моющая присадка к моторному топливу и моторное топливо, ее содержащее
Классы МПК: | C10L1/22 содержащие азот C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16 |
Автор(ы): | Гайдар Сергей Михайлович (RU), Лазарев Владимир Алексеевич (RU), Севрюков Игорь Тихонович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество Фирма "Автоконинвест" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-02-22 публикация патента:
20.05.2009 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Моющая присадка содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 70-80 и минеральное масло до 100. Моторное топливо содержит вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, отличающаяся тем, что в качестве азотсодержащего продукта она содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукт конденсации борной кислоты, | |
диэтаноламина и смеси жирных кислот | |
в мольном соотношении 1:3:0,8 | 70-80 |
Минеральное масло | До 100 |
2. Моторное топливо, содержащее моющую присадку, отличающееся тем, что в качестве моющей присадки оно содержит присадку по п.1 в количестве 2,0-10,0 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Известна детергентная присадка к моторному топливу, которая является продуктом взаимодействия смеси эфиров жирных кислот С6-С20 или C 8-C16 и моно- или ди-(гидроксилгидрокарбил)амина в мольном соотношении 1:1. В качестве кислотного компонента используют кокосовое, пальмовое, оливковое масло и т.д. Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (Патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является моющая присадка к автомобильным бензинам, содержащая 40-60 мас.% продукта взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином в их молярном соотношении 3:1 соответственно, не более 30 мас.% алкилбензолов и до 100 минерального масла. Присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.% (Патент RU 2235119 С1, кл. C10L 1/22, 27.08.2004).
Недостатком данных присадок является их относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение их в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных баках автомобильной техники при хранении.
Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами, и топливного состава, содержащего эту присадку.
Для решения поставленной задачи моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, в качестве азотсодержащего продукта содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6 -С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот при мольном соотношении 1:3:0,8 | 70-80 |
Минеральное масло | до 100 |
Предлагается также моторное топливо, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%.
Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что использование в ней в качестве активной основы продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот в соотношении 1:3:0,8 при заявленном соотношении компонентов обеспечивает высокие моющие и противокоррозионные свойства моторного топлива.
Минеральное масло выполняет в составе предлагаемой присадки роль растворителя, снижающего вязкость присадки.
Проведение процесса конденсации борной кислоты с диэтаноламином и смесью жирных кислот фракции С6-С20 при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить продукт, растворимый в моторном топливе.
В качестве источника смеси жирных кислот при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, кокосовое, льняное, соевое и т.д.).
В качестве минерального масла - индустриальное масло И-20 А, И-12 А (ГОСТ 20799) или веретенное масло АУ (ТУ 38.101-12-58).
В качестве моторного топлива в топливном составе могут быть использованы автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок.
Способ получения активной основы присадки заключается в следующем.
В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и диэтаноламин (ДЭА). Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота-диэтаноламин-растительное масло составляет 1:3:0,8.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при температуре 40-60°С при постоянном перемешивании. Полученную присадку вводят в моторное топливо в количестве 2,0-10,0 мас.%, после чего смесь перемешивают в течение 20-30 мин.
Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.
Результаты испытаний образцов топливных составов, содержащих заявленную присадку, приведены в табл.2.
Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания - тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.
Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных составов с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.
Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет.
Таблица 1 | |||||
Составы образцов предлагаемой присадки к моторному топливу | |||||
Наименование компонентов | Содержание компонентов в составах, мас.% | ||||
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | Пример 4 | Пример 5 | |
Продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С6-С20 в соотношении 1:3:0,8 | 70 | 75 | 80 | 69 | 81 |
Минеральное масло | 30 | 25 | 20 | 31 | 19 |
Таблица 2 | |||||||
Результаты испытаний образцов моторного топлива, содержащих предлагаемую присадку | |||||||
Показатели | Моторное топливо с заявленной присадкой по примерам | Бензин с присадкой по прототипу | Базовое топливо | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Концентрация присадки в моторном топливе, мас.% | 10,0 | 6,0 | 2,0 | 11,0 | 1,0 | 0,1 | - |
Моющие свойства: время смывания отложений, мин, не более 60,0 | 13,9 | 13,5 | 12,3 | 14,0 | 15,0 | 25,1 | 55 |
Антикоррозионные свойства: коррозионная активность топлива в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 1,0 | 2,5 | 4,8-7,2 |
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь
Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16