сплав на основе магния и изделие, выполненное из него
Классы МПК: | C22C23/04 с цинком или кадмием в качестве следующего основного компонента |
Автор(ы): | Мухина Инна Юрьевна (RU), Степанов Виктор Васильевич (RU), Уридия Зинаида Петровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-23 публикация патента:
20.05.2009 |
Изобретение относится к металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике. Предложен сплав на основе магния следующего химического состава, мас.%: цинк 8,0-8,5; цирконий 0,7-0,9; кадмий 0,1-0,2; серебро 2,5-3,0; бор 0,10-0,15; магний - остальное. Изобретение направлено на повышение предела прочности и текучести, а также технологичности сплава и его литейных свойств, что позволяет получать отливки высокой сложности. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
Формула изобретения
1. Сплав на основе магния, содержащий цинк, цирконий, кадмий, серебро, отличающийся тем, что он дополнительно содержит бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Цинк | 8,0-8,5 |
Цирконий | 0,7-0,9 |
Кадмий | 0,1-0,2 |
Серебро | 2,5-3,0 |
Бор | 0,10-0,15 |
Магний | Остальное |
2. Изделие из сплава на основе магния, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению высокопрочных сплавов на основе магния, предназначенных для изготовления корпусов приборов, кронштейнов, барабанов колес и других деталей, применяемых в авиационной технике.
Известен сплав марки МЛ8 на основе магния следующего химического состава, мас. %:
Цинк | 5,5-6,6 |
Цирконий | 0,7-1,1 |
Кадмий | 0,2-0,8 |
Примеси | 0,2 |
Магний | остальное |
(ГОСТ 2856-79 Сплавы магниевые литейные. Технические требования).
Механические свойства сплава после термической обработки: предел прочности 264 МПа, предел текучести 166,5 МПа, удлинение 4%. Изделиями из этого сплава являются, например, колеса самолетов и их составные детали.
Недостатками сплава и изделий, выполненных из него, являются низкие механические свойства, склонность к горячеломкости, склонность к появлению трещин в отливках в процессе литья и ограниченная номенклатура производства изделий.
Известен сплав фирмы Magnesium Elektron, Ltd. следующего химического состава, мас.%:
Цинк | до 1,3 |
Цирконий | 0,2-0,7 |
Неодим | 2,0-4,5 |
РЗМ (с атомным номером 62-71) | 0,2-0,7 |
Магний | остальное |
(Заявка № WO 2005035811).
Механические свойства этого сплава после термической обработки составляют: предел прочности 270-300 МПа, удлинение 4-7%.
Недостатками сплава являются низкие механические свойства, высокая стоимость сплава за счет большого содержания неодима и других редкоземельных металлов.
Недостатками изделий из этого сплава является повышенная трудоемкость при производстве.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав марки МЛ18 следующего химического состава, мас.%:
Цинк | 7,0-8,0 |
Цирконий | 0,7-1,1 |
Кадмий | 0,4-1,0 |
Серебро | 1,0-1,6 |
Магний | остальное |
(Справочник «Магниевые сплавы», том 1. М.: «Металлургия», 1978, стр.70).
Недостатком сплава-прототипа является недостаточно высокий предел текучести, недостаточно высокие литейные свойства, а также сравнительно большое содержание токсичного кадмия.
Недостатками изделий из сплава-прототипа является склонность к образованию горячих трещин, невозможность получения отливок высокой сложности, повышенная токсичность в процессе их производства и загрязнение токсичными веществами окружающей среды.
Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава на основе магния и изделия, получаемого из него, с высокими механическими и литейными свойствами, пониженной токсичностью при его плавке и механической обработке.
Поставленная техническая задача достигается тем, что предложен сплав на основе магния, включающий цинк, цирконий, кадмий, серебро, который дополнительно содержит бор при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Цинк | 8,0-8,5 |
Цирконий | 0,7-0,9 |
Кадмий | 0,1-0,2 |
Серебро | 2,5-3,0 |
Бор | 0,1-0,15 |
Магний | остальное |
Авторами установлено, что дополнительное содержание бора при заявленных соотношениях других компонентов в сплаве на основе магния обеспечивает повышение механических и литейных свойств и понижение токсичности в процессе плавки сплава и эксплуатации деталей из него.
Пример осуществления.
В тигельную печь загружали магний, после его расплавления в расплав вводили компоненты сплава. Цирконий вводили в жидкий сплав из лигатуры магний-цирконий, бор из борного ангидрида. Затем выполнялись технологические операции, необходимые в процессе приготовления сплава. Готовый жидкий сплав разливали в литейные песчаные формы или в кокиль. Исследования проводились на трех составах предлагаемого сплава и на одном составе сплава-прототипа, указанных в табл.1.
Таблица 1 Химический состав магниевых сплавов | ||||||
Состав сплава | Химический состав, мас.% | |||||
Zn | Zr | Cd | Ag | В | Mg | |
1 | 8.0 | 0.7 | 0.1 | 2.5 | 0.1 | ост |
2 | 8.2 | 0.8 | 0.15 | 2.8 | 0.12 | ост |
3 | 8.5 | 0.9 | 0.2 | 3.0 | 0.15 | ост |
прототип | 7.5 | 0.85 | 0.70 | 1.4 | - | ост |
В табл.2 представлены механические свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа.
Таблица 2 Механические свойства сплавов | |||||
Состав сплава | Вид термической обработки | Предел прочности, МПа | Предел текучести, МПа | Относительное удлинение, % | |
20°С | 150°С | ||||
1 | Т6 | 342,0 | 290,0 | 190,0 | 4,5 |
2 | Т6 | 345,0 | 297,0 | 200,0 | 4,2 |
3 | Т6 | 347,0 | 310,0 | 195,0 | 4,0 |
Прототип | Т6 | 335,0 | 245,0 | 160,0 | 5,0 |
Как видно из табл.2, предлагаемый сплав в сравнении со сплавом-прототипом обладает более высокими механическими свойствами: предел прочности повышается на 10%, предел текучести при температуре 20°С и 150°С - на 20%.
Кроме того, как показали исследования, у предлагаемого сплава меньшая склонность к образованию горячих трещин при литье, горячеломкость по ширине кольца у предлагаемого сплава 25 мм, а у сплава-прототипа - 30 мм.
Таким образом, применение предлагаемого сплава в нагруженных изделиях авиационного назначения способствует повышению их надежности и ресурса при эксплуатации, а также позволит получать изделия высокой сложности.
Класс C22C23/04 с цинком или кадмием в качестве следующего основного компонента
лист из магниевого сплава - патент 2459000 (20.08.2012) | |
стальной материал с покрытием из сплава на основе mg - патент 2445401 (20.03.2012) | |
литой композиционный материал на основе магниевого сплава и способ его получения - патент 2437949 (27.12.2011) | |
сплав на основе магния - патент 2425903 (10.08.2011) | |
сплав на основе магния - патент 2361945 (20.07.2009) | |
сплав на основе магния - патент 2350675 (27.03.2009) | |
сплав на основе магния - патент 2333999 (20.09.2008) | |
сплав на основе магния - патент 2330086 (27.07.2008) | |
сплав на основе магния и изделие, выполненное из него - патент 2318031 (27.02.2008) | |
сплав на основе магния и изделие, выполненное из него - патент 2245389 (27.01.2005) |