устройство для предотвращения захвата гражданского самолета
Классы МПК: | B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам B64D11/06 конструктивные особенности сидений B64D25/04 модификация сидений |
Автор(ы): | Белый Давид Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-23 публикация патента:
20.04.2009 |
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона. На задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной. При этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок. Концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством. Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах. 3 ил.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, отличающееся тем, что на задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной, при этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия, и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок, причем концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.
Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение № 2224691, кл. B64D 45/00, G08B 15/02, 2002 [1]/.
Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.
Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащие установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение № 2269817, кл. G08B 15/00, 2004 [2]/.
Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты воздушного судна от террористов, включающее пассажирские кресла с установленными в них баллонами с нейтрализующим газом, видеокамеры обзора салона и вспомогательных помещений и пульт управления вентиляцией салона и баллонами с газом, расположенный в кабине пилотов /см. патент РФ на изобретение № 2002309, кл. G08B 15/00, B64D 13/00, 1991 [3]/, и принятое за прототип.
Недостатком известного устройства-прототипа является опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, а также на пилотов при нарушении герметичности кабины нейтрализующего газа наркотического действия, то есть низкая безопасность полетов.
Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для предотвращения захвата гражданского самолета, полностью исключающего как опасность для пассажиров и пилотов, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, механическое ударное воздействие на них с последующей жесткой фиксацией непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем сжатия в кресле с нарастающей величиной усилия.
Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах за счет своевременного пресечения действий по их захвату.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенном на пассажирских креслах, включающих сиденье со спинкой и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, особенность заключается в том, что на задней стороне спинки каждого кресла примерно на высоте груди сидящего в кресле пассажира выполнено глухое цилиндрическое отверстие, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии витая коническая пружина, снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие снаружи эластичной токонепроводящей пластиной, при этом на задней поверхности спинки под пластиной консольно закреплены изогнутые планки, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины с ее боков, выход последней из отверстия, и выполненные из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок, причем концы планок подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла, установленного позади кресла с данным устройством.
На фиг.1 схематично на виде сбоку приведено одно из кресел с пассажиром и предлагаемым устройством, расположенном спереди кресла после срабатывания устройства; на фиг.2 - устройство до срабатывания /в исходном состоянии/ в увеличенном масштабе; на фиг.3 - вид А на фиг.2.
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на пассажирских креслах 1, включающих сиденье 2 со спинкой 3 для размещения пассажира 4 и установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона /видеокамера и остальная часть салона не показаны/. На задней стороне спинки 3 каждого кресла 1 примерно на высоте груди сидящего в кресле 1 пассажира 4 выполнено глухое цилиндрическое отверстие 5, в которое свободно вставлена основанием внутрь в сжатом состоянии /см. фиг.2/ витая коническая пружина 6, прикрепленная своим основанием ко дну отверстия 5 /на фиг.1 и фиг.2 крепление не показано/ и снабженная прикрепленной к ее верхнему торцу и закрывающей отверстие 5 снаружи эластичной токонепроводящей пластиной 7 из мягкой термостойкой резины. При этом на задней поверхности спинки 3 под пластиной 7 консольно винтами 8 закреплены изогнутые планки 9, перекрывающие своими свободными концами, входящими в тело сжатой пружины 6 с ее боков /фиг.2/, выход последней из отверстия 5 /в принципе, для этой цели достаточно одной планки 9, однако для исключения перекосов пружины 6 целесообразно использовать 2-3 планки, как показано на фиг.3/. Планки 9 выполнены из сплава с эффектом термомеханической памяти формы, имеющего несколько порогов срабатывания с нарастающими температурами и соответствующими им фиксированными углами изгиба планок 9. Концы планок 9 подключены к контактам на пульте управления в кабине пилотов, соответствующим номеру кресла 10, установленного позади данного кресла 1, и соединенным с источником электрического сигнала и, в частности, с источником постоянного тока /пульт управления и источник электрического сигнала не показаны/. Планки 9 электрически изолированы от спинки 3 прокладками 11, выполненными из термостойкого фторопласта, выдерживающего разогрев до 250° и более, с другой стороны планки 9 закрыты резиновой пластиной 7. В качестве материала для изготовления планок 9 с термомеханической памятью формы использован нитинол /TiNi/, относящийся к классу интерметаллических соединений, имеющий стехиометрический состав, содержащий 50 ат. % Ti. Планки 9 запоминают свое изгибное состояние, приданное им на стадии фазовых превращений, причем при нарастании температур и достижении определенных температурных порогов планки 9 скачками срабатывают, изгибаясь относительно точек их консольного крепления на заранее заданные фиксированные углы. Такими температурными порогами для вышеуказанного сплава является последовательность температур 120°С, 160°С, 190°С и т.д., причем, подбирая соответственно для более высокой температуры большую амплитуду пропускаемого через планки 9 постоянного тока, можно обеспечить время нагрева до срабатывания не более 3-5 секунд.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.
В исходном состоянии пассажир 4 сидит в кресле 10 /см. фиг.2 и фиг.3/, коническая пружина 6 с усилием сжата и введена в глухое отверстие 5 в спинке 3 кресла 1, при этом верхний торец пружины 6 с закрепленной на ней пластиной 7 несколько выступает наружу из выхода отверстия 5, что дает возможность ввести с боков в этот выступ пружины 6 между ее витками концы планок 9, удерживающие пружину 6 в исходно сжатом состоянии, препятствуя ее выходу наружу из отверстия 5. Планки 9 вводят между витками пружины 6 при незажатых винтах 8, после чего последние жестко зажимаются и контрятся. При этом витки пружины 6 в сжатом состоянии частично концентрично входят друг в друга, что позволяет уместить пружину 6 в глухом отверстии 5, занимающем по глубине часть толщины спинки 3. В случае нехватки для этого толщины спинки 3 на задней поверхности последней может быть выполнен специальный выступ для размещения пружины 6. С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте управления в кабине пилотов нажимается кнопка с номером, соответствующим номеру кресла 10, установленного позади кресла 1 с данным устройством, то есть при нажатии кнопки с номером кресла 10 с подозрительным пассажиром 4 срабатывает устройство на впереди расположенном кресле 1. При этом планки 9 запитываются от источника постоянного тока определенной амплитуды. При протекании по планкам такого тока в течение, например, 3-5 с планки 9 разогреваются до пороговой температуры 120°С. При этом концы планок 9 скачком изгибаются на фиксированные углы /правая планка на фиг.3 - вправо, левая - влево/ относительно мест их консольного крепления винтами 8. В результате такого изгиба концов планок 9 указанные концы выходят из тела пружины 6, витки в верхней части конической пружины 6, имеющие меньший диаметр, высвобождаются, при этом данная часть пружины 6 вместе с пластиной 7 "выстреливает" из отверстия 5, и пластина 5 ударяет пассажира 4 в грудь, прижимая его к спинке сиденья 10 /фиг.1/, естественно, что длина этой верхней части пружины 6, ее диаметры, угол изгиба планок 9 и т.д. подбираются таким образом, чтобы пластина 7 прижала пассажира 4 к спинке, причем с запасом длины. В результате пассажир 4 оказывается зажатым между пластиной 7 и спинкой кресла 10 и его подлокотниками /боковинами/ 12. Естественно, что неожиданный динамический удар, сопровождающийся прижатием, позволит временно нейтрализовать пассажира, и, скорее всего, данный эффект будет достаточным. Однако в случае предпринятия пассажиром 4 дальнейших активных действий по своему освобождению, попытках вытащить посторонние предметы и т.п. вышеуказанная кнопка на пульте управления нажимается повторно, в результате на планки 9 подается ток с более высокой амплитудой, происходит дальнейший разогрев планок до 160°С и их новый изгибный скачок в ту же сторону. В результате освобождаются почти все витки пружины 6 большего диаметра, усилие прижатия пассажира к спинке скачком увеличивается. Очевидно, что производя несколько раз данное действие можно добиться полной физической нейтрализации представляющего опасность пассажира, полностью лишая его возможности оказывать физическое сопротивление.
Класс B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений
Класс B64D25/04 модификация сидений