полуприцеп-самосвал для грузового автопоезда
Классы МПК: | B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда B60G17/04 гидравлических или пневматических B60G21/073 между колесами на одной и той же оси, но с различных сторон транспортного средства, те с взаимосвязанными левыми и правыми подвесками |
Автор(ы): | Чирков Александр Никанорович (RU), Горелов Станислав Николаевич (RU), Ромашов Роберт Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-23 публикация патента:
27.05.2009 |
Полуприцеп-самосвал грузового автопоезда снабжен ограничителем горизонтального поперечного перекоса рамы. Ограничитель перекоса содержит дополнительные гидроцилиндры у каждого колеса, соединенные шарнирно с осями колес и с нижней полкой двутавровой балки, и соединены параллельно между собой с каждой стороны колес раздельно. Горизонтальный уровень выполнен в виде двух сообщающихся камер, одна из камер содержит поплавок со штоком, связанным с механизмом распределения подачи жидкости. Перекос рамы на какую-либо сторону под действием усилий гидроцилиндров устраняется автоматически. Технический результат - ограничение перекоса рамы в горизонтальном поперечном направлении и тем самым повышение безопасности от бокового опрокидывания при подъеме кузова с грузом во время выгрузки. 1 ил.
Формула изобретения
Полуприцеп-самосвал для грузового автопоезда, содержащий раму, опирающуюся на оси колес через рессоры и выполненную с двумя продольными двутавровыми балками, и кузов, установленный на раме с возможностью его поворота при разгрузке через задний борт, отличающийся тем, что содержит ограничитель горизонтального поперечного перекоса рамы, состоящий из дополнительных гидроцилиндров у каждого колеса, шарнирно связанных с осью колеса и через телескопическую направляющую жестко связанных с нижней полкой двутавра, причем между нижней полкой двутавра и поршнем гидроцилиндра предусмотрен зазор в пределах осадки рессоры, а поршень гидроцилиндра имеет ход вертикального перемещения больше осадки рессоры, причем все гидроцилиндры одной стороны колес параллельно соединены между собой и механизмом распределения подачи жидкости, установленным на раме перпендикулярно продольной оси горизонтального уровня, выполненным в виде двух сообщающихся камер для жидкости на расстоянии ширины рамы, причем одна из камер содержит поплавок со штоком с возможностью его вертикального перемещения под действием жидкости, а шток поплавка соединен с механизмом распределителя подачи жидкости к гидроцилиндрам опущенной стороны рамы через гидросистему до горизонтального ее выравнивания в пределах допустимого для нее перекоса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к полуприцепу-самосвалу.
Известен большегрузный автопоезд, включающий тягач, снабженный пневмотормозной системой и седельным устройством, взаимодействующим со шкворнем, жестко закрепленным на раме полуприцепа-самосвала, несущей также пневмотормозную систему, соединенную с пневмотормозной системой тягача, рама полуприцепа-самосвала шарнирно соединена со штоком пневмоцилиндра (патент RU № 2255018 С1, БИПМ № 18, 22.06.2005).
Недостатком данного полуприцепа-самосвала является отсутствие определителя центра тяжести груза в кузове, что ведет к отсутствию контроля расположения груза в кузове.
Известен полуприцеп-самосвал для грузового автопоезда, содержащий раму, опирающуюся на оси колес через рессоры и выполненную с двумя продольными двутавровыми балками и кузов, установленный на раме с возможностью поворота при разгрузке и снабженный устройством блокировки рессор (патент RU № 2244654, БИПМ № 22, 20.01.2005).
Недостатком данного полуприцепа-самосвала является отсутствие контроля расположения груза в кузове, что создает условия для аварии при подъеме кузова полуприцепа-самосвала от бокового опрокидывающего момента.
Технический результат настоящего изобретения - ограничить перекос рамы в горизонтальном поперечном направлении и тем самым обезопасить от бокового опрокидывающего момента при подъеме кузова с грузом во время выгрузки.
Поставленная задача решается тем, что известный полуприцеп-самосвал для грузового автопоезда, содержащий раму, опирающуюся на оси колес через рессоры и выполненную с двумя продольными двутавровыми балками, и кузов, установленный на раме с возможностью его поворота при разгрузке через задний борт, содержит ограничитель горизонтального поперечного перекоса рамы, состоящий из дополнительных гидроцилиндров у каждого колеса, шарнирно связанных с осью колеса, и через телескопическую направляющую, жестко связанных с нижней полкой двутавра, причем между нижней полкой двутавра и поршнем гидроцилиндра предусмотрен зазор в пределах осадки рессоры, а поршень гидроцилиндра снабжен ходом вертикального перемещения больше осадки рессоры, причем все гидроцилиндры одной стороны колес параллельно соединены между собой и механизмом распределителя подачи жидкости, и установленного на раме перпендикулярно к продольной оси горизонтального уровня, выполненного в виде двух сообщающихся камер для жидкости на расстоянии ширины рамы, причем одна из камер содержит поплавок со штоком с возможностью его вертикального перемещения под действием жидкости, а шток поплавка соединен с механизмом распределителя подачи жидкости к гидроцилиндрам опущенной стороны рамы через гидросистему до горизонтального ее выравнивания в пределах допустимого для нее перекоса.
С увеличением размеров длины кузова большегрузных полуприцепов-самосвалов при ограниченной их ширине и не горизонтально установленной раме выше допустимого при разгрузке через задний борт возникает большой боковой момент, который приводит к аварии путем опрокидывания на бок.
На чертеже изображен поперечный разрез рамы с ограничителем горизонтального поперечного перекоса рамы без схемы гидросистемы.
Ограничитель содержит гидроцилиндр 1 с поршнем 2, шарнир 3 крепления нижней части гидроцилиндра с осью 4, телескопическую направляющую 5 для верхней части гидроцилиндра, двутавр 6 рамы 7, камеры 8 с поплавком 9 и штоком 10, механизм распределителя подачи жидкости 11, камеру 12.
Ограничитель перекоса рамы работает следующим образом. Пусть рама 7 наклонена на правый бок по ходу вперед полуприцепа, в этом случае опустится камера 8, а камера 12 поднимется. В соответствии с законом сообщающихся сосудов под действием жидкости в опущенной камере 8 поплавок 9 поднимается до горизонтального положения вместе со штоком 10, включает механизм подачи жидкости через распределитель подачи жидкости 11 в гидроцилиндры 1 правой стороны 5 и рама 7 под действием поршня 2 принимает горизонтальное положение с допустимым отклонением, гидроцилиндры левой стороны рамы 7 в это время отключены.
При наклоне рамы 7 на левый бок наоборот жидкость из камеры 8 перетечет в камеру 12 поплавок 9 со штоком 10 опустится ниже горизонтального уровня и включит через механизм распределителя подачи жидкости 11 в гидроцилиндры левой стороны рамы (правая сторона в это время отключена) до принятия горизонтального положения с допустимым отклонением.
Таким образом, ограничитель перекоса рамы в горизонтальной плоскости автоматически обеспечивает величину перекоса в допустимых пределах, что исключает вероятность аварий при разгрузке.
Увеличение хода поршня гидроцилиндра больше, чем осадка рессоры позволяет снизить требования к «ровности» (горизонтальности) поверхности площадки разгрузки.
В настоящее время, например, для полуприцепа-самосвала «Тонар» модели 95231 разгрузка должна производиться на ровной площадке с твердым покрытием с поперечным уклоном не более 3 градусов и продольным уклоном не более 4 градусов. В случае появления признаков потери устойчивости необходимо немедленно прекратить разгрузку.
Класс B62D53/00 Тягачи с прицепами; автопоезда
Класс B60G17/04 гидравлических или пневматических
Класс B60G21/073 между колесами на одной и той же оси, но с различных сторон транспортного средства, те с взаимосвязанными левыми и правыми подвесками