летательный аппарат "летающая тарелка"
Классы МПК: | B64C39/06 с диско- или кольцеобразными крыльями |
Патентообладатель(и): | Болотин Николай Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-18 публикация патента:
10.07.2009 |
Изобретение относится к авиации, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета. Летательный аппарат содержит корпус, топливный бак и приборный отсек, газотурбинный двигатель, состоящий из компрессора, турбины, многосекционной камеры сгорания, оборудованной топливными системами, содержащими регуляторы расхода топлива для каждой секции. Внутри реактивного сопла может быть установлен двигатель аварийной посадки. Достигается улучшение летных характеристик мощности двигателя, маневренности и безопасности летательного аппарата. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Летательный аппарат, содержащий корпус осесимметричной формы, приборный отсек, газотурбинный двигатель, содержащий, в свою очередь, компрессор, камеру сгорания, выполненную многосекционной, и турбину, отличающийся тем, что камера сгорания оборудована топливными системами, содержащими регуляторы расхода топлива для каждой секции.
2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что компрессор выполнен центробежным с осевым входом и осевым выходом.
3. Летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что внутри реактивного сопла установлен двигатель аварийной посадки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки и может использоваться в гражданской авиации или в ВВС.
Задачи создания изобретения улучшение летных характеристик и маневренности летательного аппарата.
Известен летательный аппарат типа «летающей тарелки» по патенту США № 6270036 В1, МПК7 В64С 15/00, 29/00, публ. 07.08.2001, содержащий корпус круглой формы, кабину с органами управления аппаратом, проточную камеру с входным и выходным отверстиями, сообщенными с атмосферой, нагнетатель, состоящий из привода с рабочим колесом, основное вращающееся кольцо с приводом, систему управления с отводящими каналами, заслонками и поворотными щитками.
В отличие от заявляемого, в приведенном летательном аппарате вращающееся кольцо большой площади расположено на внешней поверхности летательного аппарата в верхней его части. Подъемная сила в приведенном летательном аппарате создается за счет разницы давлений воздушного потока над аппаратом и под аппаратом путем смывания вращающегося кольца струями сжатого воздуха.
Недостатком приведенного аппарата является низкая устойчивость аппарата при горизонтальном перемещении вследствие взаимодействия набегающего воздушного потока со струями сжатого воздуха, омывающими вращающееся кольцо. Так как струи сжатого воздуха, омывающие вращающее кольцо, увлекаются этим кольцом в направлении его вращения, то в той области вращающегося кольца, где направление его вращения совпадает с направлением набегающего потока воздуха, суммарная скорость потока будет выше, чем в противоположной области вращающегося кольца, где направление его вращения противоположно направлению набегающего потока воздуха. Это приводит к неравномерному распределению давления среды по поверхности вращающегося кольца, что, в свою очередь, вызывает появление значительных кренящих моментов, парирование которых при данной конструкции аппарата возможно лишь путем введения в конструкцию приведенного летательного аппарата сложных специальных устройств.
Известен также летательный аппарат типа «летающей тарелки» по Авт.Св. СССР № 1496630, МКИ 4 В64С 29/00, 39/06, содержащий корпус круглой формы, кабину с органами управления аппаратом, горизонтально размещенную кольцевую проточную камеру с входным прямолинейным каналом, имеющим входное отверстие, сообщенное с атмосферой и выходным прямолинейным каналом, имеющим выходные отверстия, сообщенные с атмосферой, смонтированный на опорах нагнетатель, состоящий из привода с рабочим колесом, основное вращающееся кольцо с приводом, расположенное внутри кольцевой проточной камеры, и систему управления с отводящими каналами, заслонками и поворотными щитками.
В приведенном летательном аппарате подъемная сила создается реактивной струей воздуха, которая создается рабочим колесом нагнетателя. Горизонтальное перемещение аппарата после вертикального взлета и набора высоты обеспечивается отклонением вектора тяги, что обуславливает низкую его маневренность и устойчивость.
Относительно низкая грузоподъемность обусловлена низким КПД рабочей текучей среды. Увеличение грузоподъемности приводит к нерациональному увеличению мощности двигателей и соответственно их габаритов, т.к. грузоподъемность в приведенном аппарате прямо пропорциональна мощности двигателей. Эффект Магнуса в приведенном летательном аппарате возникает при взаимодействии горизонтального вращающегося кольца с набегающим потоком воздуха и способствует снижению фронтального давления на аппарат за счет того, что внешняя поверхность вращающегося кольца сообщает набегающему спереди потоку воздуха дополнительную скорость вращательного движения. Причиной, препятствующей достижению технического результата, является то, что конструктивное решение в приведенном аппарате не позволяет в полной мере использовать возможность эффекта Магнуса для создания подъемной силы.
Известен летательный аппарат «Летающая тарелка по патенту РФ № 2264952, прототип. Этот аппарат содержит корпус круглой формы, кабину с органами управления аппаратом, горизонтально размещенную кольцевую проточную камеру с входным прямолинейным каналом, имеющим входное отверстие, сообщенное с атмосферой и выходным прямолинейным каналом, имеющим выходные отверстия, сообщенные с атмосферой; смонтированный на опорах нагнетатель, состоящий из привода с рабочим колесом, основное вращающееся кольцо с приводом, расположенное внутри кольцевой проточной камеры, и систему управления с отводящими каналами, заслонками и поворотными щитками, согласно изобретению он снабжен кольцевой опорой и дополнительным вращающимся кольцом, которые установлены внутри кольцевой проточной камеры под основным вращающимся кольцом, при этом дополнительное вращающееся кольцо связано с приводом основного вращающегося кольца с возможностью вращения в противоположном от основного кольца направлении, входной и выходной прямолинейные каналы размещены вдоль продольной оси летательного аппарата, кольцевая проточная камера имеет перегородку, сопряженную соответственно с входным и выходным прямолинейными каналами, в которой имеется прорезь под вращающиеся кольца и кольцевую опору, нагнетатель установлен внутри выходного прямолинейного канала, опоры нагнетателя выполнены в виде полых пилонов, полости которых сообщены с полостью прямолинейного выходного канала через управляемые клапаны и с отводящими каналами системы управления, открытыми со стороны их свободных торцов, заслонки системы управления размещены на входе одного из выходных отверстий, а поворотные щитки системы управления размещены над упомянутым отверстием в проточной части выходного прямолинейного канала. Одно из выходных отверстий в выходном прямолинейном канале выполнено с нижней стороны летательного аппарата, геометрический центр которого совмещен с вертикальной осью летательного аппарата. В качестве привода вращающихся колец используют электрический привод, генератор которого связан с приводом нагнетателя. Привод размещен в полости, выполненной в кольцевой опоре. Благодаря тому что в летательном аппарате для создания подъемной силы используются вращающиеся во взаимно противоположных направлениях кольца, расположенные внутри кольцевой проточной камеры и взаимодействующие с потоком воздуха, движущимся внутри этой камеры, причем направление вращения верхнего кольца совпадает с направлением движения воздушного потока в кольцевой проточной камере, достигается реализация эффекта Магнуса с наибольшей эффективностью. Двигательная установка: нагнетатель и привод установлены горизонтально. Переключение потока воздуха для вертикального и горизонтального полета осуществляется поворотными заслонками, что ухудшает управляемость и маневренность. Привод не проработан детально, это является большим недостатком проекта, т.к. привод должен иметь огромную мощность, и на борту летательного аппарата необходим большой запас энергии. При отказе нагнетателя неизбежна катастрофа, т.к. не предусмотрено средств аварийной посадки.
Задача изобретения - усовершенствовать летательный аппарат типа «летающей тарелки» путем введения новых конструктивных элементов, изменения особенностей конструктивного выполнения и новой взаимосвязи между ними, повысить мощность и грузоподъемность, устойчивость и управляемость аппарата, обеспечить его безопасность.
Известен летательный аппарат по патенту РФ № 2134215, прототип. Этот летательный аппарат содержит корпус осесимметричной формы, приборный отсек, газотурбинный двигатель, содержащий, в свою очередь, компрессор, камеру сгорания, выполненную многосекционной, и турбину.
Задачи изобретения: повышение маневренности летательного аппарата и его надежности.
Решение указанных задач достигнуто в летательном аппарате, содержащем корпус осесимметричной формы, приборный отсек, газотурбинный двигатель, содержащий, в свою очередь, компрессор, камеру сгорания, выполненную многосекционной, и турбину, отличающийся тем, что камера сгорания оборудована топливными системами, содержащими регуляторы расхода топлива для каждой секции. Компрессор выполнен центробежным с осевым входом и осевым выходом. Внутри реактивного сопла установлен двигатель аварийной посадки.
Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.
Новизна подтверждается проведенными патентными исследованиями, изобретательский уровень - получением нового технического результата. Промышленная применимость обусловлена тем, что для реализации этого проекта не требуется специальных материалов и технологий, ранее не применяющихся в технике.
Сущность изобретения поясняется на фиг.1 и 2, где:
на фиг.1 приведен чертеж летательного аппарата,
на фиг.2 приведен разрез по А-А.
Летательный аппарат (фиг.1 и 2) содержит: осесимметричный корпус 1 типа «летающая тарелка», в верхней части которого выполнен воздухозаборник 2 с обтекателем 3 конической формы в средней части, газотурбинный двигатель 4, установленный вдоль вертикальной оси корпуса 1. Газотурбинный двигатель 4 содержит компрессор 5, камеру сгорания 6 и турбину 7 и реактивное сопло 8.
Компрессор 5 выполнен центробежным с осевым входом и осевым выходом. Камера сгорания 6 выполнена многосекционной: от 12 до 18 секций 9 (фиг.2), имеющих независимые системы подачи топлива 10 к форсункам 11. В состав топливных систем 10 также входят топливные насосы 12 и фильтры 13. Фильтры 13 установлены в топливном баке 14, который выполнен вдоль вертикальной оси летательного аппарата в его центральной части, т.е внутри газотурбинного двигателя 4. Такая компоновка позволила уменьшить осевые габариты газотурбинного двигателя и увеличить его диаметр для получения большой мощности. Турбина 7 содержит сопловой аппарат 15 и рабочее колесо 16, которое закреплено внутри вала 17. Вал 17 соединен по наружному диаметру с компрессором 5 для передачи крутящего момента. На поверхности вала 17 выполнены отверстия «Б» и уплотнения 18 для отбора части продуктов сгорания из камеры сгорания 6 через регуляторы расхода 19 к боковым соплам 20.
Вал 17 установлен в корпусе 1 на подшипниках 21, воспринимающих как радиальные, так и знакопеременные осевые нагрузки. Боковые сопла 20 установлены в двигательном отсеке «В», пассажирские отсеки «Г» и «Д» (в гражданском исполнении летательного аппарата) выполнены в периферийной части корпуса 1 и содержат иллюминаторы 22. Под пассажирским отсеком «Д» выполнен грузовой отсек «Е». В военном исполнении отсек «Г» и «Д» могут использоваться для транспортировки десанта или бомбовой нагрузки. Отсеки «Г», «Д» и «Е» отделены от двигателя 4 защитной стенкой 23, имеющей теплоизоляцию 24. Приборный отсек «Ж» размещен между топливным баком 8 и газотурбинным двигателем 4 и защищен от теплового излучения теплоизоляцией 25. Компрессор 5 уплотнен относительно корпуса 1 передним уплотнением 26. Внутри реактивного сопла 8 установлен двигатель аварийной посадки 27. К топливному баку 14 подключен трубопровод наддува 28, соединенный через клапан 29 с баллоном сжатого воздуха 30.
Сопловой аппарат 15 турбины 7 (каждая лопатка) оборудован приводами поворота 31. Привода поворота 31 соединены с блоком управления 32 посредством электрических связей 33. К корпусу 1 летательного аппарата в нижней части шарнирно подсоединены три или четыре опоры для его посадки 34.
При взлете запускается при помощи стартера (на фиг.1 и 2 не показан) газотурбинный двигатель 4. Топливо из топливного бака 15 топливными насосами подается в камеру сгорания 6 через форсунки 11 и воспламеняется. Продукты сгорания раскручивают рабочее колесо турбины 16 с валом 17. Вал 17 передает мощность компрессору 5. Продукты сгорания сбрасываются в реактивное сопло 8, создавая реактивную тягу не менее, чем вес летательного аппарата. Для управления курсом полета противоположные топливные насосы 12 переводят в разные режимы работы по расходу топлива, например уменьшают расход топлива в левую секцию камеры сгорания 9 и увеличивая - в правую. В итоге правая половина сопла 8 будет создавать тягу большую, чем левая, т.е: R2>R1.
Суммарный вектор тяги R1 будет направлен под углом к оси летательного аппарата. Для горизонтального полета и маневров в горизонтальной плоскости используют боковые сопла 20, через которые сбрасывают 10 15% расхода продуктов сгорания, отбираемого из камеры сгорания 6 через отверстия «Б». При отказе в полете газотурбинного двигателя 4 включают двигатель аварийной посадки 27.
Применение предложенного технического решения позволило:
- значительно увеличить мощность двигателя при его небольших осевых габаритах,
- улучшить управляемость летательным аппаратом,
- повысить безопасность полета.
Класс B64C39/06 с диско- или кольцеобразными крыльями