней диафрагмы 5 при заштыренном положении люльки 4. На опорной кольцевой площадке «а» установлено герметизирующее уплотнение 22 из упругоэластичного материала с возможностью взаимодействия с опорной поверхностью «b» верхней диафрагмы 5 с образованием герметизирующего контура при заштыренном положении люльки 4.
В варианте выполнения на опорной кольцевой площадке «а» контейнера 1 смонтированы центрирующие направляющие элементы 23 и 24, которые выполнены с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами 25, выполненными на верхней диафрагме 5. Центрирующие направляющие элементы 23 и 24 выполнены в виде штырей с конической заходной частью, а ответные им элементы 25 выполнены в виде глухих отверстий (гнезд). В варианте выполнения центрирующий направляющий элемент 23 представляет собой штырь, который имеет коническую заходную часть, сопряженную со сферической поверхностью, а элемент 24 имеет вид ромбического пальца.
Для получения требуемой жесткости при пуске объектов из транспортно-пусковых стаканов 8 предусмотрено заштыривание люльки в поперечном и продольном направлениях, которое осуществляется специальным гидравлическим приводом. Устройство 12 заштыривания включает, например, два одинаковых синхронно работающих гидравлических механизма, установленных вертикально и диаметрально противоположно на внутренней поверхности корпуса контейнера 1 над промежуточной диафрагмой 6 люльки 4. В заштыренном положении люльки 4 упомянутые гидравлические механизмы, преодолевая сопротивление средств 11 продольной амортизации, прижимают опорную поверхность «b» верхней диафрагмы люльки 4 к ответной опорной поверхности контейнера 1. При заштыривании люльки гнезда 25 люльки «садятся» на штыри 23 и 24 контейнера. Таким образом, обеспечиваются фиксация люльки относительно контейнера и заданное угловое положение люльки 4 относительно продольной оси контейнера 1.
Втулки 16 с индивидуальным герметизирующим уплотнением 17 и средства 9 закрепления транспортно-пусковых стаканов относительно люльки выполнены с возможностью ограниченного перемещения транспортно-пусковых стаканов вниз. Люлька 4 снабжена опорными основаниями 26 для транспортно-пусковых стаканов 8, каждое из которых смонтировано на корпусе нижней диафрагмы 7 с помощью соответствующего устройства 27 амортизации с возможностью перемещения вдоль продольной оси люльки и взаимодействия с упорами 15 при пуске запускаемых объектов из транспортно-пусковых стаканов. В варианте выполнения устройство 27 амортизации содержит тяги 28 в виде упругих демпфирующих звеньев заданной жесткости. В качестве подобных звеньев могут быть использованы, например, пружинные амортизаторы. Каждая тяга 28 одним концом жестко закреплена на корпусе нижней диафрагмы 7, а другим концом шарнирно закреплена на соответствующем опорном основании 26 для ТПС. Опорное основание 26 выполнено с полостью «с», в которой смонтирован механизм 29 автоматической стыковки электроразъема (на чертеже не показано) электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПС.
Использование корабельной пусковой системы осуществляется следующим образом.
На технической позиции в транспортно-пусковые стаканы 8 устанавливают и фиксируют запускаемые объекты.
Перед загрузкой ТПС 8 с запускаемыми объектами в контейнер 1 (т.е. в пусковую установку) производят заштыривание люльки 4. При этом гидравлические механизмы устройства 12 заштыривания, воздействуя на промежуточную диафрагму 6, сжимают «продольные» амортизаторы амортизирующих устройств 21. Люлька 4 опускается вниз до упора опорной поверхности «b» верхней диафрагмы 5 в ответную опорную поверхность контейнера 1 (по существу - до упора в герметизирующее уплотнение 22, установленное на опорной кольцевой площадке «а» контейнера 1). Гнезда 25 люльки «садятся» на штыри 23 и 24 контейнера. Таким образом, обеспечиваются фиксация люльки 4 относительно контейнера 1 и заданное угловое положение люльки относительно продольной оси контейнера.
Открывают крышку 2 корабельной пусковой установки (контейнера) 1. Затем ТПС 8, предварительно доставленный к месту проведения работ, с помощью грузоподъемного средства (на чертеже не показано) перемещают к пусковой установке и вывешивают на заданной высоте над соответствующим отверстием в верхней диафрагме люльки 4, обеспечивая предварительную ориентацию ТПС в горизонтальной плоскости. Далее с помощью предварительно установленного на пусковой установке загрузочного устройства (на чертеже не показано) осуществляют опускание ТПС в люльку до тех пор, пока ТПС не займет штатное место на соответствующем опорном основании 26. При установке ТПС на штатное место срабатывает механизм 29 автоматической стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПС, и ТПС подключается к корабельной системе управления стрельбой.
Аналогичным образом осуществляют загрузку в контейнер остальных ТПС. После загрузки упомянутое загрузочное устройство снимают с пусковой установки. Затем на каждый ТПС устанавливают соответствующую втулку 16 с индивидуальным герметизирующим уплотнением 17. Устанавливают средства 9 закрепления ТПС относительно люльки, которые фиксируют ТПС от продольных перемещений в люльке в походном положении корабельной пусковой системы.
Затем закрывают крышку 2 и отштыривают люльку 4. Корабельная пусковая система готова к работе. В таком виде ТПС с запускаемыми объектами могут находиться в пусковой установке корабля, не требуя обслуживания.
При воздействии на корабельную пусковую систему ударной волны взрыва, как и в условиях качки корабля, работают средства 10, 11 амортизации люльки 4. При этом резинокордная оболочка 14, установленная вдоль периметра верхней диафрагмы 5, обеспечивает возможность относительного взаимного перемещения люльки 4 и контейнера 1. При пуске объектов средства амортизации люльки выключаются из работы.
Перед пуском объектов из транспортно-пусковых стаканов заштыривают люльку 4 и открывают крышку 2. При этом резинокордная оболочка 14 и герметизирующие уплотнения 17, 22 обеспечивают надежную защиту от попадания воды внутрь контейнера, обеспечивая тем самым необходимые условия для пуска объектов из ТПС.
Пуск осуществляется по сигналу от корабельной системы управления стрельбой. При перегрузках, возникающих при выходе запускаемого объекта из ТПС 8, опорное основание 26, подвешенное с помощью пружинных амортизаторов устройства 27 амортизации на нижней диафрагме 7 люльки, вместе с ТПС перемещается вниз вдоль продольной оси люльки до соприкосновения с упором 15, установленным на фундаменте контейнера 1. Таким образом, происходит кратковременная «просадка» ТПС, при этом ТПС через опорное основание 26 воздействует на пружины тяг 28 устройства 27 амортизации, гася часть энергии. Тяги 28 упруго удлиняются, выбирая зазор между опорной поверхностью опорного основания 26 и ответной опорной поверхностью упора 15. Остальная энергия гасится упором 15, установленным на фундаменте контейнера. Таким образом, нагрузки, действующие при пуске объекта из ТПС, передаются на донную часть контейнера 1.
После выхода запускаемого объекта из ТПС пустой ТПС заполняют забортной водой.
В случае, например, аварийного погружения подводной лодки с открытой крышкой 2 происходит нагружение верхней диафрагмы 5 пусковой установки чрезвычайно большим гидростатическим давлением. Благодаря конструктивным особенностям выполнения корабельной пусковой системы, гидростатические нагрузки распределяются примерно поровну между верхней диафрагмой 5 и транспортно-пусковыми стаканами 8. При этом верхняя диафрагма 5, зафиксированная с помощью устройства 12 заштыривания на опорной кольцевой площадке «а» контейнера 1, передает действующие на нее нагрузки непосредственно на верхнюю часть контейнера 1, а транспортно-пусковые стаканы 8, взаимодействуя с опорными основаниями 26, удлиняют тяги 29 до упора опорных оснований 26 в упоры 15, установленные на фундаменте контейнера, и таким образом передают действующие на ТПС нагрузки на донную часть контейнера 1. При этом не происходит дополнительного нагружения верхней диафрагмы 5 со стороны ТПС 8, а также продольного растягивающего нагружения самих ТПС, чем полностью исключается возможность раскрытия стыковых соединений стеклопластиковых и металлических секций ТПС. Вместе с этим подобное распределение нагрузок, вызываемых вышеотмеченными обстоятельствами, обеспечивает возможность снижения требований к прочности верхней диафрагмы 5 люльки и, следовательно, - снижения массы (т.е. - материалоемкости) корабельной пусковой системы. Кроме того, исключение возможности раскрытия стыковых соединений ТПС повышает надежность корабельной пусковой системы в целом, так как исключает возможность поступления воды внутрь контейнера. Повышение надежности системы достигается также благодаря тому, что при заштыренном положении люльки 4 с помощью герметизирующего уплотнения 22 образуется дополнительный герметизирующий контур между контейнером 1 и верхней диафрагмой 5. Вместе с этим благодаря наличию этого герметизирующего контура существенно упрощается контроль герметичности кольцевого зазора между контейнером и люлькой, т.е. упрощается обслуживание корабельной пусковой системы. Кроме того, в сравнении с ближайшим аналогом, в заявляемой корабельной системе облегчается доступ к узлам средств поперечной и продольной амортизации, что повышает удобства эксплуатации, упрощает обслуживание корабельной пусковой системы и ускоряет процесс проведения регламентных работ.
Таким образом, благодаря особенности исполнения заявляемой корабельной пусковой системы изобретение позволяет создать корабельную пусковую систему, обеспечивающую повышение надежности и упрощение обслуживания.
Класс F41F3/042 пусковые установки-контейнеры