наклонный ленточный конвейер с двухбарабанным приводом на нерабочей ветви ленты
Классы МПК: | B65G43/06 выключающие привод в случае поломки приводного элемента; тормозящие или останавливающие свободные грузоносители |
Автор(ы): | Тарасов Юрий Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-06-02 публикация патента:
10.08.2009 |
Конвейер оборудован двумя ленточными остановами, каждый из которых состоит из тормозной ленты, закрепленной на вращающейся бобине. В зоне размещения первого барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их взаимодействия с поверхностью барабана и с зазорами по отношению к ветвям конвейерной ленты. В зоне размещения второго барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их взаимодействия с внутренней поверхностью ветви конвейерной ленты. Каждая бобина снабжена охватывающим ее кожухом цилиндрической формы. Со стороны каждого барабана цилиндрическая поверхность кожуха выполнена с прямоугольным вырезом, ориентированным в поперечном относительно конвейерной ленты направлении. К каждому кожуху по линии нижней кромки прямоугольного выреза прикреплены направляющие, которые плавно отогнуты вниз в сторону первого барабана и вверх в сторону второго барабана, с уменьшающимися зазорами по отношению к первому барабану и сбегающей со второго барабана ветви конвейерной ленты. Направляющие установлены с возможностью прохода тормозных лент в зазорах и затягивания тормозных лент между конвейерной лентой и цилиндрическими поверхностями приводных барабанов при затормаживании контура конвейерной ленты. Повышается надежность работы ленточного останова, увеличивается тормозное усилие, устраняется износ ленты и ограничивается величина обратного хода ленты при ее затормаживании. 4 ил.
Формула изобретения
Наклонный ленточный конвейер с двухбарабанным приводом на нерабочей ветви ленты, включающий огибаемый конвейерной лентой и установленные на раме головной разгрузочный барабан, два приводных барабана, размещенные на нерабочей ветви ленты, ленточный останов, состоящий из отрезка тормозной ленты, один конец которой закреплен, а второй конец размещен в зоне приводного барабана с возможностью захвата и затягивания этого конца тормозной ленты конвейерной лентой при ее обратном ходе в пространство между конвейерной лентой и цилиндрической поверхностью барабана, отличающийся тем, что тормозная лента одним концом закреплена на бобине с ее огибанием тормозной лентой в несколько слоев и ее навивкой в направлении, противоположном направлению вращения головного барабана при работе конвейера до его остановки, а ось бобины установлена на раме конвейера с возможностью вращения, при этом бобины установлены в зонах размещения первого и второго приводных барабанов внутри контура конвейерной ленты, причем в зоне размещения первого барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с цилиндрической поверхностью барабана и с зазорами по отношению к набегающей и сбегающей с барабана ветвям конвейерной ленты, а в зоне размещения второго барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с внутренней поверхностью сбегающей с барабана ветви конвейерной ленты, каждая бобина снабжена охватывающим ее кожухом цилиндрической формы, который закреплен на раме конвейера с помощью кронштейна и поперечной балки с возможностью охвата кожухом с зазором наружного слоя гибкой ленты на бобине и размещения его с зазорами относительно боковых стенок бобины, при этом со стороны каждого барабана цилиндрическая поверхность кожуха выполнена с прямоугольным вырезом, ориентированным в поперечном относительно конвейерной ленты направлении, а к каждому кожуху по линии нижней кромки прямоугольного выреза прикреплены криволинейные направляющие, плавно отогнутые вниз в сторону первого барабана и вверх в сторону второго барабана, с уменьшающимися зазорами по отношению к первому барабану и сбегающей со второго барабана ветви конвейерной ленты с возможностью беспрепятственного прохода тормозных лент в упомянутых зазорах и затягивания тормозных лент между конвейерной лентой и цилиндрическими поверхностями приводных барабанов при затормаживании контура конвейерной ленты.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным ленточным конвейерам с двухбарабанным приводом на нерабочей ветви ленты и оборудованным стопорными устройствами. Изобретение может быть использовано при транспортировании грузов уклонными и подъемными ленточными конвейерами.
Известен наклонный ленточный конвейер (прототип), включающий огибаемый конвейерной лентой и установленный на раме конвейера головной приводной или разгрузочный барабан, ленточный останов, состоящий из закрепленного на раме конвейера одним концом отрезка тормозной ленты, второй свободный конец которой размещен в зоне сбегания конвейерной ленты с головного барабана с возможностью захвата и затягивания свободного конца тормозной ленты конвейерной лентой при ее обратном ходе в пространство между конвейерной лентой и цилиндрической поверхностью головного барабана. При этом свободный конец тормозной ленты может свободно размещаться на внутренней поверхности нерабочей ветви конвейерной ленты или удерживаться непосредственно в зоне сбегания конвейерной ленты с головного барабана пружинами, цепями или жестким упорами. Ленточный останов может быть установлен на конвейере с двухбарабанным приводом (Тарасов Ю.Д. Тормозные и улавливающие устройства ленточных конвейеров. СПб, Политехника, 1999, с.56-57, рис.4.4).
Ленточные остановы благодаря своей конструктивной простоте и отсутствию специальных приводов широко используются на горных предприятиях и на предприятиях других отраслей промышленности. Однако их существенными недостатками являются ограничение формируемой остановом величины тормозного усилия из-за того, что максимальный угол обхвата тормозной лентой приводного барабана не превышает угол его обхвата конвейерной лентой, увеличенный обратный ход конвейерной ленты и интенсивный износ самой тормозной ленты в варианте с незафиксированным ее свободным концом, интенсивный износ торцевой кромки тормозной ленты и износ конвейерной ленты, а также большая вероятность разрушения фиксирующих приспособлений с возможностью нарушения целостности конвейерной ленты при набегании стыка конвейерной ленты на торец тормозной ленты - в варианте с фиксированным ее свободным концом.
Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы ленточного останова, увеличение развиваемого им тормозного усилия с возможностью использования останова на мощных наклонных ленточных конвейерах - уклонных и подъемных, устранения износа конвейерной ленты, снижение износа тормозной ленты и ограничение обратного хода конвейерной ленты при ее затормаживании.
Технический результат достигается тем, что в наклонном ленточном конвейере с двухбарабанным приводом на нерабочей ветви ленты, включающем огибаемый конвейерной лентой и установленные на раме головной разгрузочный барабан, два приводных барабана, размещенные на нерабочей ветви ленты, ленточный останов, состоящий из отрезка тормозной ленты, один конец которой закреплен, а второй конец размещен в зоне приводного барабана с возможностью захвата и затягивания этого конца тормозной ленты конвейерной лентой при ее обратном ходе в пространство между конвейерной лентой и цилиндрической поверхностью барабана, согласно изобретению тормозная лента одним концом закреплена на бобине с ее огибанием тормозной лентой в несколько слоев и ее навивкой в направлении, противоположном направлению вращения головного барабана при работе конвейера до его остановки, а ось бобины установлена на раме конвейера с возможностью вращения, при этом бобины установлены в зонах размещения первого и второго приводных барабанов внутри контура конвейерной ленты, причем в зоне размещения первого барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с цилиндрической поверхностью барабана и с зазорами по отношению к набегающей и сбегающей с барабана ветвям конвейерной ленты, а в зоне размещения второго барабана боковые стенки бобины размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с внутренней поверхностью сбегающей с барабана ветви конвейерной ленты, каждая бобина снабжена охватывающим ее кожухом цилиндрической формы, который закреплен на раме конвейера с помощью кронштейна и поперечной балки с возможностью охвата кожухом с зазором наружного слоя гибкой ленты на бобине и размещения его с зазорами относительно боковых стенок бобины, при этом со стороны каждого барабана цилиндрическая поверхность кожуха выполнена с прямоугольным вырезом, ориентированным в поперечном относительно конвейерной ленты направлении, а к каждому кожуху по линии нижней кромки прямоугольного выреза прикреплены криволинейные направляющие, плавно отогнутые вниз в сторону первого барабана и вверх в сторону второго барабана, с уменьшающимися зазорами по отношению к первому барабану и сбегающей со второго барабана ветви конвейерной ленты с возможностью беспрепятственного прохода тормозных лент в упомянутых зазорах и затягивания тормозных лент между конвейерной лентой и цилиндрическими поверхностями приводных барабанов при затормаживании контура конвейерной ленты.
Наклонный ленточный конвейер с двухбарабанным приводом на нерабочей ветви ленты представлен на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - вид А по фиг.1, на фиг.3 и 4 - узлы установки остановов в зонах первого (показан в начальный момент процесса затормаживания) и второго приводных барабанов - продольные разрезы.
Наклонный ленточный конвейер включает огибаемый конвейерной лентой 1 и установленные на раме 2 конвейера головной разгрузочный барабан 3, оборотные барабаны 4 и 5, первый 6 и второй 7 приводные барабаны. Конвейер оборудован двумя ленточными остановами 8 и 9 (фиг.1). Каждый останов 8 и 9 состоит из тормозной ленты 10 и 11, каждая из которых одним концом 12 и 13 закреплена на своей бобине 14 и 15 с ее огибанием тормозной лентой в несколько слоев и ее навивкой в направлении 16 и 17, противоположном направлению 18 и 19 вращения соответственно первого 6 и второго 7 приводных барабанов при работе конвейера до его остановки. Оси 20 и 21 бобин 14 и 15 установлены на раме 2 конвейера с возможностью вращения. Бобины 14 и 15 установлены в зонах размещения первого 6 и второго 7 приводных барабанов внутри конура конвейерной ленты 1. Причем в зоне размещения первого приводного барабана 6 боковые стенки 22 бобины 14 размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с цилиндрической поверхностью барабана 6 и с зазорами 23 и 24 по отношению к набегающей и сбегающей с барабана 6 ветвям конвейерной ленты 1. В зоне размещения второго приводного барабана 7 боковые стенки 25 бобины 15 размещены с возможностью их постоянного взаимодействия с внутренней поверхностью сбегающей с барабана 7 ветви конвейерной ленты 1. Каждая бобина 14 и 15 снабжена охватывающим ее кожухом 26 и 27 цилиндрической формы. Кожухи 26 и 27 закреплены на раме 2 конвейера с помощью кронштейнов 28 и 29 и поперечных балок 30 и 31 с возможностью охвата кожухами 26 и 27 с зазорами наружных слоев тормозных лент 10 и 11 на бобинах 14 и 15 и размещения кожухов 26 и 27 с зазорами относительно боковых стенок 22 и 25 бобин 14 и 15. Со стороны каждого из приводных барабанов 6 и 7 цилиндрические поверхности кожухов 26 и 27 выполнены с прямоугольными вырезами 32 и 33, ориентированными в поперечном относительно конвейерной ленты 1 направлении. К каждому кожуху 26 и 27 по линии нижней кромки 34 и 35 прямоугольных вырезов 32 и 33 прикреплены криволинейные направляющие 36 и 37. Направляющая 36 плавно отогнута вниз в сторону первого приводного барабана 6, а направляющая 37 плавно прогнута вверх в сторону второго приводного барабана 7 с уменьшающимися зазорами 38 и 39 по отношению к первому барабану 6 и сбегающей со второго барабана 7 ветви конвейерной ленты 1 с возможностью беспрепятственного прохода тормозных лент 10 и 11 в упомянутых зазорах и затягивания тормозных лент 10 и 11 между конвейерной лентой 1 и цилиндрическими поверхностями приводных барабанов 6 и 7 при затормаживании контура конвейерной ленты 1.
40, 41 - направление движения конвейерной ленты 1 при работе конвейера на подъем транспортируемого груза 42 и при обратном ходе в процессе затормаживания. 43 и 44 - направления вращения бобин 14 и 15 при обратном ходе конвейерной ленты 1 в направлении 41.
Наклонный ленточный конвейер действует следующим образом. При работе конвейера на подъем транспортируемого груза 42 с направлением 40 движения конвейерной ленты 1 и вращении первого 6 и второго 7 приводных барабанов соответственно в направлениях 18 и 19 за счет взаимодействия боковых стенок (реборд) 22 бобины 14 с цилиндрической поверхностью первого приводного барабана 6 боковых стенок 25 бобины 15 с внутренней поверхностью сбегающей с второго приводного барабана 7 ветвью конвейерной ленты 1 тормозные ленты 10 и 11 наматываются на бобины 14 и 15 и в этом положении вращаются вместе с бобинами внутри своих неподвижных цилиндрических кожухов 26 и 27, не препятствуя движению конвейерной ленты 1.
При отключении двигателя привода конвейера конвейерная лента 1 после окончания свободного выбега с вращением приводных барабанов 6 и 7 в противоположном направлении останавливается. После остановки приводных барабанов 6 и 7 конвейерная лента 1 под действием синусоидальной составляющей веса находящегося на ней транспортируемого груза 42 начинает двигаться в обратном направлении 41 при вращении приводных барабанов 6 и 7 в том же направлении. Вместе с первым приводным барабаном 6 бобина 14 начнет вращаться в направлении 43, а вместе с конвейерной лентой 1 бобина 15 начнет вращаться в направлении 44. При этом тормозные ленты 10 и 11 начнут сматываться с бобин 14 и 15, а свободные концы 45 и 46 тормозных лент 10 и 11 через вырезы 32 и 33 в кожухах 26 и 27 по направляющим 36 и 37 переместятся в сторону приводных барабанов 6 и 7 с захватом свободных концов и затягиванием тормозных лент 10 и 11 между конвейерной лентой 1 и цилиндрическими поверхностями вращающихся приводных барабанов 6 и 7. После выбора всей слабины тормозных лент 10 и 11 и их натяжения с фиксацией вторых концов 12 и 13 на бобинах 14 и 15 произойдет затормаживание приводных барабанов 6 и 7 и всего контура конвейерной ленты 1.
При выполнении каркаса тормозных лент 10 и 11 из прочного материала, например из арамидного волокна, размеры остановов (диаметры бобин 14 и 15, диаметры их боковых стенок 22 и 25, размеры кожухов 26 и 27) могут быть существенно снижены, что расширяет возможности использования остановов и снижает их стоимость.
Отличительные признаки изобретения позволяют повысить надежность работы ленточного останова, увеличить тормозное усилие, устранить износ конвейерной ленты, существенно снизить износ гибкой ленты и ограничить величину обратного хода конвейерной ленты при ее затормаживании.
Класс B65G43/06 выключающие привод в случае поломки приводного элемента; тормозящие или останавливающие свободные грузоносители
конвейерное устройство - патент 2529095 (27.09.2014) | |
наклонный ленточный конвейер - патент 2524273 (27.07.2014) | |
наклонный ленточный конвейер - патент 2494031 (27.09.2013) | |
стенд для исследования параметров улавливания оборвавшейся ленты наклонного конвейера с использованием подвесных канатных ловителей - патент 2488799 (27.07.2013) | |
устройство защиты конвейера при обрыве ленты - патент 2483998 (10.06.2013) | |
наклонный ленточный конвейер - патент 2478551 (10.04.2013) | |
роликовый останов - патент 2457167 (27.07.2012) | |
роликовый останов - патент 2424172 (20.07.2011) | |
останов - патент 2424171 (20.07.2011) | |
комбинированный роликовый останов - патент 2414409 (20.03.2011) |