авиационная мишень
Классы МПК: | F41J9/08 авиационные мишени, например телеуправляемые, привязные, надувные |
Автор(ы): | Кореньков Владимир Владимирович (RU), Терешин Алексей Андреевич (RU), Супрунов Николай Андреевич (RU), Гарнов Николай Константинович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-17 публикация патента:
10.05.2009 |
Изобретение относится к устройствам мишеней, предназначенных для работы с радиолокационными и тепловыми системами вооружения. Авиационная мишень содержит корпус с крышкой, головную часть, факел в виде цилиндра с горючим составом и дна, парашютную систему, включающую тормозной и основной купола, расцепляющий механизм. Основной купол содержит уголковый отражатель и размещен в камере, уложенной в чехол, жестко соединенный с дном факела и разъемно - с расцепляющим механизмом. Тормозной купол размещен в чехле, жестко соединенном с крышкой корпуса. Коуш основного купола через трос соединен с дном факела, а коуш тормозного купола неразъмно соединен с расцепляющим механизмом и камерой основного купола. Изобретение позволяет повысить эффективность действия мишени за счет повышения удельной эффективности и надежности действия при одновременном расширении производственных возможностей при ее изготовлении. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Авиационная мишень, содержащая корпус с крышкой, головную часть, взрыватель, факел в виде цилиндра с запрессованным горючим составом и дна, парашютную систему, включающую тормозной и основной купола, отличающаяся тем, что она снабжена расцепляющим механизмом парашютной системы, при этом основной купол, коуш которого через трос соединен с дном факела, содержит уголковый отражатель и размещен в камере, уложенной в чехол, жестко соединенный с дном факела и разъемно с расцепляющим механизмом, а тормозной купол, коуш которого неразъмно соединен с расцепляющим механизмом и камерой основного купола, размещен в чехле, жестко соединенном с крышкой корпуса.
2. Авиационная мишень по п.1, отличающаяся тем, что расцепляющий механизм выполнен в виде двух стаканов, вставленных один в другой открытыми торцами и соединенных срезаемым элементом, при этом наружный стакан соединен с тормозным куполом, а внутренний стакан снабжен вышибным зарядом и замедлительным устройством, закрепленным в дне и связанным с тормозным куполом, причем в наружном стакане со стороны цилиндрической поверхности выполнены сквозные отверстия, в которых размещены скобы, связанные с чехлом основного купола и зафиксированные внутренним стаканом.
3. Авиационная мишень по п.1 или 2, отличающаяся тем, что чехол основного купола снабжен фигурным вкладышем из низкоплотного материала с отверстием вдоль продольной оси, который размещен между дном факела и камерой основного купола.
4. Авиационная мишень по п.1 или 2, отличающаяся тем, что уголковый отражатель выполнен в виде опрокинутой четырехугольной пирамиды, составленной из взаимно перпендикулярных плоскостей из полотна с металлической мишурой, при этом основание и вершина пирамиды снабжены тягами, соединенными с основным куполом.
5. Авиационная мишень по п.3, отличающаяся тем, что уголковый отражатель выполнен в виде опрокинутой четырехугольной пирамиды, составленной из взаимно перпендикулярных плоскостей из полотна с металлической мишурой, при этом основание и вершина пирамиды снабжены тягами, соединенными с основным куполом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военной техники, может быть использовано в устройствах мишеней, предназначенных для работы с радиолокационными и тепловыми системами вооружения.
Известна воздушная мишень, которая содержит носовую часть, к которой присоединена основная объемная часть, выполненная из сетчатого материала, натянутого на проволочный каркас, нити которого соединены между собой, а в местах пересечения связаны в узлы (Патент США № 5026073, 1993 г.).
К недостаткам данного технического решения следует отнести:
- отсутствие данных по исполнению средства, обеспечивающего медленное снижение отражателя (проволочный корпус, обтянутый сетчатым материалом) на воздушной траектории;
- наличие в отражателе проволочного каркаса приведет к существенному увеличению его габаритно-массовых характеристик, а следовательно, к снижению удельной эффективности мишени.
Известно ракетное устройство, используемое в качестве летящей мишени, которое содержит корпус с укрепленной на нем монтажной плитой, головной обтекатель и ракетный двигатель. К корпусу прикреплены крылья стабилизаторов, связанных элементами жесткости, и к ним прикреплены накладками отражающие поверхности, например, из полиэтилена, которые находятся в сложенном состоянии и раскрываются в момент старта ракеты автоматически (GB 3/135338 от 15.05.74, кл. F41J 9/08, изобретения за рубежом, 11, 1974 г., стр. 3).
Недостатком ракетного устройства является ограничение по его применению, практическая невозможность получения светотеплового поля требуемых характеристик при использовании полиэтилена в качестве отражающей поверхности.
Известна воздушная мишень, содержащая корпус, закрепленную на нем монтажную плиту (головную часть) и взрыватель, прикрепленный к монтажной плите спереди, при этом мишень снабжена размещенными в корпусе факелом в виде цилиндра с пиротехническим составом и дна, парашютной системой, включающей тормозной и основной купола, и фигурным отсеком, размещенным между дном факела и парашютной системой (Патент РФ № 2187064 от 14.03.2000 г. - прототип).
Воздушная мишень по патенту 2187064 позволяет устранить недостатки летящей мишени (ракетного устройства), но вместе с тем имеет ряд недостатков:
- отсутствует защита парашютной системы от продуктов сгорания пиротехнического состава факела в момент ее выброса из корпуса, что может существенно снизить надежность действия мишени;
- размещение фигурного отсека между факелом и парашютной системой не обеспечивает защиты парашютной системы от продуктов сгорания горючего состава факела, так как его торцевая поверхность с сотни раз меньше площади основного купола и практически не превышает отражающую способность мишени, так как фигурный отсек размещен в теневой части дна цилиндра, но вместе с тем приводит к существенному снижению коэффициента полезной нагрузки, а следовательно, и снижению удельной эффективности мишени.
Кроме того, в материалах патента 2187064 отсутствуют сведения о конструктивных параметрах взаимосвязи элементов парашютной системы между собой и с элементами конструкции факела и корпуса, которые могут оказать существенное влияние на коэффициент полезной нагрузки, а следовательно, и на удельную эффективность мишени.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиационной мишени.
Технический результат состоит в повышении светотехнических характеристик и надежности действия авиационной мишени.
Технический результат состоит в повышении удельной эффективности и надежности действия авиационной мишени, а также в расширении производственных возможностей при ее изготовлении.
Технический результат достигается тем, что авиационная мишень содержит корпус с крышкой, головную часть, факел в виде цилиндра с горючим составом и дна, парашютную систему, включающую тормозной и основной купола, расцепляющий механизм, при этом основной купол, коуш которого через трос соединен с дном факела, содержит уголковый отражатель и размещен в камере, уложенной в чехол, жестко соединенный с дном факела и разъемно - с расцепляющим механизмом, а тормозной купол, коуш которого неразъмно соединен с расцепляющим механизмом и камерой основного купола, размещен в чехле, жестко соединенном с крышкой корпуса.
Выполнение парашютной системы в виде тормозного и основного куполов, связанных расцепляющим механизмом, позволяет:
- существенно снизить габаритно-массовые характеристики парашютной системы, а следовательно, повысить удельную эффективность мишени (отношение массы факела и отражателя к общей массе мишени);
- обеспечить медленное снижение факела на основном куполе, тем самым увеличить время нахождения светотеплового сигнала в поле действия радиолокационных и тепловых систем, а следовательно, повысить эффективность действия мишени;
- обеспечить поузловую сборку мишени, а следовательно, расширить производственные возможности при ее изготовлении.
Размещение основного купола в камере, уложенной в чехол, и тормозного купола в чехле обеспечивает надежную защиту куполов от возможного воздействия продуктов сгорания вышибного заряда в момент выброса их из корпуса мишени и горючего состава факела при движении на воздушном участке траектории, тем самым повысить надежность действия мишени.
Использование дна факела в качестве монтажной плиты для крепления элементов основного купола и крышки корпуса в качестве механизма ввода тормозного купола в воздушный поток позволяет снизить габаритно-массовые характеристики парашютной системы, а следовательно, повысить удельную эффективность мишени.
В авиационной мишени расцепляющий механизм может быть выполнен в виде двух стаканов, вставленных один в другой открытыми торцами и соединенных срезаемым элементом, при этом наружный стакан соединен с тормозным куполом, а внутренний стакан снабжен вышибным зарядом и замедлительным устройством, закрепленным в дне и связанным с тормозным куполом, причем в наружном стакане со стороны цилиндрической поверхности выполнены сквозные отверстия, в которых размещены скобы, связанные с чехлом основного купола и зафиксированные внутренним стаканом.
Такое техническое решение позволяет обеспечить:
- последовательный (с замедлением) ввод в воздушный поток тормозного и основного куполов, тем самым существенно снизить габаритно-массовые характеристики основного купола, а следовательно, и парашютной системы в целом;
- надежное разделение куполов на воздушном участке траектории.
В авиационной мишени чехол основного купола может быть снабжен фигурным вкладышем из низкоплотного материала с отверстием вдоль продольной оси, который может быть размещен между дном факела и камерой основного купола, что позволяет использовать для изготовления куполов как хлопчатобумажные, так и синтетические полотна, а разность по габаритам и массе компенсировать вкладышем (расширяются производственные возможности при изготовлении авиационной мишени).
В авиационной мишени уголковый отражатель может быть выполнен в виде опрокинутой четырехугольной пирамиды, составленной из четырех взаимно перпендикулярных плоскостей из полотна с металлической мишурой, при этом основание и вершина пирамиды снабжены тягами, соединенными с основным куполом.
Такое техническое решение позволяет повысить отражающую способность авиационной мишени при облучении ее радиолокационными станциями.
На фиг. 1 показан общий вид авиационной мишени.
На фиг. 2 показаны узлы парашютной системы.
На фиг. 3 показан уголковый отражатель.
На фиг. 4 показан уголковый отражатель в составе основного купола.
На фиг. 5 показан расцепляющий механизм.
Авиационная мишень состоит из корпуса 1 с крышкой 2, взрывателя 3, вышибного устройства 4, факела 5 с дном 6, парашютной системы, включающей основной купол 7, уложенный в камеру 8 и чехол 9, расцепляющий механизм 10, тормозной купол 11, уложенный в чехол 12, уголковый отражатель 13 и вкладыш 14.
Расцепляющий механизм содержит наружный стакан 15, внутренний стакан 16, включающий вышибной заряд 17, замедлительное устройство 18 с чеками 19, скобы 20.
Уголковый отражатель состоит из взаимно перпендикулярных плоскостей 21, 22, 23, боковых тяг 24, верхней тяги 25, нижней тяги 26.
Работа авиационной мишени происходит следующим образом.
После доставки носителем мишени на заданную высоту по истечении установленного на взрывателе 3 времени замедления происходит инициирование вышибного устройства 4. От продуктов сгорания вышибного устройства воспламеняется горючий состав факела 5. Одновременно давлением образовавшихся газов из корпуса 1 выбрасываются в воздушный поток крышка 2 с чехлом 12, факел 5, основной купол 7 в камере 8, уложенный в чехол 9 с вкладышем 14, расцепляющий механизм 10 и тормозной купол 11.
Тормозной купол 11, наполняясь, отходит от факела и срывает чеки 19 замедлительного устройства 18 расцепляющего механизма 10. За время работы замедлительного устройства 18 факел 5 с уложенным в камеру 8 основным куполом 7 и уголковым отражателем 13 снижаются на тормозном куполе 11. Тормозной купол гасит начальную скорость системы до величины, допустимой для введения в действие основного купола.
При срабатывании расцепляющего механизма 10 связь тормозного купола 11 с чехлом 9 нарушается, при этом тормозной купол вытаскивает из чехла 9 камеру 8, а затем стягивает ее с основного купола 7, который вводится в действие с одновременным формированием уголкового отражателя 13. Горящий факел 5 снижается на основном куполе 7 с раскрытым внутри него отражателем 13.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиационной мишени, подтвержденная результатами наземных и летных испытаний, позволяет повысить эффективность ее действия счет повышения удельной эффективности и надежности действия при одновременном расширении производственных возможностей при ее изготовлении.
Класс F41J9/08 авиационные мишени, например телеуправляемые, привязные, надувные
имитатор воздушных целей - патент 2442947 (20.02.2012) | |
имитатор воздушной цели - патент 2357188 (27.05.2009) | |
авиационная мишень - патент 2355995 (20.05.2009) | |
авиационная мишень - патент 2353894 (27.04.2009) | |
зенитная ракета-мишень - патент 2326339 (10.06.2008) | |
зенитная ракета-мишень - патент 2317511 (20.02.2008) | |
устройство для развертывания в космическом пространстве тепловой мишени - патент 2314976 (20.01.2008) | |
мишень - патент 2212623 (20.09.2003) | |
полигонный комплекс для испытаний боевого снаряжения зенитных управляемых ракет и снарядов - патент 2205352 (27.05.2003) | |
тепловая мишень - патент 2204792 (20.05.2003) |