способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей
Классы МПК: | G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ |
Автор(ы): | Литвиненко Анатолий Николаевич (RU), Файзуллин Радик Рамзиевич (RU), Магадеева Эльвира Рамизовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Литвиненко Анатолий Николаевич (RU), Файзуллин Радик Рамзиевич (RU), Магадеева Эльвира Рамизовна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-09-24 публикация патента:
20.08.2009 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЗС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе. Способ включает отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости, определение характерного параметра, расчета температуры застывания по формуле. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или смесей, для определения которой определяют фракционный состав, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя температуру выкипания 96% фракции, по математической формуле. Технический результат - сокращение времени анализа, упрощение и удешевление способа. 3 табл.
Формула изобретения
Способ определения температуры застывания летних видов дизельных топлив и/или их смесей, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчетом температуры застывания по формуле, отличающийся тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции, по формуле
Т3=0,87 Т96% -321,7,
где Т3- температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96%- температура выкипания 96% фракции, °С; 0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам определения температуры застывания дизельного топлива, и может быть использовано в местах применения топлива на технике, на автозаправочных станциях (АЭС), в организациях нефтепродуктообеспечения, а также в научно-исследовательской работе.
Известен метод определения температуры застывания [1], заключающийся в предварительном нагревании образца испытуемого нефтепродукта с последующим охлаждением его с заданной скоростью до температуры, при которой образец остается неподвижным. Для определения температуры застывания используется прибор, содержащий пробирку с двойными стенками, мешалку и цилиндрический сосуд для охладительной смеси.
Недостатком данного метода является длительность определения (до 120 мин), сложность аппаратурного оформления (прибор ЛТЗ, термостат, баллон с углекислотой, прибор с зеркальным отражением света, устройство для отбора и содержания углекислоты и др.), необходимость использования дорогостоящих приборов и большого количества реактивов. Например, для заполнения сосуда Дьюара требуется 3 литра этилового спирта, при этом безвозвратные потери составляют 50 см3 на одно определение. Кроме того, этот способ не может быть использован в полевых условиях или на местах непосредственного применения топлива, а для точного и надежного определения данного показателя требуется навык лаборанта, проводящего анализ.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ определения температуры застывания [2], выбранный в качестве прототипа, включающий отбор фиксированного количества пробы анализируемой жидкости с последующим определением характерного параметра и расчета температуры застывания по формуле. Сущность способа заключается в пропускании пробы топлива через адсорбент, который затем промывают гексаном и ацетоном, взятым в количестве 1,3 1,4 см3 на 1 см3 топлива соответственно. Замеряют оптическую плотность смеси гексановой и ацетоновой вытяжек и определяют температуру застывания по формуле
tзаст=-KlnD
К - эмпирический коэффициент (К=22,8),
D - оптическая плотность смеси.
Недостатком данного способа является использование сложного, дорогостоящего прибора - рефрактометра, определяющего оптическую плотность смесей и невозможность использования метода в местах непосредственного применения топлива.
Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени определения, упрощение и удешевление способа.
Поставленная задача решается тем, что в качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой определяют фракционный состав пробы топлива, а температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают по формуле:
Т 3=0,877 Т96% -321,7,
где Т 3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Доказательство существенных отличий:
1. В качестве характерного параметра используют температуру выкипания 96% фракции анализируемых дизельных топлив и/или их смесей, для определения которой предварительно определяют фракционный состав пробы топлива.
Известно [3, 4], что прямогонные дизельные топлива (ДТ) примерно на 95% состоят из углеводородов перерабатываемой нефти с температурами кипения, находящимися в пределах 150 400°С выкипания ДТ. Прямогонные ДТ относятся к летним видам, имеющим ограничения в применении по низкотемпературным свойствам (характеристикам), причем низкотемпературные свойства ДТ изменяются в достаточно широком диапазоне, определяемом, прежде всего, содержанием в них н-алканов с различными температурами кипения. На ухудшение низкотемпературной прокачиваемости оказывают влияние н-алканы, начиная с С19. О влиянии высокоплавких н-алканов (С19 C25) на низкотемпературные свойства ДТ указывается в работах зарубежных ученых, посвященных прогнозу температур предельной фильтруемости на основе их фракционного состава и содержания в них алканов нормального строения [3].
Основную массу нормальных углеводородов в товарных ДТ составляют н-алканы C8 11, но они в малой степени ухудшают низкотемпературные свойства топлива. Основную роль в ухудшении низкотемпературных свойств ДТ играют н-алканы С19 С25, причем чтобы ДТ имело температуру помутнения минус 5°С, необходимо их содержание не более 4%. Установлено, что именно н-алканы (С19 С25) сосредоточены в высококипящих фракциях, так как температуры их кипения составляют от 317°С до 394°С [4]. Поэтому температура выкипания 96% фракции, определяемая способом по ГОСТ 2477-99 [5], указывает на содержание в топливе тех или иных высокоплавких углеводородов либо их изомеров.
В таблице 1 представлены параметры некоторых образцов исследуемых топлив, их показатели качества, а также распределение нормальных н-алкановых углеводородов в зависимости от числа углеродных атомов. Причем следует обратить внимание на топлива с температурами начала кипения ниже 170°С (образцы 9 16), которые формально соответствуют по показаниям ГОСТ 305-82. Однако очень низкие температуры начала кипения свидетельствуют о наличии в данных образцах бензиновых или керосиновых фракций. Авторы отделили эту группу топлив и назвали их «смеси». Данные «смеси» повлияли на результаты экспериментов, однако рассматривать данные топлива как некондиционные из общего количества образцов было бы нецелесообразно, т.к. эти топлива дают реальное представление о качестве ДТ, поступающих к потребителю.
В двух выделенных группах наблюдалась общая закономерность - повышение температуры застывания при повышении температуры выкипания 96% фракции.
Таблица 1 | |||||||||
Качественные характеристики летних видов дизельных топлив и их смесей. | |||||||||
№ брцазца | Марка топлива | Фракционный состав | Температура застывания Т3 | ПТФ | Содержание н-алканов, % | Содержание высокоплавких Cl9-C25 , % | |||
Температура выкипания фракций | |||||||||
Начала кипения | 10% | 50% | 96% | ||||||
1 | Л-0,2-62 | 192 | 222 | 266 | 347 | -20 | -14 | 20 | 1,6 |
2 | ГОСТ | 170 | 201 | 254 | 348 | -18 | -14 | 20 | 2,72 |
3 | 305-82 | 180 | 220 | 265 | 349 | -17 | -12 | 13 | 2,75 |
4 | 185 | 214 | 243 | 349 | -21 | -13 | 19,3 | 1,38 | |
5 | 187 | 207 | 269 | 352 | -17 | -10 | 10,1 | 1,8 | |
6 | 171 | 211 | 269 | 353 | -14 | -8 | 17,5 | 2,42 | |
7 | 172 | 205 | 266 | 355 | -12 | -8 | 15 | 6,83 | |
8 | 167 | 209 | 261 | 358 | -11 | -6 | 15,5 | 5,41 | |
9 | «смеси» | 111 | 206 | 263 | 349 | -21 | -15 | 34,5 | 1,15 |
10 | 136 | 205 | 264 | 353 | -15 | -10 | 32,5 | 1,82 | |
11 | 83 | 153 | 224 | 354 | -24 | -18 | 17,5 | 1,04 | |
12 | 91 | 191 | 261 | 355 | -13,5 | -6 | 25 | 2,7 | |
13 | 125 | 186 | 270 | 359 | -5 | -3 | 19,5 | 12,0 | |
14 | 108 | 153 | 241 | 379 | -2 | 0 | 14,5 | 11,5 | |
15 | 134 | 177 | 249 | 360 | -8 | -2 | 15,2 | 9,84 | |
16 | 115 | 152 | 242 | 381 | -12 | -6 | 9,3 | 7,02 |
2. Температуру застывания летних дизельных топлив и/или их смесей рассчитывают, используя значение температуры выкипания 96% фракции.
Сопоставив данные большого числа образцов летних ДТ по показателю выкипания 96% фракции, была составлена математическая модель для определения температуры застывания расчетным методом. Данная модель имеет вид:
Т3=0,87 Т96% -321,7,
где Т3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива,°С;
Т 96% - температура выкипания 96% фракции,°С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
Так как исследовалось большое количество образцов, топлива условно объединили в группы по температурам выкипания 96% фракций. Были вычислены средние значения температур застывания образцов. В таблице 2 представлены результаты сравнительной оценки температур застывания стандартным [1], способом-прототипом и предлагаемым способами.
Таблица 2 | ||||||
Сравнительные результаты определения температуры застывания летних дизельных топлив. | ||||||
№ образца | Марка ДТ | Т застывания, °С | ||||
Температура 96% фракции | Средняя температура застывания, А | Определение по ГОСТ 20287 | Способ-Прототип [2] | Предлагаемый способ | ||
1. | Л - 0,2-62 | 347 | -20 | -20 | -19 | -19,8 |
2. | Л - 0,2-62 | 348 | -21 | -18 | -19 | -18,9 |
3. | Л - 0,2-62 | 349 | -18,5 | -19 | -18 | -18,1 |
4. | Л - 0,2-40 | 350 | -17 | -18 | -16 | -17,2 |
5. | Л - 0,2-40 | 351 | -15,5 | -16 | -16 | -16,3 |
6. | Л - 0,2-40 | 352 | -14,2 | -16 | -15 | -15,5 |
7. | Л - 0,5-62 | 353 | -16,3 | -15 | -14 | -14,6 |
8. | Л - 0,5-62 | 354 | -13,5 | -14 | -13 | -13,7 |
9. | Л - 0,5-62 | 355 | -12,4 | -14 | -13 | -12,8 |
10. | Л - 0,5-40 | 356 | -8,5 | -13 | -12 | -12 |
11. | Л - 0,5-40 | 357 | -12,5 | -12 | -10 | -11,1 |
12. | Л - 0,5-62 | 358 | -11,2 | -11 | -10 | -10,2 |
13. | Л - 0,2-62 | 359 | -6,5 | -11 | -10 | -9,4 |
14. | Л - 0,5-62 | 360 | -7 | -8 | -9 | -8,5 |
Анализ приведенных данных показал хорошую сходимость значений температуры застывания, полученных предлагаемым и стандартным методами.
Пример конкретного исполнения:
1. Отбирают пробу дизельного топлива (100 см3) (ГОСТ 305-82). Пробы образцов 1 14 представлены в таблице 2.
2. Определяют фракционный состав стандартным способом [4], фиксируют температуры начала кипения (для определения «смесей»), температуру 96% фракции. При наличии паспорта качества на поступившее топливо значения вышеуказанных показателей качества можно не определять, а использовать данные из паспорта качества.
Подставляют значения температуры 96% фракции в формулу:
Т 3=0,87 Т96%-321,7,
где Т 3 - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;
Т96% - температура выкипания 96% фракции, °С
0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.
3. Принимают решение о применении топлива в условиях низких температур.
Сравнительные данные способа определения температуры застывания по ГОСТ 20287 [1], способа-прототипа [2] и предлагаемого способа приведены в таблице 3.
Таблица 3 | ||||
Сравнительные характеристики предлагаемого способа со способом-прототипом и стандартным способом. | ||||
№ п/п | Характеристика способа | Способ [1] | Способ-прототип | Предлагаемый способ |
1. | Время определения, мин (с учетом подготовки аппаратуры) | 120 | 60 | 40 |
2. | Методика определения | Сложная, т.к. необходимо использование дорогостоящих реактивов, специальных аппаратов, навыка лаборанта. | Сложная, требующая специальных реагентов, навыка в работе с рефрактометром или ФЭК. | Простая, т.к. не требует использования дорогостоящих реактивов, сложной аппаратуры и специальных навыков. |
3. | Цена затрат | Дорогостоящий, т.к. используется дорогой реагент - углекислота, этиловый спирт. Потери реагентов невосполнимы. | Дорогостоящий, т.к. используются дорогие приборы ФЭК или рефрактометр. | Недорогой, не требует затрат на реактивы и специальную аппаратуру. |
Таким образом, предлагаемый способ может быть использован для получения оперативной информации об одном из показателей низкотемпературной прокачиваемости, а именно о температуре застывания, и пополнить ряд альтернативных способов определения низкотемпературных показателей качества. Предложенная эмпирическая формула позволяет на основании данных паспорта качества быстро и с достаточно высокой точностью определить температуру застывания дизельных топлив.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 20287-91 «Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания».
2. Авторское свидетельство № 1723508 (СССР). Способ определения температуры застывания дизельного топлива. /Авзалов А.Ф., Литвиненко А.Н., Маньшев Д.А. - Опубл. в Б.И. № 12, 1992 - прототип.
3. Petrovik K.,Stojanovik L., Vitorvik D. - Ropa a Uhlie, 1976, v.18, N 6, p.341 343.
4. Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах.-М.: Химия, 1980. - 207 с.
5. ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава».
Класс G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств
Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ