устройство привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора
Классы МПК: | F16J13/16 поворотные затворы |
Патентообладатель(и): | Хасанов Ильмер Юсупович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-09-12 публикация патента:
20.07.2009 |
Привод предназначен для стопорения крышки быстродействующего затвора. Привод содержит штурвал, приводной винт и приводную гайку с тавровыми пазами на боковых наклонных поверхностях. При этом приводной винт выполнен не полым, а из проката круглого сечения, конец винта со стороны соединения с днищем крышки затвора выполнен с упором и установлен в радиально-упорных подшипниках в стакане, закрепленном на днище. Радиально-упорные подшипники обеспечивают радиальную и осевую жесткость узла, а также точность установки и фиксации элементов стопорения крышки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Устройство привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора, содержащее штурвал, гайку с тавровыми пазами на боковых наклонных поверхностях, приводной винт, отличающееся тем, что, с целью исключения провисания элементов стопорения крышки и обеспечения точности их установки и фиксации, конец приводного винта со стороны соединения с днищем крышки затвора выполнен с упором и установлен в радиально-упорных подшипниках в стакане, закрепленном на днище крышки.
2. Устройство привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора по п.1, отличающееся тем, что приводной винт выполнен из проката круглого сечения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к быстродействующим затворам для трубопроводов и аппаратов, работающих как при высоких, так и при низких давлениях.
Известно устройство привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора (заявка PCT/RU 2007/000020 от 19.01.2007 г., опубл. 09.08.2007 г.), включающее штурвал, приводную гайку с тавровыми пазами на боковых наклонных поверхностях, приводной винт, опорная поверхность которого со стороны соединения с днищем крышки выполнена шаровой и установлена шарнирно с возможностью качания свободного его конца относительно горизонтальной оси патрубка затвора в ходе перемещения элементов стопорения крышки - секторов - при их перемещении в радиальном направлении под действием наклонной поверхности приводной гайки.
Недостаток шарового шарнирного соединения винта с днищем крышки затвора заключается в том, что большая поверхность контакта трущихся частей шарового шарнира увеличивает силу трения и ведет к ускоренной выработке шарнира, увеличивая предельные углы качания приводного винта. Кроме того, конструкция допускает провисание секторов, что может привести к задеванию нижних секторов о кромку патрубка и неравномерному прижиму фланца крышки к патрубку.
Наиболее близко по технической сущности к заявляемому решению устройство привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора (патент RU № 2295081, кл. F16J 13/16 от 01.02.2006 г.), содержащего штурвал, приводную гайку с тавровыми пазами на боковых наклонных поверхностях, приводной полый винт, жестко прикрепленный к днищу крышки, с расположенным внутри штоком и фиксаторами, стопорящими гайку по отношению к винту.
Однако использование сверху крышки накладки для удержания полого винта от осевого перемещения и прогиба крышки усложняет конструкцию и технологию изготовления затвора и его обслуживание.
Целью изобретения является разработка устройства привода элементов стопорения крышки быстродействующего затвора, обеспечивающего компенсацию силового воздействия на приводной винт горизонтальных и вертикальных нагрузок, возникающих под воздействием массы элементов стопорения крышки, и исключение их провисания.
Поставленная задача решается тем, что в заявляемом устройстве, содержащем штурвал, привод элементов стопорения крышки в виде приводного винта и приводной гайки с тавровыми пазами на боковых наклонных поверхностях, согласно изобретению приводной винт выполнен не полым, а из проката круглого сечения, конец винта со стороны соединения с днищем крышки затвора выполнен с упором и установлен в радиально-упорных подшипниках в стакане, закрепленном на днище.
Радиально-упорные подшипники обеспечивают радиальную и осевую жесткость узла, а также точность установки и фиксации элементов стопорения крышки.
На фиг.1 изображен общий вид быстродействующего затвора в разрезе; на фиг.2 - выносной вид А в разрезе фиг.1; на фиг.3 - общий вид быстродействующего затвора в закрытом состоянии при горизонтальном расположении патрубка.
Устройство элементов стопорения крышки быстродействующего затвора (фиг.1) содержит штурвал 1, гайку 2 с тавровыми пазами 3 на боковых наклонных поверхностях, приводной винт 4, выполненный с упором 5 и установленный в радиально-упорных подшипниках 6 в стакане 7, закрепленном на днище 8 (фиг.2).
Привод элементов стопорения крышки работает следующим образом. Вручную без привода или при помощи редуктора 16 (фиг.3) днище 8 с элементами стопорения крышки 9 садится на фланец патрубка 11 без заеданий и дополнительного подъема.
При помощи штурвала 1 поворотом винта 4 вокруг оси выдвигают гайку 2. При этом боковые наклонные поверхности гайки 2 с тавровыми пазами 3 толкают в боковые контактные поверхности элементы стопорения крышки 9 и задвигают их в паз расточки 10 патрубка 11, поджимают фланец 12 к уплотнениям 13 и 14 в расточке 15, зажимая уплотнения (фиг.1).
При этом вследствие выполнения винта 4 с упором 5 из круглого проката и установки его на днище 8 крышки через радиально-упорные подшипники 6 исключается провисание элементов стопорения 9 крышки. Винт 4 вращается легко, и все элементы стопорения 9 крышки равномерно входят в кольцевую проточку 10, обеспечивая равномерный прижим крышки к фланцу патрубка 11 по всему зеркалу уплотнения в расточке 15.
Класс F16J13/16 поворотные затворы