тягово-сцепное устройство автопоезда
Классы МПК: | B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины |
Автор(ы): | Белозоров Виктор Васильевич (RU), Репринцев Дмитрий Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-05-04 публикация патента:
10.08.2009 |
Тягово-сцепное устройство автопоезда состоит из сцепной петли чашеобразного крюка (1) и Т-образной вставки (6). Нижняя часть Т-образной вставки представляет собой вогнутую цилиндрическую поверхность радиуса, соответствующего радиусу сцепной петли (8) прицепа. Т-образная вставка соединена с крюком двумя шпильками (2), шайбами (3) и стопорными кольцами (4), а также четырьмя гайками (5) и пружинами (7). Повышаются надежность и долговечность тягово-сцепного устройства. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Тягово-сцепное устройство автопоезда, состоящее из сцепной петли и чашеобразного крюка, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит Т-образную вставку, нижняя часть которой представляет собой вогнутую цилиндрическую поверхность, радиус кривизны которой соответствует радиусу сцепной петли прицепа, причем Т-образная вставка соединена с крюком двумя шпильками, шайбами и стопорными кольцами, а также четырьмя гайками и пружинами.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нижней части Т-образной вставки установлена пресс-масленка.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для соединения автомобиля - тягача и прицепа автопоезда.
Известно тягово-сцепное устройство автопоезда, содержащее взаимодействующий со сцепной петлей прицепа тяговый крюк, закрепленный на тягаче, способный поворачиваться в вертикальной плоскости, и установленный на тягаче замок, выполненный в виде пластинчатой пружины для фиксации устройства в рабочем положении (А.с. СССР № 806476, В60D 1/04, 23.02.81, Бюл. № 7).
Недостаток этого устройства заключается в том, что оно обладает малой долговечностью и не устраняет зазор между тяговым крюком тягача и сцепной петлей прицепа.
Прототипом изобретения является тяговое сцепное устройство автопоезда, содержащее тяговый крюк тягача, в зев которого введена вставка и сцепная петля прицепа. На вставке выполнен упругий элемент. Фиксация вставки и устранение зазора между буксирным крюком и сцепной петлей осуществляется за счет упругих сил (А.с. СССР № 1643198, В60D 1/04, 23.04.91, Бюл. № 15).
Недостатком этого устройства является его низкая надежность и долговечность вследствие наличия в нем дополнительной вставки и упругого выступа, которые могут вызвать заклинивание трущейся пары «крюк - сцепная петля» и быстрый износ этих элементов.
Изобретение решает задачу увеличения надежности и долговечности тягово-сцепного устройства путем устранения в нем зазора.
Для этого тягово-сцепное устройство автопоезда, состоящее из сцепной петли и чашеобразного крюка, согласно изобретению дополнительно содержит Т-образную вставку, нижняя часть которой представляет собой вогнутую цилиндрическую поверхность, радиус кривизны которой соответствует радиусу сцепной петли прицепа, причем Т-образная вставка соединена с крюком двумя шпильками, шайбами и стопорными кольцами, а также четырьмя гайками и пружинами. В нижней части Т-образной вставки установлена пресс-масленка.
На фиг.1 изображен общий вид тягово-сцепного устройства автопоезда, на фиг.2 - сечение А-А.
Тягово-сцепное устройство автопоезда содержит крюк 1, соединенный двумя шпильками 2, двумя специальными шайбами 3, двумя стопорными кольцами 4 и четырьмя гайками 5 с Т-образной вставкой 6. Т-образная вставка 6 контактирует с одной стороны с четырьмя пружинами 7, а с другой - со сцепной петлей 8. Смазка трущейся пары «крюк - сцепная петля» осуществляется с помощью пресс-масленки 9, установленной в нижней части Т-образной вставки 6.
Тягово-сцепное устройство автопоезда работает следующим образом.
Перед сцепкой тягача и прицепа водитель откручивает гайки 5, убирает специальные шайбы 3, стопорные кольца 4 и пружины 7, вынимает из паза крюка 1 Т-образную вставку 6 и соединяет крюк 1 со сцепной петлей 8. После этого водитель устанавливает Т-образную вставку 6 в зев крюка 1 и вставляет пружины 7, специальные шайбы 3 и стопорные кольца 4, а затем затягивает гайки 2. Вследствие затяжки гаек 5 Т-образная вставка 6 плотно прилегает к сцепной петле 8 прицепа, чем обеспечивается предельно малый зазор между крюком и сцепной петлей. Смазка этой пары осуществляется пресс-масленкой 9. На этом сцепка тягача с прицепом закончена.
Трущаяся пара «крюк - сцепная петля» позволяет свободно перемещаться транспортным звеньям автопоезда как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Введение в конструкцию тягово-сцепного устройства Т-образной вставки сводит до минимума зазор в трущейся паре «крюк - сцепная петля», что позволяет повысить надежность и долговечность тягово-сцепного устройства, а также безопасность движения автопоезда.
Класс B60D1/04 крюки; соединения в виде крюка и проушины