зубчатый цилиндрический редуктор
Классы МПК: | F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами |
Автор(ы): | Самсонович Семен Львович (RU), Крылов Роман Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) (RU), Самсонович Семен Львович (RU), Крылов Роман Юрьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-04-07 публикация патента:
27.07.2009 |
Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в приводных системах летательных аппаратов. Зубчатый цилиндрический редуктор содержит n-пар зубчатых колес (2) и шестерней (3). Каждая из пар имеет свое передаточное число. Все шестерни (3) выполнены с одинаковым числом зубьев. Колеса (2), начиная со второй пары от входа редуктора, имеют одинаковое число зубьев и образуют с шестерней (3) передаточное число, равное 2,4. Колесо первой пары имеет число зубьев, образующее с шестерней передаточное число, необходимое для реализации любого заданного значения передаточного числа всего редуктора. Такое выполнение передачи позволяет упростить конструкцию и снизить массу редуктора. 2 ил.
Формула изобретения
Зубчатый цилиндрический редуктор, содержащий n пар зубчатых колес и шестерней, каждая из пар имеет свое передаточное число, все шестерни выполнены с одинаковым числом зубьев, отличающийся тем, что колеса, начиная со второй пары от входа редуктора, имеют одинаковое число зубьев, образующее с шестерней передаточное число, равное 2,4, а колесо первой пары имеет число зубьев, образующее с шестерней передаточное число, необходимое для реализации любого заданного значения передаточного числа всего редуктора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, может быть использовано в приводных системах летательных аппаратов.
Известен зубчатый цилиндрический редуктор, состоящий из корпуса, нескольких цилиндрических пар колесо - шестерня, при этом пары имеют разные передаточные числа, а колеса и шестерни выполнены с различным числом зубьев [1]. Недостатком этого редуктора является сложность изготовления, связанная с наличием колес и шестерней с различными числами зубьев.
Наиболее близким техническим решением является многоступенчатый редуктор, у которого все шестерни имеют одинаковое число зубьев, а колеса - различное число зубьев [2].
Недостатками этого многоступенчатого редуктора являются сложность конструкции и высокая масса редуктора, так как зубчатые колеса имеют разные числа зубьев, передаточные числа пар не одинаковы и масса колес не соответствует минимально возможному значению.
Целями изобретения являются упрощение конструкции и снижение массы редуктора.
Поставленная цель достигается тем, что в зубчатом цилиндрическом редукторе, состоящем из n-пар зубчатых колес и шестерней, каждая из которых образует свое передаточное число, все шестерни выполнены с одинаковым числом зубьев, а колеса, начиная со второй пары от входа, образуют с шестерней передаточное число, равное 2,4, при этом колесо первой пары имеет число зубьев, образующее с шестерней передаточное число, необходимое для реализации любого заданного значения передаточного числа всего редуктора.
На фиг.1 изображен фрагмент многоступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора.
На фиг.2 изображен график зависимости отношения массы редуктора к массе шестерней ( ) от передаточного числа редуктора q.
Редуктор состоит из корпуса 1 и n-пар колес 2 и шестерней 3.
Все шестерни 3 выполнены с одинаковым числом зубьев, например с zш=18, что обеспечивает исключение коррекции и подрезания головки зуба при изготовлении.
Число зубьев колес 2, начиная со второй пары от входа редуктора, имеет одинаковые значения и образует с каждой шестерней 3 передаточное число q, равное 2,4, то есть q2=q3= =qn=2,4.
Первая пара редуктора, передающая наименьший момент и имеющая наименьшие габариты, выполняется с числом зубьев на колесе, обеспечивающим необходимое общее передаточное число q .
Передаточное число первой пары определяется зависимостью:
,
где - общее передаточное число многоступенчатого редуктора, q2, q3 qn - передаточные числа соответствующих пар.
Передаточное число q=2,4 определено из условия, что масса цилиндрических пар редуктора, состоящего из двух пар шестерня - колесо, имеет оптимальное минимальное значение. Оптимальное значение массы определяется из рассмотрения двух пар с передаточным числом qi,i+1=qi·qi+1. Масса такого редуктора выражается зависимостью:
где к(i), к(1+i) - масса колеса, ш(i), ш(i+1) - масса шестерни.
где dш, dк - делительные диаметры колеса и шестерни, bк,bш - ширина колеса и шестерни, kb - коэффициент ширины колеса и шестерни, (рекомендуемое значение kb=8 15 [2]; примем kb=10), m - модуль зубчатого зацепления, - плотность материала колес (принимается для колес и шестерней одинаковой).
Каждое отношение масс из скобки выражено через передаточные числа.
Отношение массы i-гo колеса к массе i-й шестерни:
.
Отношение масс двух шестерней, учитывая, что модули пар связаны соотношением :
.
Отношения масс колеса и шестерни:
.
В результате подстановки выражение для массы редуктора имеет вид:
Оптимальное значение qi, при котором масса редуктора имеет минимальное значение, может быть найдено путем определения экстремума выражения . Минимум будет, если .
Выражение, полученное после дифференцирования:
.
Т.к. qi,i+1=qi·q i+1, то передаточные числа соседних пар связаны соотношением:
При одинаковом передаточном числе всех пар редуктора, qi=qi+1=qopt передаточное число пары шестерня - колесо принимает оптимальное значение: qopt=2,4. Для проверки определения минимума найдена вторая производная
и при qopt=2,4 она положительна, то есть масса редуктора минимальна.
На фиг.2 изображен график зависимости отношения масс от передаточного числа редуктора q. Из графика видно, что оптимальное значение массы редуктора достигается при q opt=2,4, и ошибка по массе приблизительно в 5% лежит в диапазоне передаточных чисел от 1,8 до 3.
Редуктор работает следующим образом: двигатель вращает шестерню первой пары редуктора, закрепленную на валу. Шестерня передает вращение с передаточным числом q1 на колесо z1, расположенное на следующем валу. Шестерня, расположенная на этом же валу, передает вращение с оптимальным передаточным числом qopt=2,4 на колесо z2, расположенное на следующем валу, и так далее по цепочке до выходного вала редуктора.
При использовании одинакового числа зубьев на шестернях и оптимальном передаточном числе редуктора qopt=2,4 все колеса тоже имеют одинаковое число зубьев и будут отличаться только модулями. В результате все колеса унифицированы, что упрощает конструкцию редуктора, удешевляет его изготовление, при этом его масса имеет минимальное значение.
1. А.с. № 1425387 кл. F16H 3/02, 59/02
1. С.Л.Самсонович. Основы конструирования электрических пневматических и гидравлических исполнительных механизмов приводов летательных аппаратов: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2002.
Класс F16H1/20 с более чем двумя зацепляющимися колесами
зубчатая передача - патент 2427744 (27.08.2011) | |
зубчатый редуктор - патент 2410586 (27.01.2011) | |
зубчатая передача - патент 2068515 (27.10.1996) | |
коробка передач - патент 2057976 (10.04.1996) | |
механизм изменения скорости - патент 2029173 (20.02.1995) |