цапфенный узел пушки
Классы МПК: | F41A27/08 подшипники, например цапфы; тормоза или блокирующие устройства |
Автор(ы): | Наседкин Валерий Иванович (RU), Балов Юрий Владимирович (RU), Козлов Эдуард Павлович (RU), Четкарев Олег Алексеевич (RU), Сойкин Геннадий Тимофеевич (RU), Яковлев Альберт Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации (RU), Открытое акционерное общество "Завод 9" (ОАО "Завод 9") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-02-27 публикация патента:
27.06.2009 |
Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при разработке или модернизации танковых пушек. Цапфенный узел пушки содержит размещенные в кольцевом зазоре между цапфой и цапфенной обоймой роликовый подшипник качения с полыми роликами и приставное кольцо. Сепаратор подшипника содержит полые втулки, размещенные между двумя пластинами, стянутыми заклепками, проходящими через осевые отверстия втулок. Полые ролики установлены с натягом между цапфой и цапфенной обоймой. Приставное кольцо выполнено в виде отдельной детали сплошного поперечного сечения и установлено с радиальными зазорами относительно цапфы и цапфенной обоймы. На цапфу напрессована втулка, изготовленная из материала, имеющего повышенную твердость. Изобретение упрощает сборку узла танковой пушки и исключает возникновение остаточных деформаций при монтаже. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Цапфенный узел пушки, содержащий размещенные в кольцевом зазоре между цапфой и цапфенной обоймой роликовый подшипник качения с полыми установленными с натягом между цапфой и цапфенной обоймой роликами и приставное кольцо, установленное с радиальными зазорами между цапфой и цапфенной обоймой, отличающийся тем, что приставное кольцо выполнено в виде отдельной детали со сплошным поперечным сечением, а полые ролики размещены шарнирно на втулках, установленных между двумя пластинами, скрепленными с ними с помощью заклепок, размещенных в осевых отверстиях втулок.
2. Цапфенный узел пушки по п.1, отличающийся тем, что на цапфу напрессована втулка, изготовленная из материала повышенной твердости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при проектировании или модернизации пушек.
Цапфенные узлы танковых пушек 2А46М-4 и 2А46М-5 («125-мм танковые пушки 2А46М, 2А46М-1, 2А46М-4, 2А46М-5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 2А46М. ТО», ФГУП «Завод № 9», 2007 г.) для повышения точности стрельбы, за счет обеспечения однообразного положения пушки при прицеливании, содержат цапфенные подшипники ( № 342116, ЕТУ 500 ОАО «ВНИИПП») с полыми упругими роликами, установленными с предварительным натягом в кольцевом зазоре между цапфой и внутренней поверхностью цапфенной обоймы.
На Фиг.1 изображено устройство существующего цапфенного узла с подшипником № 342116, на Фиг.2 - устройство предлагаемого цапфенного узла.
В существующем цапфенном узле полый ролик 1 (Фиг.1) с радиальным зазором установлен на распорке 2, закрепленной в отверстии приставного кольца 3 (сепаратора), и с радиальным натягом - между цапфой 4 и обоймой 5. Приставное кольцо 3 размещено с радиальными зазорами относительно цапфы 4 и обоймы 5. Монтаж (запрессовка) подшипника № 342116 в кольцевой зазор между цапфой 4 и цапфенной обоймой 5 производится при одновременном поступательном и вращательном движении обоймы 5. Поскольку радиальные зазоры между приставным кольцом 3, цапфой 4 и обоймой 5 относительно невелики (до 0,04 мм), а связь приставного кольца 3 с роликами 1 (через распорки 2) - жесткая, то малейший перекос подшипника при монтаже приводит к возникновению надиров на деталях и к потере работоспособности узла. При выстреле, вследствие упругой деформации роликов 1, радиальные зазоры между приставным кольцом 3, цапфой 4 и обоймой 5 выбираются, и нагрузка с цапфы 4 на обойму 5 передается через приставное кольцо 3. При этом прочность приставного кольца 3, ослабленного отверстиями под распорки 2, оказывается недостаточной.
Предлагаемый цапфенный узел содержит роликовый подшипник качения с полыми роликами 1 (Фиг.2) и приставное кольцо 2, установленные в кольцевом зазоре между цапфой 3 и обоймой 4. Сепаратор подшипника - жесткая конструкция, образованная втулками 5, скрепленными с пластинами 6 с помощью заклепок 7. Ролики 1 размещены с радиальным натягом в кольцевом зазоре между цапфой 3 и обоймой 4. Приставное кольцо 2 выполнено в виде отдельной детали, размещено с радиальными зазорами относительно цапфы 3 и обоймы 4, а с целью упрочнения выполнено, в поперечном сечении, сплошным - без ослабляющих отверстий. На цапфу 3 напрессована втулка 8, изготовленная из материала, имеющего повышенную твердость.
Предлагаемая конструкция упрощает технологию сборки узла и исключает возникновение остаточных деформаций (надиров) при монтаже.
На предлагаемое устройство выпущены рабочие чертежи, испытания опытного образца цапфенного узла запланированы на 2007 г.