способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей

Классы МПК:G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств
G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Литвиненко Анатолий Николаевич (RU),
Файзуллин Радик Рамзиевич (RU),
Магадеева Эльвира Рамизовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-24
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЗС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе. Способ включает отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости, определение характерного параметра, расчета температуры застывания по формуле. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или смесей, для определения которой определяют фракционный состав, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя температуру выкипания 96% фракции, по математической формуле. Технический результат - сокращение времени анализа, упрощение и удешевление способа. 3 табл.

Формула изобретения

Способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчетом температуры застывания по формуле, отличающийся тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции, по формуле

Т3=0,87 Т96% -321,7,

где Т3- температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;

Т96%- температура выкипания 96% фракции, °С; 0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЭС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе.

Известен метод определения температуры застывания [1], заключающийся в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным. Для определения температуры застывания используется прибор, содержащий пробирку с двойными стенками, мешалку и цилиндрический сосуд для охладительной смеси.

Недостатком данного метода является длительность определения (до 120 мин), сложность аппаратурного оформления (прибор ЛТЗ, термостат, баллон с углекислотой, прибор с зеркальным отражением света, устройство для отбора и содержания углекислоты и др.), необходимость использования дорогостоящих приборов и большого количества реактивов. Например, для заполнения сосуда Дьюара требуется 3 литра этилового спирта, при этом безвозвратные потери составляют 50 см3 на одно определение. Кроме того, этот способ не может быть использован в полевых условиях или на местах непосредственного применения топлива, а для точного и надежного определения данного показателя требуется навык лаборанта, проводящего анализ.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ определения температуры застывания [2], выбранный в качестве прототипа, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчета температуры застывания по формуле. Сущность способа заключается в пропускании пробы топлива через адсорбент, который затем промывают гексаном и ацетоном, взятым в количестве 1,3способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 1,4 см3 на 1 см3 топлива соответственно. Замеряют оптическую плотность смеси гексановой и ацетоновой вытяжек и определяют температуру застывания по формуле

tзаст=-KlnD

К - эмпирический коэффициент (К=22,8),

D - оптическая плотность смеси.

Недостатком данного способа является использование сложного, дорогостоящего прибора - рефрактометра, определяющего оптическую плотность смесей и невозможность использования метода в местах непосредственного применения топлива.

Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени определения, упрощение и удешевление способа.

Поставленная задача решается тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают по формуле:

Т 3=0,877 Т96% -321,7,

где Т 3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;

Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

Доказательство существенных отличий:

1. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива.

Известно [3, 4], что прямогонные дизельные топлива (ДТ) примерно на 95% состоят из углеводородов перерабатываемой нефти с температурами кипения, находящимися в пределах 150способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 400°С выкипания ДТ. Прямогонные ДТ относятся к летним видам, имеющим ограничения в применении по низкотемпературным свойствам (характеристикам), причем низкотемпературные свойства ДТ изменяются в достаточно широком диапазоне, определяемом, прежде всего, содержанием в них н-алканов с различными температурами кипения. На ухудшение низкотемпературной прокачиваемости оказывают влияние н-алканы, начиная с С19. О влиянии высокоплавких н-алканов (С19способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 C25) на низкотемпературные свойства ДТ указывается в работах зарубежных ученых, посвященных прогнозу температур предельной фильтруемости на основе их фракционного состава и содержания в них алканов нормального строения [3].

Основную массу нормальных углеводородов в товарных ДТ составляют н-алканы C8способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 11, но они в малой степени ухудшают низкотемпературные свойства топлива. Основную роль в ухудшении низкотемпературных свойств ДТ играют н-алканы С19способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 С25, причем чтобы ДТ имело температуру помутнения минус 5°С, необходимо их содержание не более 4%. Установлено, что именно н-алканы (С19способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 С25) сосредоточены в высококипящих фракциях, так как температуры их кипения составляют от 317°С до 394°С [4]. Поэтому температура выкипания 96% фракции, определяемая способом по ГОСТ 2477-99 [5], указывает на содержание в топливе тех или иных высокоплавких углеводородов либо их изомеров.

В таблице 1 представлены параметры некоторых образцов исследуемых топлив, их показатели качества, а также распределение нормальных н-алкановых углеводородов в зависимости от числа углеродных атомов. Причем следует обратить внимание на топлива с температурами начала кипения ниже 170°С (образцы 9способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 16), которые формально соответствуют по показаниям ГОСТ 305-82. Однако очень низкие температуры начала кипения свидетельствуют о наличии в данных образцах бензиновых или керосиновых фракций. Авторы отделили эту группу топлив и назвали их «смеси». Данные «смеси» повлияли на результаты экспериментов, однако рассматривать данные топлива как некондиционные из общего количества образцов было бы нецелесообразно, т.к. эти топлива дают реальное представление о качестве ДТ, поступающих к потребителю.

В двух выделенных группах наблюдалась общая закономерность - повышение температуры застывания при повышении температуры выкипания 96% фракции.

Таблица 1
Качественные характеристики летних видов дизельных топлив и их смесей.
№ брцазца Марка топлива Фракционный состав Температура застывания Т3 ПТФ Содержание н-алканов, % Содержание высокоплавких

Cl9-C25 , %
Температура выкипания фракций
Начала кипения10% 50% 96%
1 Л-0,2-62 192222 266347 -20-14 201,6
2 ГОСТ170 201254 348-18 -1420 2,72
3 305-82 180220 265349 -17-12 132,75
4 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 185 214243 349-21 -1319,3 1,38
5 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 187 207269 352-17 -1010,1 1,8
6 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 171 211269 353-14 -817,5 2,42
7 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 172 205266 355-12 -815 6,83
8 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 167 209261 358-11 -615,5 5,41
9 «смеси» 111 206263 349-21 -1534,5 1,15
10 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 136 205264 353-15 -1032,5 1,82
11 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 83 153224 354-24 -1817,5 1,04
12 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 91 191261 355-13,5 -625 2,7
13 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 125 186270 359-5 -319,5 12,0
14 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 108 153241 379-2 014,5 11,5
15 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 134 177249 360-8 -215,2 9,84
16 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 115 152242 381-12 -69,3 7,02

2. Температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции.

Сопоставив данные большого числа образцов летних ДТ по показателю выкипания 96% фракции, была составлена математическая модель для определения температуры застывания расчетным методом. Данная модель имеет вид:

Т3=0,87 Т96% -321,7,

где Т3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива,°С;

Т 96% - температура выкипания 96% фракции,°С

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

Так как исследовалось большое количество образцов, топлива условно объединили в группы по температурам выкипания 96% фракций. Были вычислены средние значения температур застывания образцов. В таблице 2 представлены результаты сравнительной оценки температур застывания стандартным [1], способом-прототипом и предлагаемым способами.

Таблица 2
Сравнительные результаты определения температуры застывания летних дизельных топлив.
№ образца Марка ДТспособ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 Т застывания, °С
Температура 96% фракции Средняя температура застывания, А Определение по ГОСТ 20287 Способ-Прототип [2] Предлагаемый способ
1.Л - 0,2-62 347 -20-20 -19-19,8
2. Л - 0,2-62348 -21 -18-19 -18,9
3. Л - 0,2-62 349-18,5 -19-18 -18,1
4. Л - 0,2-40 350-17 -18-16 -17,2
5. Л - 0,2-40 351-15,5 -16-16 -16,3
6. Л - 0,2-40 352-14,2 -16-15 -15,5
7. Л - 0,5-62 353-16,3 -15-14 -14,6
8. Л - 0,5-62 354-13,5 -14-13 -13,7
9. Л - 0,5-62 355-12,4 -14-13 -12,8
10. Л - 0,5-40 356-8,5 -13-12 -12
11. Л - 0,5-40 357-12,5 -12-10 -11,1
12. Л - 0,5-62 358-11,2 -11-10 -10,2
13. Л - 0,2-62 359-6,5 -11-10 -9,4
14. Л - 0,5-62 360-7 -8-9 -8,5

Анализ приведенных данных показал хорошую сходимость значений температуры застывания, полученных предлагаемым и стандартным методами.

Пример конкретного исполнения:

1. Отбирают пробу дизельного топлива (100 см3) (ГОСТ 305-82). Пробы образцов 1способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 14 представлены в таблице 2.

2. Определяют фракционный состав стандартным способом [4], фиксируют температуры начала кипения (для определения «смесей»), температуру 96% фракции. При наличии паспорта качества на поступившее топливо значения вышеуказанных показателей качества можно не определять, а использовать данные из паспорта качества.

Подставляют значения температуры 96% фракции в формулу:

Т 3=0,87 Т96%-321,7,

где Т 3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;

Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

3. Принимают решение о применении топлива в условиях низких температур.

Сравнительные данные способа определения температуры застывания по ГОСТ 20287 [1], способа-прототипа [2] и предлагаемого способа приведены в таблице 3.

Таблица 3
Сравнительные характеристики предлагаемого способа со способом-прототипом и стандартным способом.
№ п/пХарактеристика способаСпособ [1] Способ-прототип Предлагаемый способ
1. Время определения, мин (с учетом подготовки аппаратуры) 12060 40
2. Методика определения Сложная, т.к. необходимо использование дорогостоящих реактивов, специальных аппаратов, навыка лаборанта. Сложная, требующая специальных реагентов, навыка в работе с рефрактометром или ФЭК.Простая, т.к. не требует использования дорогостоящих реактивов, сложной аппаратуры и специальных навыков.
3.Цена затрат Дорогостоящий, т.к. используется дорогой реагент - углекислота, этиловый спирт. Потери реагентов невосполнимы. Дорогостоящий, т.к. используются дорогие приборы ФЭК или рефрактометр. Недорогой, не требует затрат на реактивы и специальную аппаратуру.

Таким образом, предлагаемый способ может быть использован для получения оперативной информации об одном из показателей низкотемпературной прокачиваемости, а именно о температуре застывания, и пополнить ряд альтернативных способов определения низкотемпературных показателей качества. Предложенная эмпирическая формула позволяет на основании данных паспорта качества быстро и с достаточно высокой точностью определить температуру застывания дизельных топлив.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания».

2. Авторское свидетельство № 1723508 (СССР). Способ определения температуры застывания дизельного топлива. /Авзалов А.Ф., Литвиненко А.Н., Маньшев Д.А. - Опубл. в Б.И. № 12, 1992 - прототип.

3. Petrovik K.,Stojanovik L., Vitorvik D. - Ropa a Uhlie, 1976, v.18, N 6, p.341способ определения температуры застывания летних видов дизельных   топлив и/или их смесей, патент № 2364858 343.

4. Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах.-М.: Химия, 1980. - 207 с.

5. ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава».

Класс G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств

калориметр переменной температуры (варианты) -  патент 2529664 (27.09.2014)
способ выявления массовой скорости выгорания древесины в перекрытии здания -  патент 2529651 (27.09.2014)
способ определения коэффициента теплового объемного расширения жидкости -  патент 2529455 (27.09.2014)
способ определения теплозащитных свойств материалов и пакетов одежды -  патент 2527314 (27.08.2014)
способ измерения теплопроводности и теплового сопротивления строительной конструкции -  патент 2527128 (27.08.2014)
способ определения степени повреждения силосного корпуса элеватора из сборного железобетона -  патент 2525313 (10.08.2014)
способ определения теплоты адсорбции и теплоты смачивания поверхности и измерительная ячейка калориметра -  патент 2524414 (27.07.2014)
способ измерения тепловых эффектов дифференциальным модуляционным сканирующим калориметром и калориметр для его осуществления -  патент 2523760 (20.07.2014)
способ определения удельной теплоемкости материалов -  патент 2523090 (20.07.2014)
способ определения влагоемкости твердых гигроскопичных объектов -  патент 2522754 (20.07.2014)

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)
Наверх