устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора

Классы МПК:H01M2/14 сепараторы; мембраны или диафрагмы; прокладки и распорки
H01M10/52 удаление газов из вторичных элементов, например путем абсорбции
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "ЭЛЕКТРОТЯГА" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности рекомбинации водорода и кислорода в воду и возврат ее в аккумулятор при заряде высокими токами. Согласно изобретению устройство каталитической рекомбинации газа содержит газонепроницаемый корпус, в котором находится пористый контейнер с катализатором. Корпус расположен внутри холодильника, по которому проходит охлаждающая жидкость, при этом сечение входящего канала холодильника больше сечения выходящего канала, а соотношение сечений входящего канала к выходящему составляет 1.3:1.0, что позволяет создавать постоянное давление в канале и высокую скорость прохождения охлаждающей жидкости. 1 ил., 1 табл. устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора, патент № 2353020

устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора, патент № 2353020

Формула изобретения

Устройство каталитической рекомбинации образующихся во время работы свинцового аккумулятора водорода и кислорода в воду и возврата ее в аккумулятор, состоящее из газонепроницаемого корпуса, в котором находится пористый контейнер с катализатором, отличающееся тем, что корпус, в котором находится пористый контейнер с катализатором, расположен внутри холодильника, по которому проходит охлаждающая жидкость, причем сечение входящего канала холодильника больше сечения выходящего канала; при этом соотношение сечений входящего канала и выходящего составляет 1.3:1.0.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов.

Известна вентиляционная пробка свинцового аккумулятора (Дасоян М.А., Агуф И.А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов. Л.: Энергия, 1978. С.64-66), выбранная в качестве аналога, которая способствует беспрепятственному удалению газов (водород, кислород), образующихся в аккумуляторе.

Недостатком вентиляционной пробки является то, что удаление из аккумулятора водорода и кислорода, образующихся в результате разложения воды, приводит к снижению уровня электролита и повышению его концентрации. В результате этого требуется доливка в аккумулятор воды и корректировка плотности электролита. Кроме того, смесь водорода и кислорода является взрывоопасной, если уровень концентрации водорода в воздухе превышает 4%.

В качестве прототипа выбрано устройство для каталитической рекомбинации водорода и кислорода в воду и возврата ее в аккумулятор (Патент Германии № 2008218, Н01М 10/52). Такое устройство рекомбинирует газ и тем самым позволяет значительно сократить доливку воды и корректировку плотности электролита в свинцовом аккумуляторе.

Недостатком прототипа является то, что такое рекомбинационное устройство может быть использовано в аккумуляторе в режиме постоянного подзаряда только при зарядах низкими токами (т.е. при эксплуатации свинцовых аккумуляторов емкостью до 500 А·ч), когда выделяется небольшой объем газа. Во время заряда высокими токами (т.е. при эксплуатации свинцовых аккумуляторов емкостью до 20000 А·ч) выделяется большой объем газа, в результате чего имеет место сильный разогрев рекомбинационного устройства, приводящий к выходу последнего из строя. Поэтому при заряде высокими токами требуется отсоединять устройство от аккумулятора, что приводит к повышению затрат на обслуживание аккумуляторов; кроме того, при этом водород и кислород будут выделяться из аккумулятора, приводя к снижению уровня электролита и повышению его концентрации, а также к созданию взрывоопасной ситуации.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанных недостатков аналога и прототипа и на решение задачи увеличения эффективности рекомбинации водорода и кислорода в воду и возврата ее в аккумулятор при заряде высокими токами.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом устройстве каталитической рекомбинации газа газонепроницаемый корпус, в котором находится пористый контейнер с катализатором, расположен внутри холодильника, по которому проходит охлаждающая жидкость, причем сечение входящего канала холодильника больше сечения выходящего канала.

Сопоставительный анализ с устройствами каталитической рекомбинации газов показывает, что предлагаемое решение является новым.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Устройство каталитической рекомбинации газов состоит из газонепроницаемого корпуса 1 с отверстием 2 для соединения с аккумулятором, пористого контейнера с катализатором 3 и холодильника 4 с входящим каналом охлаждающей жидкости А и выходящим каналом охлаждающей жидкости Б. Соотношение сечений входящего канала к выходящему составляет 1.3:1.0, что позволяет создавать постоянное давление в канале и высокую скорость прохождения охлаждающей жидкости. В результате этого достигается высокая эффективность охлаждения корпуса с катализатором и поддерживается постоянная температура, что позволяет без разогрева устройства осуществлять рекомбинацию водорода и кислорода в воду и возврат ее в аккумулятор при заряде высокими токами.

По аналогии с прототипом было изготовлено устройство каталитической рекомбинации газов, а также предлагаемое устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора. Как показали экспериментальные данные (см. таблицу), предлагаемое устройство каталитической рекомбинации газов имеет более высокую эффективность рекомбинации водорода и кислорода в воду и возврата ее в аккумулятор при заряде высокими токами по сравнению с прототипом за счет обеспечения высоко эффективного охлаждения. Так, предлагаемое устройство каталитической рекомбинации газов позволяет использовать его при заряде аккумулятора токами до 50 А (т.е. устанавливать его на свинцовых аккумуляторов емкостью до 20000 А·ч), в то время как устройство каталитической рекомбинации, изготовленное по аналогии с прототипом, при заряде токами выше 15 А выходит из строя из-за значительного разогрева (т.е. допускается его устанавливать только на свинцовых аккумуляторов емкостью не выше 500 А·ч).

Таблица
устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора, патент № 2353020 устройство каталитической рекомбинации газов для свинцового аккумулятора, патент № 2353020 Максимальный ток заряда аккумулятора, при котором устройство каталитической рекомбинации газов работает без разогрева, А
1Предлагаемое устройство каталитической рекомбинации газов 50
2 Прототип 15

Класс H01M2/14 сепараторы; мембраны или диафрагмы; прокладки и распорки

способ обработки полуфабриката сепараторной ленты -  патент 2523019 (20.07.2014)
способ и устройство для изготовления сепаратора для полимерэлектролитного топливного элемента. -  патент 2516342 (20.05.2014)
батареи с электродами в виде покрытия, нанесенного прямо на нанопористые сепараторы -  патент 2513988 (27.04.2014)
способ обработки пористого материала -  патент 2482570 (20.05.2013)
полимерная композиция и полученные из нее формованные изделия -  патент 2462491 (27.09.2012)
способ и устройство для изготовления сепаратора, используемого в полимерэлектролитном топливном элементе -  патент 2459318 (20.08.2012)
органический/неорганический композитный разделитель, имеющий пористый активный покрывающий слой, и содержащее его электрохимическое устройство -  патент 2455734 (10.07.2012)
электрохимическое устройство, имеющее различные типы сепараторов -  патент 2451367 (20.05.2012)
многослойная, микропористая полиолефиновая мембрана, способ ее получения и сепаратор аккумулятора -  патент 2431521 (20.10.2011)
микропористая полиолефиновая мембрана, способ ее получения, сепаратор аккумулятора и аккумулятор -  патент 2430772 (10.10.2011)

Класс H01M10/52 удаление газов из вторичных элементов, например путем абсорбции

система вентиляционных отверстий для удаления газов из свинцового аккумулятора -  патент 2414770 (20.03.2011)
предохранительное устройство аккумулятора -  патент 2315394 (20.01.2008)
рекомбинационное устройство для каталитической рекомбинации образующихся в аккумуляторах водорода и кислорода в воду -  патент 2208876 (20.07.2003)
механические и тепловые усовершенствования в никельметаллгидридных батареях, модулях батарей и пакетах батарей -  патент 2187865 (20.08.2002)
улучшенное устройство для удаления газов, образующихся в аккумуляторных батареях -  патент 2113746 (20.06.1998)
способ утилизации водорода и кислорода, продуваемых из полостей электрохимического генератора водородокислородного типа -  патент 2085436 (27.07.1997)
герметичный гальванический элемент одноразового или многоразового действия -  патент 2075139 (10.03.1997)
сепаратор для химического источника тока -  патент 2055425 (27.02.1996)
Наверх