люк смотрового колодца
Классы МПК: | E02D29/12 смотровые колодцы, лазы, люки и прочие устройства для осмотра; их принадлежности |
Автор(ы): | Лашков Вячеслав Александрович (RU), Барышев Константин Викторович (RU), Никонова Анна Георгиевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-12-28 публикация патента:
10.07.2009 |
Изобретение может быть использовано при строительстве канализационных, водопроводных и газовых сетей, а также телефонных и кабельных линий. Люк смотрового колодца включает корпус с пазами, совпадающими с выступами крышки, корпус с пазами, ограниченный по периметру буртиком, высота которого равна высоте крышки, а буртик имеет прорези, выполненные в местах расположения стопорных пластин. На крышке расположен резиновый уплотнитель, выполненный в виде диска со скосом цилиндрической части в сторону крышки и превышением диаметра меньшего основания диска диаметра окружности пазов. Резиновый уплотнитель снабжен запорным устройством, выполненным в виде стопорных пластин с фиксаторами и взаимодействующими с выступами крышки. Поверхность большего диаметра резинового уплотнителя имеет профиль, соответствующий рельефу полотна дороги. Решение технической задачи позволит исключить аварии за счет предотвращения открывания крышек люков на проезжей части дороги, а также разрушение дорожного полотна. 4 ил.
Формула изобретения
Люк смотрового колодца, включающий крышку с выступами, корпус с пазами, совпадающими с выступами крышки, установленный в толще полотна дороги и ограниченный по периметру буртиком, высота которого равна высоте крышки, резиновый уплотнитель, соединенный с крышкой, и запорное устройство, отличающийся тем, что резиновый уплотнитель расположен на крышке, выполнен в виде диска со скосом цилиндрической части в сторону крышки и превышением диаметра меньшего основания диска диаметра окружности пазов, снабжен запорным устройством, выполненным в виде стопорных пластин с фиксаторами, установленными под углом наклона, равным углу скоса цилиндрической части диска, расположенными по осям выступов крышки и взаимодействующими с последними, при этом поверхность большего диаметра резинового уплотнителя имеет профиль, соответствующий рельефу полотна дороги, а буртик по месту расположения стопорных пластин выполнен с прорезями.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к устройствам для перекрытия смотровых колодцев, и может быть использовано при строительстве канализационных, водопроводных и газовых сетей, а также телефонных и кабельных линий.
Преимущественно данное изобретение предназначено для перекрытия смотровых колодцев, встроенных в полотно проезжей части дороги.
Известна крышка люка смотрового колодца, содержащая основание с неподвижными упорами и подвижным упором с ограничителем и запорным приспособлением, причем последний выполнен в виде плоского эксцентрика с пазом и отверстием, а запорное приспособление - в виде поворотной пластины с короткой и длинной полками, и снабжена противовесом (см., например, пат. РФ № 2244069, МПК7 E02D 29/12, 29/14, опубл. 01.10.2005 г.).
Недостатками известной крышки являются сложность конструкции, повышенная трудоемкость изготовления и низкая надежность запорного приспособления крышки.
Динамическое воздействие циклического характера, например, при наезде автомобильного транспорта на крышку люка, приведет к деформации запорной пластины с последующим возрастанием амплитуды колебаний крышки и ее открыванием. При строительстве колодцев на проезжей части дороги последнее обстоятельство способствует созданию аварийной ситуации.
Известен также люк смотрового колодца, содержащий корпус из металлического каркаса с оребрением, покрытый полимерной композицией, и крышку, выполненную в виде вертикального стержня и расположенных перпендикулярно ему лицевой плиты и плиты основания, крышка снабжена металлическими листами, образующими объемный каркас, заполненный полимерной композицией (см., например, пат. РФ № 2278215, МПК7 E02D 29/12, 29/14, опубл. 20.06.2006 г.).
Недостатками данного люка являются сложность изготовления и небезопасная эксплуатация при воздействии динамических нагрузок.
Под действием циклических динамических нагрузок, в месте расположения запорного замкового устройства произойдет износ полимерного покрытия, а увеличение зазора повлечет за собой подвижность конструкции с нарастающим разрушительным эффектом.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является люк смотрового колодца плавающего типа, включающий корпус, состоящий из верхней и нижней частей, причем верхняя часть корпуса имеет фланец и выполнена с зазором относительно нижней части корпуса, верхнюю крышку с выступами, резиновый уплотнитель и дополнительную крышку с запорным устройством (см. пат. РФ № 2283922, МПК7 E02D 29/12, опубл. 20.09.2006 г.).
Данное устройство люка имеет ряд недостатков: сложность конструкции и его обслуживания, небезопасные условия эксплуатации.
Наличие дополнительной крышки с запорным устройством и в соответствии с этим необходимые изменения конфигурации верхней части корпуса усложняют конструкцию и ее обслуживание.
При давлении на верхнюю крышку (например, при движении транспорта) в резиновом уплотнителе, находящемся под ней, возникают упругие деформации. Реакция уплотнителя и многократно повторяющееся динамическое воздействие способствуют раскрытию крышки люка, приводящей к возникновению аварийной ситуации на автомагистрали.
Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, являются безопасные условия эксплуатации люка, исключающие возникновение аварийных ситуаций, вследствие надежной фиксации крышки при демпфировании внешнего динамического воздействия упругими деформациями резинового уплотнителя, а также устранения ударных нагрузок за счет установления соответствия профиля резинового уплотнителя рельефу полотна проезжей части дороги.
Техническая задача решается за счет того, что в люке смотрового колодца, включающем крышку с выступами, корпус с пазами, совпадающими с выступами крышки, установленный в толще полотна дороги и ограниченный по периметру буртиком, высота которого равна высоте крышки, резиновый уплотнитель, соединенный с крышкой, и запорное устройство, резиновый уплотнитель расположен на крышке, выполнен в виде диска со скосом цилиндрической части в сторону крышки и превышением диаметра меньшего основания диска диаметра окружности пазов, снабжен запорным устройством, выполненным в виде стопорных пластин с фиксаторами, установленными под углом наклона, равным углу скоса цилиндрической части диска, расположенными по осям выступов крышки и взаимодействующими с последними, при этом поверхность большего диаметра резинового уплотнителя имеет профиль, соответствующий рельефу полотна дороги, а буртик по месту расположения стопорных пластин выполнен с прорезями.
Сравнение наиболее близкого аналога с заявляемым устройством позволило выявить отличительные от него признаки, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию «Новизна».
Изобретение иллюстрируется чертежами. На фиг.1 изображен люк смотрового колодца в разрезе, на фиг.2 - вид сверху люка смотрового колодца, на фиг.3 - вид А на фиг.1, на фиг.4 - вид Б на фиг.1.
Люк смотрового колодца включает корпус 1 с пазами 2, крышку 3 с выступами 4, резиновый уплотнитель 5 со стопорными пластинами 6, снабженными фиксаторами 7.
Корпус 1 ограничен по периметру буртиком 8, равным по высоте толщине крышки 3. Буртик 8 имеет прорези 9, выполненные в местах расположения стопорных пластин 6.
Резиновый уплотнитель 5 выполнен в виде диска со скосом цилиндрической поверхности 10 и имеет большее 11 и меньшее 12 основания. Диаметр меньшего основания 12 превышает диаметр окружности пазов 2 (dпаз), а профиль поверхности основания большего диаметра 11 (dmax) выполнен соответствующим рельефу 13 полотна дороги.
Резиновый уплотнитель 5 с помощью фиксаторов 7 стопорных пластин 6 соединен с выступами 4 крышки 3.
Стопорные пластины 6 установлены по осям расположения выступов 4 крышки 3 под углом наклона, равным углу скоса цилиндрической части 10 диска.
Корпус 1 люка смотрового колодца установлен в толще дорожного полотна 14 ниже уровня дорожного покрытия 15.
Люк смотрового колодца используется следующим образом. После установки корпуса 1 в толще дорожного полотна 14 его закрывают крышкой 2 и укладывают дорожное покрытие 15 (например, асфальт) с образованием выемки в форме усеченного конуса. Толщина дорожного покрытия и размеры выемки будут определять размеры диска (диаметры, толщину, угол скоса цилиндрической части), а его рельеф - профиль поверхности резинового уплотнителя 5. Резиновый уплотнитель 5 с заданными параметрами закрепляют на крышке 3 люка. Для этого поочередно отгибают края резинового уплотнителя 5 в местах установки стопорных пластин 6, вводят пластины в прорези 9 буртика 8 и стопорят их в выступах 4 крышки 3 при помощи фиксаторов 7. О готовности люка к эксплуатации свидетельствует целостность и однородность дорожного покрытия 15 при плотной укладке резины 5 в выемку.
В процессе эксплуатации при наезде транспорта на резиновый уплотнитель 5 динамические нагрузки на крышку 3 уменьшаются за счет упругих деформаций резинового уплотнителя 5, а ударные нагрузки устраняются за счет установления соответствия профиля резинового уплотнителя 5 рельефу полотна проезжей части дороги.
Расположение стопорных пластин 6 под углом обеспечивает надежное запирание стопорного механизма в выступах 4 крышки 3 при наезде транспортного средства на край резинового уплотнителя 5.
Для снятия резинового уплотнителя 5 с крышки 3 необходимо отогнуть края со стороны установки стопорных пластин 6 и вывести из зацепления с выступами 4 крышки 3 фиксаторы 7.
Для использования предлагаемого изобретения на существующих люках смотровых колодцев необходимо подготовить выемку вокруг люка для укладки резинового уплотнителя 5, исследовать рельеф дорожного полотна вблизи люка с целью придания поверхности уплотнителя 5 соответствующего профиля, а также выполнить прорези на корпусе 1 люка.
Таким образом, заявляемый люк для смотровых колодцев позволяет:
- исключить открывание крышек люков на проезжей части дороги, вызванное наездом на них транспортного средства, за счет демпфирования внешнего динамического воздействия упругими деформациями резинового уплотнителя;
- исключить разрушение дорожного полотна за счет устранения ударных нагрузок путем установления соответствия профиля резинового уплотнителя рельефу полотна проезжей части дороги;
- исключить поломки ходовой части автомобилей крышками люков и осложнение выполнения маневров.
Класс E02D29/12 смотровые колодцы, лазы, люки и прочие устройства для осмотра; их принадлежности