способ и устройство транспортирования жидкой co2

Классы МПК:F17C7/00 Способы или устройства для выпуска сжатых, сжиженных или отвержденных газов из сосудов высокого давления, не отнесенные к другим подклассам
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество Научно-исследовательский институт "ИННОВАТИКА" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-12-22
публикация патента:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сжиженных газов, в частности к транспортированию и подаче жидкой CO2 в емкость-накопитель. Способ транспортирования жидкой CO2, включающий его перекачку в жидкой фазе, отличающийся тем, что расход СО2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе. Устройство транспортирования жидкой СО2 содержит баллоны, исполнительный механизм регулирования расхода, расходомер, датчики температуры и давления, предохранительный клапан аварийного сброса жидкой СО2 и клапан для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя. Использование изобретения позволит снизить энергозатраты при подаче потребителю СО 2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179

способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179

Формула изобретения

1. Способ транспортирования жидкой CO2, включающий его перекачку в жидкой фазе, отличающийся тем, что расход CO 2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе.

2. Устройство транспортирования жидкой СО2, содержащее баллоны, отличающееся тем, что оно снабжено исполнительным механизмом регулирования расхода, расходомером, датчиками температуры и давления, предохранительным клапаном аварийного сброса жидкой СО2 и клапаном для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сжиженных газов, в частности к транспортированию и раздаче жидкой двуокиси углерода CO2 в баллоны.

Ближайшим аналогом заявленного способа является способ транспортирования жидкой СО2, включающий ее перекачку в жидкой фазе (см. а.с. СССР № 1100458, F17C 7/04, 1984 (1)).

Недостатком способа является ненадежность работы, невозможность подачи потребителю на протяженное расстояние CO2 в жидком виде.

Цель изобретения в части способа - снижение энергозатрат при подаче потребителю СО2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода.

Поставленная цель достигается за счет того, что в способе транспортирования жидкой СО2, включающем ее перекачку в жидкой фазе, согласно изобретению расход СО2 регулируют исполнительным механизмом, обеспечивающим давление в диапазоне 6,0способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 7,5 МПа, при этом контролируют принадлежность давления и температуры значениям, соответствующим жидкой фазе.

Ближайшим аналогом заявленного устройства является устройство транспортирования жидкой CO2, содержащее баллоны (см. (1)).

Недостатком такой установки является сложность конструкции и, как следствие, ненадежность работы, невозможность подачи потребителю на протяженное расстояние CO2 в жидком виде.

Цель изобретения в части устройства - снижение энергозатрат при подаче потребителю СО2 на протяженное расстояние за счет поддержания ее параметров, соответствующих жидкому состоянию, при помощи автоматизированной системы регулирования расхода.

Это достигается тем, что устройство транспортирования жидкой СО2, содержащее баллоны, согласно изобретению снабжено исполнительным механизмом регулирования расхода, расходомером, датчиками температуры и давления, предохранительным клапаном аварийного сброса жидкой СО2 и клапаном для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя.

Подача потребителям жидкой CO2, в отличие от газообразной CO2, экономически более выгодна. При одинаковом расходе CO2 по массе G [кг/ч] средняя скорость ее транспортировки по трубопроводу с внутренним диаметром d составит v=4G/(способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 d2способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 ). При G=220 кг/ч, d=50 мм для газообразной фазы (способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 г=2 кг/м3) скорость vГ =15,6 м/с, для жидкой фазы (способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 ж=950 кг/м3) скорость vж =0,03 м/с. При этом отношение потерь давления на преодоление сил трения, примерно пропорциональное соответствующим мощностям компрессора, а следовательно, и технологическим расходам, при перекачке СО2 в газообразной и жидкой фазах составит способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 рг/способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 рж=(способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 гvгспособ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 2)/(способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 жvжспособ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 2)=570. Этот расчет показывает, что на перекачку СО2 в жидкой фазе потребуется в 570 раз меньше энергии, чем на соответствующую перекачку ее в газообразной фазе.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в следующем. Процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое протекает с изменением температуры и давления. Например, процесс перехода жидкой СО2, транспортируемой по трубопроводу, в газообразную фазу сопровождается изменением температуры и давления. Возникающие при этом напряжения приводят к деформациям в трубопроводах и их разрывам.

В предлагаемом способе и устройстве агрегатные переходы предотвращаются тем, что параметры состояния - давление и температура поддерживаются в диапазоне, соответствующем жидкой фазе на диаграмме состояния СО2 с помощью автоматизированной системы регулирования расхода.

На чертеже приведена схема устройства, осуществляющего способ.

Пример. Предложенное устройство включает исполнительный механизм (1), расходомер (2), датчики температуры (3) и давления (4), предохранительный клапан аварийного сброса жидкой СО2 (5), запорный клапан (6), емкость-накопитель (7), трубопровод (8), устройство связи с объектом (УСО) (9), автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора (10).

Описанное устройство работает следующим образом.

Жидкая CO2 транспортируется по теплоизолированному трубопроводу (8) в емкость-накопитель (7). Расход регулируется исполнительным механизмом (1) и контролируется расходомером (2). На трубопроводе установлены датчики давления (4) и температуры (3). Сигналы от расходомера (2), датчиков давления (4), температуры (3) поступают в устройство связи с объектом (УСО) (9), а через него - в автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора (10). УСО преобразует измеряемые параметры в унифицированные электрические сигналы, которые непрерывно обрабатываются компьютером в АРМ. Компьютер контролирует принадлежность физических параметров состояния - давления и температуры их значениям на диаграмме состояния СО2, соответствующим жидкой фазе. На основании значений давления и температуры и скорости их изменения предлагаются варианты действия оператора, который либо позволяет системе работать автоматически, либо берет управление на себя. Давление в диапазоне 6,0способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 7,5 МПа поддерживается регулятором расхода (1), при этом температура жидкой СО2 на входе в трубопровод поддерживается в диапазоне -30способ и устройство транспортирования жидкой co2, патент № 2360179 +30°С.

Запорный клапан (6) предназначен для предупреждения падения давления при резком увеличении расхода у потребителя. Во избежание резкого понижения давления ниже заданного предела (6,0 МПа) происходит перекрывание трубопровода и тем самым обеспечивается поддержание давления в заданных пределах. Предохранительный клапан (5) служит для аварийного сброса жидкой СО2 при недопустимо резком росте давления.

Класс F17C7/00 Способы или устройства для выпуска сжатых, сжиженных или отвержденных газов из сосудов высокого давления, не отнесенные к другим подклассам

генератор для газификации сжиженного природного газа и подачи газообразного продукта потребителю -  патент 2511782 (10.04.2014)
способ хранения водорода для летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2462654 (27.09.2012)
устройство для получения охлажденного аммиака -  патент 2366857 (10.09.2009)
устройство для приема сжиженного природного газа, его газификации и выдачи газообразного продукта потребителю -  патент 2365810 (27.08.2009)
исполнительное устройство для быстродействующей соединительной муфты -  патент 2361145 (10.07.2009)
способ и устройство для регулирования давления в резервуаре, содержащем жидкость -  патент 2358189 (10.06.2009)
способ удаления газа из сосуда при выводе его из эксплуатации -  патент 2317478 (20.02.2008)
способ распределения расходов газа и устройство для его осуществления -  патент 2299375 (20.05.2007)
способ газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств -  патент 2293248 (10.02.2007)
устройство для распределения горючего газа и присоединенное к нему устройство с горелкой для приготовления пищи или для обогрева помещений -  патент 2262636 (20.10.2005)
Наверх