буксовый подшипник качения первой и третьей колесных пар локомотива
Классы МПК: | F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники F16C19/32 упорные подшипники F16C33/34 ролики; иглы B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками |
Автор(ы): | Гонченко Борис Васильевич (RU), Махмутов Иршат Атауллович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ИНТЕРМАШ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-10-15 публикация патента:
20.08.2009 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на высокоскоростных магистралях пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. Буксовый подшипник качения содержит внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора. Ролики выполнены двухступенчатыми. Больший диаметр ступени ролика обкатывается только по дорожке качения наружного кольца подшипника. Меньший диаметр ступени ролика выполнен с двумя участками, которые обкатываются только по дорожкам качения внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения. Дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика. В зоне стыка двух буксовых подшипников расположены кольца, выполняющие роль колебательного контура. Данные кольца установлены на осях, внутренние отверстия колец выполнены различной формы: в виде кардиоиды, гипоциклоиды, треугольника, пятиугольника, последние имеют возможность обкатываться и контактировать с поверхностями внутренних и наружных колец буксовых подшипников, а число их равно числу простых чисел, как и распределенные массы колец. Технический результат: более высокая частота вращения, более высокая надежность и долговечность, снижение момента трения и коэффициента трения, работа подшипника происходит в условиях чистого качения, т.е. без проскальзывания роликов. 6 ил.
Формула изобретения
Буксовый подшипник качения первой и третьей колесных пар локомотива, содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми, больший диаметр ступени, имеющий один участок, контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени, выполненный с двумя участками, контактирует только с дорожками качения его внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника
где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника;
Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика;
D1m - диаметр дорожки качения наружного кольца подшипника;
Dwm2 - диаметр большей ступени ролика,
а по меньшей мере одна дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с, по меньшей мере, одной проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика, а ступень тела качения - ролика с большим диаметром выполнена сферической или бочкообразной, а дорожка качения наружного кольца подшипника выполнена сферической, а кольца, установленные в зоне стыка двух буксовых подшипников, выполняют роль колебательного контура, отличающийся тем, что, например, на одном из сепараторов жестко закреплены оси и расположены втулки, на которых установлены кольца, внутренние отверстия колец выполнены различной формы: в виде кардиоиды, эллипса, гипоциклоиды, треугольника, пятиугольника, , последние имеют возможность свободно обкатываться и контактировать с внутренней стороны с поверхностями двух колец с его наружными и внутренними кольцами работающих буксовых подшипников, при этом кольца распределены на торцовой поверхности сепаратора, а число их равно числу простых чисел, как и распределенные массы колец.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, для первой и третьей колесных пар локомотива высокоскоростных магистралей (ВСМ) пассажирского и грузового железнодорожного транспорта.
Рама локомотива через рессоры опирается на буксовые узлы трех колесных пар. Чтобы локомотив мог свободно проходить повороты, средняя колесная пара должна иметь возможность перемещаться в осевом направлении. Масса локомотива, например, 54 тонны, масса колесной пары 2 т, диаметр колеса 1250 мм, максимальная скорость 60 км/ч. На первой и третьей осях установлены роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами и приставными бортиками на наружных кольцах.
Одним из недостатков применяемых радиальных роликовых подшипников является наличие трения качения с проскальзыванием тел качения при эксплуатации подшипников. При этом путь скольжения роликов по отношению к пути качения роликов больше в 25 раз даже за один оборот вала данного подшипника. А сколько оборотов делает ролик за один оборот вала или в минуту просчитать не представляется возможным, так как ролик проскальзывает как по наружной, так и по внутренней дорожкам качения подшипника. А сколько оборотов делает сепаратор? Определить также не представляется возможным. А подшипник состоит всего из четырех деталей, а за 2000 лет не смогли просчитать.
Из-за разности путей скольжения к пути качения и разности скольжения и качения роликов подшипник нагревается, а тем более при увеличении скоростей движения составов до 120; 160; 200; 400 км/ч нагрев будет возрастать. Отмечается выход из строя по усталостному выкрашиванию, износу торцов роликов и бортиков колец, сколу бортика. Подшипники работают в нестандартных условиях, при комбинированном нагружении, происходит и абразивный износ поверхностей тел качения и дорожек качения колец подшипников. Радиальный зазор в подшипнике после 150000 200000км пути может составить до 3 мм и более. Последствия увеличения зазоров известны.
Известен подшипник качения - прототип по патенту RU 2232926 (см. фиг.1 и 2), содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, тела качения - ролики - выполнены двухступенчатыми, больший диаметр ступени, имеющий один участок, контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени, выполненный с двумя участками, контактирует только с дорожкой качения его внутреннего кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника
а по меньшей мере одна дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с по меньшей мере одной проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика, ступень тела качения - ролика с большим диаметром - выполнена сферической или бочкообразной, а дорожка качения наружного кольца подшипника выполнена сферической.
Условие сборки в буксовом подшипнике качения первой и третьей колесных пар локомотива выполняется. В результате, имеем пионерское изобретение, в котором тела качения - ролики - обкатываются по наружной и внутренней дорожкам качения подшипника с постоянной и одинаковой частотой вращения без скольжения. Данный подшипник может быть использован по своему прямому назначению на ВСМ на локомотивах на первой и третьей колесных парах при скоростях движения до 400 км/ч.
Цель изобретения:
- обеспечение более высокой частоты вращения подшипника первой и третьей колесных пар локомотива;
- обеспечение надежности и долговечности буксовых подшипников локомотива для высокоскоростных магистралей;
- обеспечение заполнения свободной ниши еще одним подшипником чистого качения, работающего на трении качения.
Поставленные цели и технический эффект предлагаемого изобретения достигается за счет того, что, например, на одном из сепараторов жестко закреплены оси и расположены втулки, на которых установлены кольца, внутренние отверстия колец выполнены различной формы: в виде кардиоиды, эллипса, гипоциклоиды, треугольника, пятиугольника, , последние имеют возможность свободно обкатываться и контактировать с внутренней стороны с поверхностями двух колец с его наружными и внутренними кольцами работающих буксовых подшипников, при этом кольца распределены на торцовой поверхности сепаратора, а число их равно числу простых чисел, как и распределенные массы колец.
На фиг.1 изображен подшипник качения радиальный однорядный роликовый с кольцевой проточкой на дорожке качения внутреннего кольца. Ролик выполнен двухступенчатым - сферического и цилиндрического типа. Направление воспринимаемых нагрузок радиальное и осевое в обе стороны. На фиг.2 дано сечение А-А фиг.1. На фиг.2, 3, 4, 5 и 6 даны примеры исполнения колец, выполняющих роль колебательного контура, порождающего радиальные колебания колец, которые передаются на наружное и внутреннее кольца подшипника.
Буксовый подшипник качения первой и третьей колесных пар локомотива состоит из наружного кольца 1, тел качения 2, выполненных в виде роликов, сепаратора 3, внутреннего кольца 4, осей 5, закрепленных на сепараторе одного из подшипников, втулок 6, свободно установленных на осях 5, и круглых колец 7, 8, 9, 10, 11, выполняющих роль колебательного контура, с различной геометрической формой внутреннего кольца - кардиоидой, эллипса, гипоциклоиды трехлепестковой, правильного треугольника, пятиугольника и возможны, например, семиугольник, и с концентрическим отверстием в кольце.
В корпусе 12 буксы расположены два подшипника качения - радиальных однорядных с роликами 2 сферическо-цилиндрического типа, выполненных двухступенчатыми. Больший диаметр ступени контактирует по линии только с дорожкой качения наружного кольца 1 подшипника, выполненного сферического типа, а меньший диаметр ступени ролика, выполненный по меньшей мере с двумя участками контактирует по линии только с дорожкой качения внутреннего кольца 4 подшипника. Буксовый подшипник содержит корпус буксы 12, две торцовые втулки 13 с лабиринтным уплотнением, кольцо 14, два защитных кожуха 15, которые закреплены болтами 16 с корончатыми шайбами. Корпус буксы 12 содержит две проточки для расположения войлочных уплотнений, возможна установка и армированных манжет, выполненных из резины, для перехода от консистентной смазки к жидкой смазке подшипников буксы. Два подшипника качения установлены на оси 17 колесной пары с предварительным натягом, например, от 100 до 180 Н.
Буксовый подшипник качения первой и третьей колесных пар локомотива работает следующим образом. При вращении оси 17 получают вращение и внутренние кольца 4 подшипника. Ролики 2 меньшими диаметрами ступеней Dwm1 обкатываются только по дорожкам качения d1m внутреннего кольца 4. Большие диаметры ступеней Dwm2 роликов 2 обкатываются только по дорожке качения D1m наружного кольца 1. Вращение тел качения 2 - роликов - происходит в условиях качения без проскальзывания относительно дорожек качения 1 и 4 подшипника с постоянной и одинаковой частотой вращения. При этом выполняется условие сборки подшипника
где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника;
Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика;
D1m - диаметр дорожки качения наружного кольца подшипника;
Dwm2 - диаметр большей ступени ролика.
Следует отметить, что число роликов 2 в подшипнике равно 21 - числу, кратному 3 и 7. А в целях снижения момента трения и коэффициента трения в зазоре между сепараторами двух подшипников, например, на торце одного из них закрепляют оси 5, число последних также кратно трем или семи, которые содержат втулки 6 и кольца 7, 8, 9, 10, 11, выполняющие роль колебательного контура, с отверстиями различного исполнения. Это и позволяет кольцам 7 11 при их обкатке по внутренним поверхностям колец 1 и 4 подшипника за один оборот колец 7 и 11 наносить ударные импульсы по тем же кольцам 1 и 4 от одного до семи. При этом кольцо 10, в котором отверстие выполнено в виде кардиоиды, сообщает кольцу 1 или 4 один ударный импульс. Кольцо 8, отверстие которого выполнено в виде эллипса, сообщает кольцам 1 или 4 по два ударных импульса. Кольца 7 и 9-по три ударных импульса, а кольцо 11 - пять ударных импульсов.
После ударных импульсов сосредоточенной массой каждого кольца 7 11 данные кольца сообщают радиальные колебания различной частоты кольцам 1 и 4 двух подшипников.
Кольца 7, 8, 9, 10, 11 и другого типа могут равномерно располагаться по торцовой поверхности сепаратора 3. Последовательность их расположения по числу ударных импульсов соблюдать необязательно.
Важным является, чтобы частота колебаний не была равна от 7 до 11 Гц, опасно для здоровья человека.
Условие чистого качения ролика по широкому торцу внутреннего кольца 4 отсутствует. Нетрудно заметить, что число ударных импульсов как и число колец, равно простым числам, что способствует при работе буксовых подшипников созданию сложной гармоники колебаний. Последняя участвует в увеличении надежности и долговечности подшипников, например, в шесть, в восемь раз. Что и позволяет проводить первый осмотр состояния буксового подшипника через 1 млн. км пути, как и на испытательном стенде.
Россия выделяет на реконструкцию железных дорог 13 триллионов рублей и намечает ввод участков высокоскоростных магистралей со скоростями движения, например, до 400 км/ч. При этом колесная пара делает nк=101859, 1636 час -1; nк'=28,294 с-1, а ролик подшипника будет вращаться с частотой np'=251,109 с-1 . Сепаратор подшипника будет вращаться с частотой nc '=14,147 с-1. Формы отверстий колец 7, 8, 9, 10, 11 участвуют в распределении сосредоточенной массы в кольцах, число которых равно числу простых чисел, как и число колец, участвующих в сборке. Как пример - кардиоида имеет одну сосредоточенную массу, эллипс - две, треугольник - три .
Победа над проскальзыванием одновременно по двум дорожкам качения как наружного, так внутреннего колец подшипника позволяет:
увеличить частоту вращения первой и третьей колесных пар локомотива до скоростей 400 км/ч;
обеспечить надежность и долговечность работы подшипника, воспринимающего комбинированную нагрузку как радиальную, так и осевую в обе стороны, а также за счет снижения момента трения и коэффициента трения в подшипниках;
заполнить свободную нишу еще одним подшипником чистого качения, работающего на трении качения fк 0,0003, что значительно увеличивает крутящий момент на валу двигателя локомотива, экономит топливо.
Впервые стало возможным произвести расчет как числа оборотов сепаратора 3 в подшипнике, так и числа оборотов ролика 2 в подшипнике при известных скоростях движения локомотива. Это стало возможным после достижения маленькой победы над трением скольжения в подшипнике качения. Это же позволяет производить все расчеты по подшипникам качения, вести расчеты и по колебательному контуру без предположений, а конкретно, когда стала известна «Теория качения подшипника качения» в первом приближении. Число оборотов сепаратора ровно в два раза меньше числа оборотов оси, а число оборотов ролика связано с условием сборки. Однако следует отметить, что масса кольца 8 не должна быть больше 1/200 массы ролика 2, все последующие кольца должны быть меньше 1/200. Нагрев узла до +100°С, шумность до 80 дБ.
Экономическая эффективность складывается из экономии времени в пути, увеличения грузооборота в несколько раз по отношению к скоростям 32; 40; 60 км/ч. Переход на новые подшипники качения позволят увеличить надежность и долговечность буксового узла, сократить начало ремонтного цикла после 1 млн. км пути.
В целом, буксовые подшипники качения первой и третьей колесных пар локомотива повышают надежность и долговечность в шесть, восемь раз, во столько же раз позволяют высвободить число рабочих бригад, занятых на ремонте как подвижного состава и локомотивов, так и производственных площадей.
Без предложенных подшипников остро встанет вопрос о увеличении в 6 8 раз числа рабочих бригад и бригад МЧС, производственных площадей, затраты по деталям и службам возрастут в десятки раз; так как аварии по причине роста радиального зазора в стандартных подшипниках неизбежны, неизбежна и гибель пассажиров.
А жизнь человека дороже локомотива и компенсации. Теряется генофонд, теряется возможность поступательного развития науки и техники.
Предложенные подшипники не требуют большого количества смазки. Лишняя смазка является тормозом, увеличивает сопротивление качению, греет подшипник качения выше +100°С, шумность также растет.
Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
швартовное устройство - патент 2492100 (10.09.2013) | |
подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле - патент 2489616 (10.08.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) |
Класс F16C19/32 упорные подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
однорядный роликовый конический подшипник качения - патент 2471093 (27.12.2012) | |
подшипник гироскопа бессепараторный - патент 2435996 (10.12.2011) | |
бессепараторный подшипник качения (варианты) и способ его сборки (варианты) - патент 2427734 (27.08.2011) | |
элемент качения и способ его изготовления - патент 2425263 (27.07.2011) |
Класс B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками