способ испытания двухканальной электронной системы автоматического управления гтд с блоком встроенного контроля

Классы МПК:G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТАР" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано для испытаний электронных систем (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД) с блоком встроенного контроля (БВК). Сущность изобретения заключается в том, что испытывают БВК, имитируя по экспоненциальному закону распределения отказы элементов САУ, а по нормальному закону распределения - отказы программного обеспечения (ПО), затем определяют количество отказов, локализованных БВК, и по последнему и суммарному количеству отказов определяют коэффициент полноты проверки как отношение локализованных отказов к суммарному количеству отказов и характеристики надежности САУ в целом рассчитывают с учетом этого коэффициента. Технический результат изобретения - повышение эффективности и достоверности испытаний двухканальных электронных САУ ГТД с БВК. 1 ил. способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

Формула изобретения

Способ испытания двухканальной электронной системы автоматического управления (САУ) газотурбинным двигателем (ГТД) с блоком встроенного контроля (БВК), заключающийся в том, что экспериментально определяют интенсивности отказов элементов САУ и БВК и рассчитывают характеристики надежности САУ с учетом количества отказов САУ, отличающийся тем, что дополнительно испытывают БВК, имитируя по экспоненциальному закону распределения отказы элементов САУ, а по нормальному закону распределения - отказы программного обеспечения (ПО), затем определяют количество отказов, локализованных БВК, и по последнему и суммарному количеству отказов определяют коэффициент полноты проверки как отношение локализованных отказов к суммарному количеству отказов и характеристики надежности САУ в целом рассчитывают с учетом этого коэффициента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано для испытаний электронных систем (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД) с блоком встроенного контроля (БВК).

Известен способ испытания гидромеханической САУ [1] с целью определения наработки на отказ системы. Способ заключается в том, что лидерный экземпляр САУ устанавливают на стенд-аналог ГТД, подключают к САУ имитаторы датчиков и исполнительных элементов ГТД, включают электропривод насоса САУ и проводят испытания САУ в течение времени, равного ресурсу САУ, с фиксацией возникающих в процессе испытаний отказов.

Недостатком известного способа является его неэкономичность: велики затраты на оплату электроэнергии, расходных материалов (керосин, вода, воздух), заработную плату обслуживающего персонала, низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ испытания электронной САУ ГТД [2], заключающийся в том, что экспериментально определяют интенсивности отказов элементов САУ и рассчитывают характеристики надежности САУ с учетом количества отказов САУ.

Недостатком этого способа является его низкая эффективность при определении показателей надежности резервированных (например, двухканальных) электронных САУ с развитым БВК, который обеспечивает реконфигурацию САУ при возникновении в ней отказов с постепенной деградацией качества управления ГТД.

Целью изобретения является повышение эффективности и достоверности испытаний.

Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания двухканальной электронной системы автоматического управления (САУ) газотурбинным двигателем (ГТД) с блоком встроенного контроля (БВК), заключающемся в том, что экспериментально определяют интенсивности отказов элементов САУ и БВК и рассчитывают характеристики надежности САУ с учетом количества отказов САУ, дополнительно испытывают БВК, имитируя по экспоненциальному закону распределения отказы элементов САУ, а по нормальному закону распределения отказы программного обеспечения (ПО), затем определяют количество отказов, локализованных БВК, и по последнему и суммарному количеству отказов определяют коэффициент полноты проверки как отношение локализованных отказов к суммарному количеству отказов и характеристики надежности САУ в целом рассчитывают с учетом этого коэффициента.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит задатчик 1 отказов, преобразователи 2 и 3 соответственно в электрический и гидравлический сигналы задатчика, основную электронную часть (ЭЧ) 4, исполнительную гидромеханическую часть (ГМЧ) 5 и БВК 6 САУ 7, компараторы 8 и 9 с оперативным запоминающим устройством (ОЗУ), счетчики 10, 11, 12, обрабатывающее устройство 13, а также модель двигателя (МД) 14, причем ЭЧ 4 через преобразователь 2, а ГМЧ 5 через преобразователь 3 подключены к задатчику 1, информационный вход компаратора 8 подключен к выходу ЭЧ 4, а управляющий вход - к входу преобразователя 2, информационный вход компаратора 9 подключен к выходу ГМЧ 5, а управляющий вход - к входу преобразователя 3, выходы компараторов 8 и 9 подключены к счетчику 11, выход БВК 6 подключен к счетчику 10, все счетчики 10, 11, 12 подключены к обрабатывающему устройству 13, выход ЭЧ 4 подключен к входу ГМЧ 5, а выход ГМЧ 5 - к входу МД 14, выход МД 14 подключен к входу ЭЧ 4 САУ 7.

Устройство работает следующим образом.

Задатчик 1, выполненный, например, в виде ПЭВМ, работающей по программе, обеспечивающей воспроизведение задатчиком 1 отказов элементов САУ 7 по экспоненциадьному, а ПО - по нормальному законам распределения, через преобразователи 2 и 3 подает имитации отказов на ЭЧ 4 и ГМЧ 5 САУ 7. При появлении сигнала отказа на выходе задатчика 1 в счетчик 12 заносится единица, на выходе преобразователя 2 или 3 появляется имитация отказа элемента или ПО в ЭЧ 4 или ГМЧ 5 САУ 7. По началу сигнала отказа в ОЗУ компаратора 8 (или 9) записывается функционал Фi выходного состояния ЭЧ 4 (Ф1) или ГМЧ 5 (Ф2) САУ 7.

ЭЧ 4 или ГМЧ 5 САУ 7 совместно с МД 14 как объектом управления реагируют на имитацию отказа. Если реакция САУ 7 на имитацию отказа приводит к изменению выходных параметров ГТД (МД 14), то функционал Ф1 (или Ф2) выходного состояния принимает новое значение Ф1' (или Ф2'). При этом на выходе компаратора 8 (или 9) появляется сигнал - признак отказа, приводящего к изменению выходных параметров ГТД (МД 14). Эти сигналы подсчитываются счетчиком 11.

Если имитация отказа обнаруживается, локализуется и парируется БВК 6, то на выходе БВК 6 появляется сигнал обнаруженного и «обезвреженного» отказа. Эти сигналы подсчитываются счетчиком 10.

По окончании цикла испытаний показания счетчиков 12 (суммарное количество имитированных отказов N), 11 (количество отказов, приводящих к изменению параметров ГТД Nизм), 10 (количество отказов, локализованных БВК Nлок) поступают в обрабатывающее устройство 13, где определяются:

- коэффициент полноты контроля Кпк

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

коэффициент полноты проверки Кпп

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

Затем рассчитывают характеристики надежности САУ в целом: определяют наработку на отказ, приводящий к выключению электронной части САУ (Тоэч) и наработку на незафиксированный отказ САУ, приводящий к произвольному изменению режима работы ГТД (Т.вд).

Для этого используются следующие зависимости:

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

где Кпп - коэффициент полноты проверки,

Кпк - коэффициент полноты контроля,

Квд - доля неконтролируемых отказов, приводящая к выключению двигателя,

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909 - суммарная интенсивность отказов элементов одного канала электронной части САУ:

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

где способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909 - интенсивность отказа i-го элемента ЭЧ САУ;

n - количество элементов в одном канале ЭЧ САУ;

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909 - суммарная интенсивность отказов ГМЧ САУ:

способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909

где способ испытания двухканальной электронной системы автоматического   управления гтд с блоком встроенного контроля, патент № 2351909 - интенсивность отказа j-го элемента ГМЧ САУ;

m - количество элементов в ГМЧ САУ.

Таким образом, обеспечивается плавный, без забросов перевод управления с ЭР 2 на ГМР 6, т.е. обеспечивается повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Литература

1. ГОСТ 2343-79 «Надежность изделий авиационной техники».

2. «Комплексные испытания цифровых САУ ГТД», т.о. ЦИАМ № 10607, 1986 г.

Класс G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ определения технического состояния энергетического объекта -  патент 2522275 (10.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
способ диагностики технического состояния авиационных газотурбинных двигателей -  патент 2517264 (27.05.2014)
индикатор эрозии крыльчатки турбокомпрессора -  патент 2516755 (20.05.2014)
способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двитателя -  патент 2514461 (27.04.2014)
способ диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора -  патент 2514460 (27.04.2014)
Наверх