присадка к моторному топливу, топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/22 содержащие азот C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16 |
Автор(ы): | Гайдар Сергей Михайлович (RU), Лазарев Владимир Алексеевич (RU), Севрюков Игорь Тихонович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество Фирма "Автоконинвест" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-02-22 публикация патента:
20.05.2009 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Присадка к моторному топливу содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С6-С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 80-90 и бензотриазол 10-20. Предлагается также топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая вышеуказанную присадку в количестве 1,0-10,0 мас.%. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт, отличающаяся тем, что в качестве азотсодержащего продукта она содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси триглицеридов жирных кислот
С6-С 20 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и дополнительно бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукт конденсации борной кислоты, | |
диэтаноламина и триглицеридов | |
жирных кислот С6-С20 в мольном | |
соотношении 1:3:0,8 | 80-90 |
Бензотриазол | 10-20 |
2. Топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая присадку, отличающаяся тем, что в качестве присадки она содержит присадку по п.1 в количестве 1,0-10,0 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.
Известна моющая присадка к автомобильным бензинам, содержащая 40-60 мас.% продукта взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином в их молярном соотношении 3:1 соответственно, не более 30 мас.% алкилбензолов и до 100 минерального масла. Присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.% (патент RU 2235119 С1, кл. C10L 1/22, 27.08.2004).
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является детергентная присадка к моторному топливу, представляющая собой продукт конденсации диэтаноламина (ДЭА) и эфиров (триглицеридов) жирных кислот С6-С 20 в мольном соотношении 1:1. В качестве триглицеридов жирных кислот используется растительное масло (кокосовое, пальмовое, оливковое и т.д). Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).
Недостатком данных присадок является их относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение их в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных системах автомобильной техники при хранении.
Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами, и топливной композиции, содержащей эту присадку.
Для решения поставленной задачи присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт, в качестве азотсодержащего продукта содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С6-С20 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и дополнительно бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукт конденсации борной кислоты, | |
диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот | |
в мольном соотношении 1:3:0,8 | 80-90 |
Бензотриазол | 10-20 |
Предлагается также топливная композиция на основе моторного топлива, содержащая вышеуказанную присадку в количестве 1,0-10,0 мас.%.
Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что при сочетании вышеуказанного продукта конденсации и бензотриазола возникает синергетический эффект усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств присадки. В связи с этим введение заявленной присадки в моторное топливо позволяет надежно защитить детали топливной системы автомобильной техники, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозии при длительном хранении, а также снизить количество отложений в ней.
При других соотношениях компонентов присадки, кроме заявленных, не удается достичь синергетического эффекта усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств топливной композиции.
Проведение процесса конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить присадку, растворимую в моторном топливе.
В качестве триглицеридов жирных кислот С6-С20 при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, льняное, соевое, кокосовое и другие).
В качестве моторного топлива в топливной композиции могут быть использованы автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок.
Способ получения продукта конденсации заключается в следующем:
В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и ДЭА. Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота:диэтаноламин:растительное масло составляет 1:3:0,8.
Бензотриазол - 1, 2, 3 формулы C6H 5N3 (ТУ 6-09-1291-87) представляет собой белый кристаллический порошок с розовым, кремовым или желтоватым оттенком, температура плавления 96-99°С, массовая доля летучих веществ не более 0,15%.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при температуре 50-60°С при постоянном перемешивании в течение 20-30 мин.
Технология приготовления топливной композиции заключается в следующем:
В моторное топливо в количестве 90-99 мас.% вводят 1-10 мас.% полученной присадки. Смесь перемешивают в течение 30-40.
Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.
Результаты испытаний образцов топливной композиции, содержащих заявленную присадку, приведены в табл. 2.
Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания, тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.
Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных композиций с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.
Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет.
Таблица 1 | |||||
Составы образцов предлагаемой присадки к моторному топливу | |||||
Наименование компонентов | Содержание компонентов в составах, мас.% | ||||
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | Пример 4 | Пример 5 | |
Продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот С6-С20 в соотношении 1:3:0,8 | 80 | 85 | 90 | 79 | 91 |
Бензотриазол | 20 | 15 | 10 | 21 | 9 |
Таблица 2 | |||||||
Результаты испытаний образцов топлива, содержащих предлагаемую присадку | |||||||
Показатели | Моторное топливо с заявленной присадкой по примерам | Бензин с присадкой по прототипу | Базовое топливо | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Концентрация присадки в моторном топливе, мас.% | 10,0 | 5,5 | 1,0 | 11,0 | 0,5 | 0,1 | |
Моющие свойства: время смывания отложений, мин, не более 60,0 | 12,9 | 12,5 | 12,1 | 13,0 | 15,0 | 24,1 | 55 |
Антикоррозионные свойства: коррозионная активность топлива в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 | 0 | 0 | 0 | 0,3 | 1,0 | 2,5 | 4,8-7,2 |
Класс C10L1/22 содержащие азот
Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь
Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16