монорельсовая транспортная система
Классы МПК: | B61B13/04 монорельсовые |
Автор(ы): | Толстунов Сергей Андреевич (RU), Мозер Сергей Петрович (RU), Толстунов Антон Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-12-17 публикация патента:
27.05.2009 |
Изобретение относится к области транспорта, в частности к транспортным системам с путевой структурой, родственной путям подвесного и эстакадного типов, и может быть использовано при освоении пространства в условиях обводненной местности, в том числе вдоль берегов рек. Система содержит транспортное средство, транспортную балку с направляющими и опорными поверхностями, закрепленную на опорах, колесные пары, расположенные вне габаритов кузова. Система снабжена направляющей балкой, установленной на столбах параллельно транспортной балке с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Также система снабжена поворотными платформами, соединенными с кузовом осями. Поворотные платформы соединены с опорной и направляющей колесной парами с помощью телескопических гидроцилиндров.
Гидроцилиндры соединены между собой ребрами жесткости, а с направляющей балкой через фиксирующую колесную пару. Транспортное средство снабжено дисковыми тормозами, примыкающими к боковой поверхности опорных колес. Опорные колеса связаны через гидронасос с тяговым приводом. На столбах установлены троллейные провода электропитания, связанные токосъемниками с тяговым приводом. Достигается расширение области применения устройств данного типа за счет возможности регулирования высоты кузова при передвижении транспортного средства в условиях обводненной местности. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Монорельсовая транспортная система, содержащая транспортное средство, выполненное в виде кузова с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем, опорной и направляющими колесными парами с осями вращения и тяговым приводом, транспортную балку с направляющими и опорными поверхностями, закрепленную на опорах, причем колесные пары расположены вне габаритов кузова, отличающаяся тем, что система снабжена направляющей балкой, установленной на столбах параллельно транспортной балке с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а также поворотными платформами, соединенными с кузовом осями, с опорной и направляющей колесными парами - с помощью телескопических гидроцилиндров, соединенных между собой ребрами жесткости, а с направляющей балкой - через фиксирующую колесную пару, при этом транспортное средство снабжено дисковыми тормозами, примыкающими к боковой поверхности опорных колес, связанных через гидронасос с тяговым приводом, при этом на столбах установлены троллейные провода электропитания, связанные токосъемниками с тяговым приводом.
2. Монорельсовая транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что тяговый привод выполнен в виде исполнительных электродвигателей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспорта, в частности к транспортным системам с путевой структурой, родственной путям подвесного и эстакадного типов, и может быть использовано при освоении пространства в условиях обводненной местности, в том числе вдоль берегов рек.
Известна подвесная монорельсовая транспортная система (патент РФ № 2219082, В61В 13/04, B60L 13/03, Е01В 25/10, 2003.12.20). В транспортной системе имеется ходовой путь в виде балки с узким вертикальным ребром, боковыми элементами жесткости и закрепленными в ее нижней части вторичными элементами линейного электродвигателя. Транспортное средство снабжено активными элементами линейного двигателя. Балка выполнена сборной. Вертикальное ребро представляет собой одно- или многослойную упругую несущую ленту, которая по всей длине, за исключением мест крепления к опорам, снабжена в верхней части четырьмя боковыми упругими ленточными элементами, каждый из которых предварительно плавно изогнут под углом 90°. Горизонтальные участки боковых упругих ленточных элементов соединены попарно между собой, а вертикальные - с несущей лентой. Вторичные элементы линейного электродвигателя представляют собой два продольно-зубчатых шихтованных магнитопровода, симметрично закрепленных по обеим сторонам несущей ленты, а активными элементами линейного электродвигателя служат продольные U-образные электромагниты. Ходовой путь системы характеризуется максимальной жесткостью при минимальном расходе материала. Недостатком данного изобретения является узкая область применения, связанная с невозможностью изменения высоты расположения кузова при передвижении транспортного средства по обводненной местности, например при приливах воды в реке.
Известен "морской" трамвай изобретателя Магнуса Фолька (информация с сайта ). Трамвай "Пионер" передвигался по морскому берегу по подводным рельсам на четырех стальных стойках длиной 8,2 м каждая. Каждая стойка заканчивалась кожухами в виде субмарин с четырьмя колесами. На них также были закреплены скребки для уборки водорослей и гальки. На платформе был закреплен комфортный вагон, подобие палубы вокруг него и площадка на крыше. Недостатком данного изобретения является узкая область применения, связанная с невозможностью изменения высоты расположения кузова при передвижении транспортного средства по обводненной местности, например при приливах воды в реке.
Известна монорельсовая транспортная система конвертируемого типа, принятая за прототип (патент РФ № 2158211, В61В 13/04, В61В 5/00, 2000.10.27). Система содержит транспортные средства с кузовом, бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем, опорными и направляющими колесными парами, а также тяговым приводом. В состав системы входит, по меньшей мере, одна транспортная балка с опорными и направляющими поверхностями. Кузов транспортного средства снабжен замкнутыми силовыми рамами, ориентированными в продольном по отношению к кузову направлении. При этом узлы крепления колесных пар жестко скреплены с силовыми рамами кузова. В данном случае система может быть реализована как навесной, так и подвесной. Недостатком данного изобретения является узкая область применения, связанная с невозможностью изменения высоты расположения кузова при передвижении транспортного средства по обводненной местности, например при приливах воды в реке.
Техническим результатом изобретения является расширение области применения устройств данного типа за счет возможности регулирования высоты кузова при передвижении транспортного средства в условиях обводненной местности, например по берегу реки.
Технический результат достигается тем, что Монорельсовая транспортная система, содержащая транспортное средство, выполненное в виде кузова с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем, опорной и направляющими колесными парами с осями вращения и тяговым приводом, транспортную балку с направляющими и опорными поверхностями, закрепленную на опорах, причем колесные пары расположены вне габаритов кузова, согласно изобретению система снабжена направляющей балкой, установленной на столбах параллельно транспортной балке с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а также поворотными платформами, соединенными с кузовом осями, с опорной и направляющей колесной парами с помощью телескопических гидроцилиндров, соединенных между собой ребрами жесткости, а с направляющей балкой через фиксирующую колесную пару, при этом транспортное средство снабжено дисковыми тормозами, примыкающими к боковой поверхности опорных колес, связанных через гидронасос с тяговым приводом, при этом на столбах установлены троллейные провода электропитания, связанные токосъемниками с тяговым приводом.
Технический результат достигается также тем, что тяговый привод выполнен в виде исполнительных электродвигателей.
Применение предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволит расширить область применения устройств данного типа за счет возможности регулирования высоты кузова при передвижении его в условиях обводненной местности, например по берегу реки.
Монорельсовая транспортная система поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена система, схематический вид сбоку, на фиг.2 изображена система, разрез А-А.
На чертежах представлены:
1 - кузов транспортного средства с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем;
2 - опорная колесная пара с осями вращения, выполненная, например из стали;
3 - направляющие колесные пары с осями вращения, выполненные, например обрезиненными;
4 - транспортная балка с направляющими и опорными поверхностями;
5 - обводненная местность, например берег реки;
6 - телескопические гидроцилиндры;
7 - ребра жесткости, соединяющие одноименные неподвижные части телескопических гидроцилиндров;
8 - оси поворотных платформ;
9 - поворотные платформы;
10 - опоры транспортной балки 4;
11 - фиксирующие колесные пары;
12 - тяговый привод, выполненный, например в виде исполнительных электродвигателей;
13 - гидронасос;
14 - дисковые тормоза, жестко закрепленные, примыкающие к боковой поверхности опорной колесной пары 2;
15 - направляющая балка;
16 - узел подвижного крепления направляющей балки 15 к столбу 17;
17 - столб;
18 - осветительные приборы транспортного средства;
19 - троллейные провода электропитания;
20 - ограждение набережной;
21 - токосъемники, выполненные, например по конструкции троллейбусных.
Монорельсовая транспортная система содержит транспортную балку 4 с опорными и направляющими поверхностями, установленную и закрепленную на опорах 10. Опоры 10 могут быть установлены в условиях обводненной местности 5 (под водой). На транспортной балке 4 с помощью опорной 2 и направляющей 3 колесных пар с осями вращения устанавливают транспортное средство, выполненное в виде кузова 1 транспортного средства с бортовыми и торцевыми стенками, крышей, днищем. Кузов 1, опорная 2 и направляющие 3 колесные пары транспортного средства связаны через поворотные платформы 9 с помощью телескопических гидроцилиндров 6. Поворотные платформы 9 соединены с кузовом 1 с помощью осей 8 поворотных платформ. Телескопические гидроцилиндры 6 связаны между собой ребрами жесткости 7. Тяговый привод 12 связан с троллейными проводами электропитания 19 токосъемниками 21. К боковой поверхности опорной колесной пары 2 примыкают жестко закрепленные дисковые тормоза 14. При необходимости транспортное средство снабжают стояночными тормозами. Направляющую балку 15 устанавливают на столбах 17 с помощью узлов подвижного крепления 16, обеспечивающих подъем или опускание направляющей балки 15 при соответственно выдвижении или опускании телескопических гидроцилиндров 6. Кузов 1 при необходимости может быть снабжен осветительными приборами 18. Токосъемники 21, выполненные, например в виде троллейбусных, позволяют изменять угол своего наклона при подъеме или спуске кузова 1 и предназначены для непрерывной передачи тока к тяговому приводу 12.
Монорельсовая транспортная система работает следующим образом. При приведении транспортного средства в движение его снимают с дисковых тормозов 14 с помощью гидронасоса 13, работающего от тягового привода 12. На привод (не показан) опорной колесной пары 3 транспортного средства подают крутящий момент от тягового привода 12, питаемого с помощью токосъемников 21, и приводят транспортное средство в движение. При проезде скругленных частей транспортной балки 4 круглые поворотные платформы 9 поворачиваются на осях 8 поворотных платформ. За счет этого происходит беспрепятственный проезд транспортным средством скругленных частей транспортной балки 4. Для передвижения транспортного средства в темное время суток используют осветительные приборы 18. Для повышения сил сцепления на опорные поверхности транспортной балки 4 возможно нанесение фрикционного состава. Для остановки транспортного средства используют дисковые тормоза 14, включаемые в работу с помощью гидронасоса 13. После посадки или высадки пассажиров, а также погрузки или выгрузки груза, кузов 1 при необходимости поднимают. Далее приводят транспортное средство в движение в вышеописанной последовательности. При приливах воды для изменения высоты передвижения транспортного средства с помощью гидронасосов 13 выдвигают телескопические гидроцилиндры 6 и поднимают кузов 1 относительно обводненной местности 5. За счет наличия узлов 16 подвижного крепления направляющей балки 15 обеспечивают ее перемещение по вертикали. Направляющая балка 15 предназначена для гашения поперечных колебаний кузова 1 при движении транспортного средства с помощью фиксирующих колесных пар 11.
Основным преимуществом предлагаемой транспортной системы является возможность ее использования в условиях обводненной местности параллельно с другими видами транспорта, например водного. Высоту установки транспортной балки 4 принимают из условия обеспечения надежной эксплуатации предлагаемого транспортного средства с учетом максимально возможного прилива воды.
Применение монорельсовой транспортной системы обеспечивает следующие преимущества:
- расширение области применения устройств данного типа;
- возможность использования устройств параллельно с другими видами транспорта, например городского;
- повышение пропускной способности городских улиц по пассажиропотоку за счет их частичной разгрузки.