способ восстановления моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта
Классы МПК: | A61K35/00 Лекарственные препараты, содержащие вещества или продукты реакции неизвестного строения A61B1/273 для верхнего пищеварительного тракта, например гастроскопы, эзофагоскопы |
Автор(ы): | Кирилина Светлана Ивановна (RU), Кирилин Леонид Никитич (RU), Павлов Виталий Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное учреждение Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи (ФГУ ННИИТО Росмедтехнологий) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-17 публикация патента:
10.05.2009 |
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано в периоперационном периоде при лечении больных с травматическими повреждениями позвоночника, а также с коксартрозами при скрытой энтеральной недостаточности. Для восстановления моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта, нормализации азотистого баланса и снижения уровня гиперметаболизма проводят мониторинг моторно-эвакуаторной функции ЖКТ фоноэтероскопом в динамике в реальном масштабе времени, определяют исходный уровень частоты кишечных шумов (ЧКШ), лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) и вычисляют коэффициент паретичности (Кp) по формуле Кp=лии/чкш и затем продолжают мониторировать ЧКШ и при их снижении вновь определяют ЛИИ и рассчитывают Кp и при его нарастании в динамике относительно исходного уровня проводят нутритивную поддержку сбалансированными смесями, содержащими растворимые и нерастворимые пищевые волокна до появления устойчивой тенденции снижения Кp и стремления его к нулю относительно исходного уровня. Способ позволяет снизить тяжесть постагрессивных реакций у больных с травмой позвоночника и коксартрозом, а также значительно уменьшить число тяжелых степеней пареза ЖКТ в периоперационном периоде у больных с травмой позвоночника, осуществить раннюю активизацию больных при эндопротезировании. 2 табл.
Формула изобретения
Способ восстановления моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта путем раннего энтерального питания, отличающийся тем, что проводят мониторинг моторно-эвакуаторной функции ЖКТ фоноэтероскопом в динамике в реальном масштабе времени, определяют исходный уровень частоты кишечных шумов (ЧКШ), лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) и вычисляют коэффициент паретичности (Кр) по формуле Кр=лии/чкш, и затем продолжают мониторировать ЧКШ и при их снижении вновь определяют ЛИИ и рассчитывают Кр и при его нарастании в динамике относительно исходного уровня проводят нутритивную поддержку сбалансированными смесями, содержащими растворимые и нерастворимые пищевые волокна до появления устойчивой тенденции снижения К р и стремления его к нулю относительно исходного уровня.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано в периоперационном периоде при лечении больных с травматическими повреждениями позвоночника, а также с коксартрозами при скрытой энтеральной недостаточности.
Известны способы восстановления моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), базирующиеся на данных аускультации, баллонографии, иономанометрии, прямой миографии, которые осуществляются путем электростимуляции, медикаментозной стимуляции, а также использовании специальных зондов (Смирнова В.И. Интенсивная терапия и анестезиологическое обеспечение при хирургическом лечении больных с диффузионным полипозом толстой кишки. Дисс. канд. мед. наук, М., 1980; Стручков В.И., Гостищев В.Е. Съезд хирургов Дагестана. 10-й, Махачкала, 1984 г., с.145; Панков В.И. Профилактика и лечение послеоперационных динамических нарушений моторики ЖКТ. Дисс. д-ра мед. наук, Рязань, 1980 г.).
Указанные методы восстановления моторно-эвакуаторнои функции ЖКТ мало эффективны и трудно переносимы больными из-за тяжести их состояния. Методы диагностики содержат субъективные составляющие информации и не могут использоваться для динамического мониторинга ЖКТ при восстановлении его моторно-эвакуаторной функции.
Наиболее близким к заявляемому является способ раннего энтерального питания больных после абдоминальных операций. (Курыгин А.А., Багаев В.А., Курыгин Ал.А., Сысоева Л.И. Моторная функция тонкой кишки в норме и при некоторых патологических состояниях. СПб, Наука, 1994, с.201). Энтеральное питание начинается через сутки обычными продуктами на основе клинических данных (наличие перистильтики, которое определяется аускультативно, отхождение газов и отсутствие застоя в желудке). Однако энтеральный способ питания обычными продуктами не может адекватно обеспечить потребности организма в пластических и энергетических веществах, снизить уровень гиперметаболизма после травматических операций из-за ограничения массы и несбалансированности пищевого рациона, который не направлен на регуляцию моторно-эвакуаторной функции ЖКТ. Отсутствие объективного мониторинга в реальном времени за этой функцией может привести к ухудшению состояния больного.
Задача изобретения разработать способ нормализации моторно-эвакуаторной функции ЖКТ под контролем объективных критериев для восстановления уровня азотистого баланса и снижения уровня гиперметаболизма
Техническим результатом использования изобретения является снижение тяжести постагрессивных реакций у больных с травмой позвоночника и коксартрозом. Использование способа значительно уменьшает число тяжелых степеней пареза ЖКТ в периоперационном периоде у больных с травмой позвоночника, а также способствует ранней активизации больных при эндопротезировании. Кроме того, способ позволяет контролировать состояние больного без проведения биохимических анализов (инвазивных для пациента и более дорогостоящих). Своевременно начатое (благодаря ранней диагностике) лечение нарушений моторно-эвакуаторной функции ЖКТ сокращает предоперационный период а хирургическое вмешательство, выполненное в кратчайшие сроки после травмы, предотвращает инвалидизацию пострадавшего, возвращает его к труду и улучшает «качество жизни».
Поставленная задача решается за счет того, что проводят мониторинг моторно-эвакуаторной функции ЖКТ фоноэтероскопом в динамике в реальном масштабе времени и вычисляют коэффициент паретичности (Кp), при нарастании Кp проводят раннюю нутритивную поддержку сбалансированными смесями, содержащими растворимые и нерастворимые пищевые волокна до появления устойчивой тенденции снижения Кp со стремлением его к нулю, что соответствует нормализации азотистого баланса и снижению уровня гиперметаболизма.
Технический результат достигается за счет того, что на ранних (скрытых) стадиях нарушений моторно-эвакуаторной функции ЖКТ проводят нутритивную поддержку сбалансированными смесями, содержащими растворимые и нерастворимые пищевые волокна, воздействуя на комплекс патофизиологических механизмов угнетения моторики, и продолжают ее до восстановления моторно-эвакуаторной функции ЖКТ. Ранняя диагностика нарушений и динамический мониторинг эффективности лечебно-профилактических мероприятий основаны на объективной информации о состоянии моторики ЖКТ, получаемой в реальном времени с помощью фоноэнтероскопа.
К снижению моторно-эвакуаторной функции ЖКТ может приводить длительный прием нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) пациентами с коксартрозом. У таких пациентов развивается скрытая энтеральная недостаточность, которая приводит к снижению иммунитета, развитию трофической недостаточности и присоединению гнойных осложнений в послеоперационном периоде при эндопротезировании сустава. Повреждение тел позвонков в результате травмы приводит к образованию забрюшинной гематомы и нарушению иннервации. В результате развивается посттравматический парез ЖКТ, при котором невозможно начать хирургическое лечение перелома позвоночника.
Как скрытая энтеральная недостаточность, так и посттравматический парез ЖКТ, проявляющиеся в снижении частоты кишечных сокращений, влекут за собой нарастание эндогенной токсемии и интоксикации. Уровень эндогенной интоксикации возможно определить путем вычисления лейкоцитарного индекса интоксикации (ЛИИ) по формуле
где Ми - миелоциты, Ю - юные, П - палочкоядерные, С - сегментарные, ПЛ-плазматические, МО - моноциты, Л - лимфоциты, Э - эозинофилы.
Клинической практикой подтверждено, что чем выше показатель ЛИИ, тем более выражены посттравматический парез ЖКТ и скрытая энтеральная недостаточность, а также выявлена корреляция ЛИИ и частоты кишечных сокращений, регистрируемых как частота кишечных шумов (ЧКШ). Тесные взаимоотношения этих параметров выражаются коэффициентом паретичности (Кp ) Кp=лии/чкш. Этот коэффициент объективно характеризует состояние моторно-эвакуаторной функции ЖКТ и позволяет выявить ее снижение на самых ранних стадиях. Вычисление Кр в динамике позволяет осуществлять мониторирование эффективности мер профилактики и лечения посттравматического пареза ЖКТ и скрытой энтеральной недостаточности.
Способ осуществляется следующим образом. При поступлении больного регистрируется его ЧКШ в единицу времени. Для этого акустическая камера фоноэнтероскопа устанавливается на стандартной точке передней поверхности брюшной стенки (на 1 см выше пупка) и акустический сигнал передается на аудиокарту компьютера. Определяется исходная величина ЛИИ и рассчитывается исходный индекс паретичности. Продолжается мониторирование кишечных шумов, при их снижении вновь определяется величина ЛИИ и рассчитывается Кp. Если Кp имеет тенденцию к увеличению, начинается нутритивная поддержка сбалансированной смесью с растворимыми и нерастворимыми волокнами до появления тенденции снижения Кp и стремления его к нулю. Это соответствует нормализации азотистого баланса и снижению уровня гиперметаболизма, что подтвердили клинические наблюдения, проведенные при операциях эндопротезирования тазобедренного сустава и по поводу перелома тел позвонков грудопоясничного отдела позвоночника. Во время этих наблюдений одновременно с вычислением коэффициента паретичности проводился контроль биохимических показателей. Анализ полученных данных выявил полную корреляцию коэффициента паретичности, азотистого баланса и уровня гиперметаболизма (Таблицы 1, 2).
Таким образом, ориентируясь на показатели Кp , можно контролировать состояние больного без проведения биохимических анализов (более дорогостоящих и инвазивных для пациента). Ранняя нутритивная поддержка позволяет усваивать питательные вещества в послеоперационном периоде, улучшить азотистый баланс, снизить уровень гиперметаболизма, а также тяжесть постагрессивных реакций, что весьма важно при операциях на позвоночнике и при эндопротезировании крупных суставов, т.к. операции связаны с имплантацией массивных конструкций и очень травматичны.
Примеры конкретного выполнения способа.
Пример 1.
Больной Н., 41 год, История болезни № 1870/2006. Диагноз: Взрывной перелом L1 позвонка (в клинику госпитализирован через 2 часа с момента травмы).
В течение четырех часов с момента поступления К p составил 0,02, при ЧКШ=55 и ЛИИ=1,2.
Через 12 часов после травмы показатель ЧКШ снизился до 35, ЛИИ составила 1,5, а Кр соответственно увеличился до 0,04.
Через 20 часов после травмы ЧКШ-20, ЛИИ=1,9, а, Кр =0,08.
Через 24 часа после травмы ЧКШ=15, уровень ЛИИ достиг 2,1, а Кр=0,14. На этом фоне выраженных признаков пареза ЖКТ еще не определялось, однако отмечалось снижение ЧКШ, прогрессивно увеличивался уровень ЛИИ, а Кp возрос в 7 раз по сравнению с исходным. Учитывая увеличение Кp в динамике, начата профилактика и лечение пареза ЖКТ путем нутритивной поддержки специализированными сбалансированными смесями с растворимыми и нерастворимыми волокнами. При проведении лечения проводилось вычисление Кp в динамике. К концу третьих суток произошло снижение Кp до 0,08 при ЧКШ=55 в единицу времени и ЛИИ=0,6. Это позволило ускорить выполнение хирургического вмешательства, которое было осуществлено на четвертые сутки после травмы.
Параллельно у больного контролировались биохимические показатели, анализ которых показал полную корреляцию с показателями Кр (Табл.1).
Таблица 1. | |||
Срок | Альбумин (г/л) | Кортизол (нм/л) | Мочевина мочи (моль/сутки) |
До операции | 40,9 | 770 | 498 |
1 сутки | 34,1 | 820 | 795 |
3 сутки | 35,2 | 790 | 770 |
5 сутки | 36,1 | 690 | 650 |
7 сутки | 38,5 | 640 | 620 |
10 сутки | 41,0 | 610 | 370 |
Пример 2.
Больной А., 75 лет, История болезни № 1263/2006 Диагноз: Коксартроз. Сопутствующая патология: ИБС, Гипертоническая болезнь, НПВС - гастропатия, дисбактериоз. Плановая операция - эндопротезирование правого тазобедренного сустава.
При поступлении в клинику зарегистрированная частота кишечных шумов в единицу времени составила 50 (ЧКШ=50), величина ЛИИ=1 ед., Кp=0,02.
После операции в первые 12 часов произошло увеличение Кp до 0,06 (ЧКШ=30, ЛИИ=1,8,; через 24 часа после операции К р=0,08 (ЧКШ=25, ЛИИ=2,0).
Учитывая увеличение Кр, начато раннее энтеральное питание с вычислением Кр в динамике.
К концу 3-х суток К р=0,016 (ЧКШ=60, ЛИИ=1).
На 5 сутки К р=0,01 (ЧКШ=60, ЛИИ=0,6).
На 7-ые сутки Кр=0, 006 (ЧКШ=62, ЛИИ=0,4).
Показатели Кр стремятся к нулю. Это свидетельствует о том, что моторная функция восстановлена, идет нормальное пищеварение в ЖКТ, что подтверждено биохимическими данными.
Таблица 2. | |||
Сроки | Альбумин (г/л) | Кортизол (нм/л) | Мочевина мочи (моль/сутки) |
До операции | 40,5 | 670 | 488 |
1 сутки | 35,1 | 720 | 715 |
3 сутки | 35,2 | 700 | 690 |
5 сутки | 36,8 | 650 | 650 |
7 сутки | 38,1 | 642 | 600 |
10 сутки | 41,0 | 640 | 370 |
Класс A61K35/00 Лекарственные препараты, содержащие вещества или продукты реакции неизвестного строения
Класс A61B1/273 для верхнего пищеварительного тракта, например гастроскопы, эзофагоскопы