система кондиционирования для автомобиля
Классы МПК: | B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства F25B21/02 использование эффекта Пельтье; использование эффекта Нернст-Эттингхаузена |
Автор(ы): | Исмаилов Тагир Абдурашидович (RU), Аминов Гарун Ильясович (RU), Юсуфов Ширали Абдулкадиевич (RU), Казумов Ревшан Шихович (RU) |
Патентообладатель(и): | ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ДГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-12-25 публикация патента:
10.07.2009 |
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для обеспечения комфортных условий в автомобиле. Система кондиционирования содержит дополнительный радиатор, установленный перед штатным радиатором автомобиля, термоэлектрический кондиционер, содержащий термоэлектрические модули и теплообменник с пластинами, компрессор и дополнительный электрогенератор, установленный на коллекторе двигателя внутреннего сгорания. Упомянутый теплообменник с пластинами представляет собой наборную конструкцию, состоящую из алюминиевых штырей (1), расположенных в шахматном порядке, на которые с небольшим зазором плотно надеты тонкие алюминиевые пластины (2). Концы алюминиевых штырей (1) запрессованы в две контактные пластины (3), выполненные из алюминия, у которых стороны, противоположные алюминиевым штырям (1), сопряжены с обеспечением теплового контакта с опорными спаями термоэлектрических модулей (4) кондиционера. Отвод тепла с опорных спаев термоэлектрических модулей (4) осуществляется с помощью жидкостных теплоотводов (5), из которых один снабжен штуцерами (6) и соединен с другим теплоотводом при помощи трубки (7). Термоэлектрический кондиционер по бокам изолирован теплоизоляцией (8). Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении надежности системы кондиционирования для автомобиля. 2 ил.
Формула изобретения
Система кондиционирования для автомобиля, содержащая дополнительный радиатор, установленный перед штатным радиатором автомобиля, термоэлектрический кондиционер, содержащий термоэлектрические модули и теплообменник с пластинами, отличающаяся тем, что она содержит компрессор и дополнительный электрогенератор, установленный на коллекторе двигателя внутреннего сгорания автомобиля, а термоэлектрический кондиционер устанавливается вместо теплообменника штатной печки для обогрева салона автомобиля, при этом упомянутый теплообменник с пластинами представляет собой наборную конструкцию, состоящую из алюминиевых штырей, расположенных в шахматном порядке, на которые с небольшим зазором плотно надеты тонкие алюминиевые пластины, причем концы алюминиевых штырей запрессованы в две контактные пластины, выполненные из алюминия, у которых стороны, противоположные алюминиевым штырям, сопряжены с обеспечением теплового контакта с опорными спаями термоэлектрических модулей кондиционера, а отвод тепла с опорных спаев термоэлектрических модулей осуществляется с помощью жидкостных теплоотводов, из которых один снабжен штуцерами и соединен с другим теплоотводом при помощи трубки, при этом термоэлектрический кондиционер по бокам изолирован теплоизоляцией.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при обеспечении комфортных условий в легковом транспорте.
Известно термоэлектрическое устройство для создания микроклимата в салоне автомобиля [RU 2094712 С1, 1994.11.29], снабженное пластинами из пористого материала, установленными по обе стороны радиатора отопителя с образованием каналов для его вентиляции и снабженными системой орошения, при этом радиатор отопителя включен в замкнутый жидкостный контур, соединяющий радиатор сброса тепла с горячим теплообменником, причем упомянутый жидкостный контур снабжен управляющим устройством, установленным с возможностью его (контура) подключения к системе охлаждения двигателя, вентилятор отопителя и пластины из пористого материала сообщены с салоном и подкапотным пространством посредством воздуховода с системой регулирующих заслонок, при этом вентилятор установлен с возможностью реверса.
Недостатком данного устройства является то, что система кондиционирования слишком сложна и, соответственно, недостаточно надежна. Монтаж данной системы предусматривает серьезное изменение системы воздуховодов и посадочных мест для дополнительных узлов. Кроме этого, эксплуатация данной системы приведет к дополнительной нагрузке на штатный электрогенератор автомобиля, а системы компенсации затрат электроэнергии не предусмотрено.
Целью изобретения является разработка простого и надежного устройства для обеспечения комфортной температуры внутри салона легкового автомобиля, установка которого не требует изменения конструкций воздуховодов и дополнительных посадочных мест под узлы системы, а также обеспечивающего компенсацию затрат электроэнергии.
Для достижения поставленной цели предлагается устройство, приведенное на фиг.1 и 2.
Структурная схема кондиционера приведена на фиг.1. Он содержит теплообменник, представляющий собой наборную конструкцию, состоящую из алюминиевых штырей 1, расположенных в шахматном порядке, на которые с небольшим зазором плотно надеты тонкие алюминиевые пластины 2. Концы алюминиевых штырей 1 запрессованы в две контактные пластины 3, выполненные из алюминия. Со сторон, противоположных алюминиевым штырям 1, контактные пластины 3 находятся с рабочими спаями термоэлектрических модулей кондиционера 4. Отвод тепла с опорных спаев термоэлектрических модулей осуществляется с помощью жидкостных теплоотводов 5. Для циркулирования теплоотводящей жидкости один из теплотводов 5 снабжен штуцерами 6 и соединяется с другим теплоотводом при помощи трубки 7. Для исключения теплоперетоков кондиционер по бокам изолирован теплоизоляцией 8.
Достоинством предлагаемого изобретения является то, что для установки кондиционера не требуется специальная прокладка воздуховодов и организация установочного места для кондиционера в автомобиле, который в серийной комплектации не предусматривает установки кондиционера. Это достигается тем, что термоэлектрический кондиционер устанавливается вместо теплообменника штатной печки для обогрева салона автомобиля.
Структурная схема системы приведена на фиг.2. Система кондиционирования содержит дополнительный радиатор 9, компрессор 10, непосредственно кондиционер 11 и дополнительный электрогенератор 12. Дополнительный жидкостный радиатор 9 устанавливается перед штатным радиатором автомобиля. От него теплоотводящая жидкость прокачивается с помощью компрессора 10 через кондиционер 11, омывая опорные спаи термоэлектрических модулей кондиционера. После кондиционера теплоотводящая жидкость снимает избыточное тепло с опорных спаев термоэлектрического генератора 12 и поступает обратно в радиатор 9.
Принцип работы системы кондиционирования заключается в следующем. Термоэлектрические модули 4 охлаждают контактные пластины 3 и соответственно алюминиевые штыри 1. Тонкие алюминиевые пластины 2 играют роль ребер радиатора, которые обдуваются штатным вентилятором печки обогрева салона автомобиля. Охлажденный воздух поступает в салон по штатным воздуховодам. Отвод тепла от горячих спаев термоэлектрических модулей осуществляется теплоотводящей жидкостью, омывающей жидкостные теплоотводы 5. Так как данная система кондиционирования потребляет значительное количество электроэнергии, для ее компенсации на коллектор автомобильного двигателя устанавливается дополнительный термоэлектрический электрогенератор 12. Теплоотводящая жидкость после кондиционера омывает опорные спаи термогенератора 12 для обеспечения необходимой разности температур, после чего поступает в дополнительный радиатор 9, установленный непосредственно перед штатным радиатором автомобиля. Принудительная циркуляция жидкости обеспечивается компрессором 10.
Система проста в изготовлении и обслуживании. Не требует дополнительных затрат в переоборудовании автомобиля и может быть использована практически на любой модели российского легкового автомобиля.
Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства
Класс F25B21/02 использование эффекта Пельтье; использование эффекта Нернст-Эттингхаузена