составная разъемная щетка с замковой частью
Классы МПК: | H01R39/18 контакты, взаимодействующие с коллектором или контактным кольцом, например контактная щетка |
Автор(ы): | Степанов Евгений Леонидович (RU), Рылов Юрий Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Степанов Евгений Леонидович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-11-16 публикация патента:
20.08.2009 |
Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции электрических щеток для тяговых электрических машин, работающих в условиях повышенных нагрузок - электрических и динамических, например тяговых электродвигателей подвижного состава. Технический результат состоит в увеличении срока эксплуатации (ресурса) электрощеток электрических машин (дополнительно на 30÷50%) в зависимости от их конструкции. Каждая щетка по радиальному размеру разделена на токоподводящий и сменный элементы с плоскостями соприкосновения, выполненными в виде замка (ласточкин хвост или овал) с подвижной посадкой, что позволяет фиксировать положение щетки в окне щеткодержателя, обеспечивает хороший электрический контакт и их смену. 1 ил.
Формула изобретения
Составная разъемная электрощетка с замковой частью устанавливается в коллекторно-щеточный узел электрической машины постоянного тока, который включает в себя щеткодержатель и установленную в нем данную электрощетку, подпружиненную в сторону коллектора нажимным механизмом, отличающаяся тем, что данная электрощетка выполнена составной разъемной с замковой частью, состоящей из верхней части с закрепленным на ней токоведущим проводом и нижней сменной частью с плоскостями соприкосновения по подвижной посадке, выполненными профильными в виде ласточкиного хвоста или овала, и этот профиль играет роль замка.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике и касается электрографитированных щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и динамических нагрузок, например, тяговых электродвигателей железнодорожного и городского транспорта.
Известна щетка для электрической машины, содержащая скошенную относительно оси под углом в верхней плоскости площадку для нажимного устройства, с определенными соотношениями угла скоса площадки к величине удельного нажатия и определенными соотношениями тангенциального и радиального размеров щеки (патент РФ № 2150772, кл. Н01R 39/18, 39/40).
Применение данной конструкции щетки позволяет стабилизировать процесс токосъема, ликвидировать образование «двойного зеркала» на контактной поверхности щеток, однако устойчивость щетки против внешних возмущающих усилий от силы трения в зоне скользящего контакта не обеспечивается, что приводит также к заволакиванию коллекторных пластин. Кроме того, данное техническое решение позволяет использовать только сплошные щетки, что не обеспечивает требования по коммутации электрической машины с предельными значениями электрической мощности в условиях повышенных электрических и динамических нагрузок.
Известна щетка для электрической машины, состоящая из двух разрезных частей с токоведущими проводами, с раздельным нажатием на каждую часть нажимного элемента (А.М.Бордаченко, Б.В.Гнездов. «Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов». М.: Транспорт, 1974, 158 с., стр.19, рис.3.4, 20-прототип). С точки зрения стабильности контакта, равномерности распределения давления это наиболее благоприятное решение.
Предложенные электрощетки (патент РФ № 2274935 С1, кл. Н01R 39/18, H01R 39/40 2006.01) состоят из двух разрезных частей: токопроводящую и рабочую с плоскостями соприкосновения. Плоскости соприкосновения разрезных частей образуют направленный в сторону контактной поверхности клин с углом 124-152°, причем отношение угла клина к величине нажатия выбирают 2.48-4.34 град кПа. Отношение тангенциального размера к радиальному размеру рабочего элемента, измеренному от вершины угла клина до контактной поверхности, составляет 0.70-0.85.
Эти электрощетки показали свою работоспособность при эксплуатационных испытаниях, например Горький - Сортировочный. Электровоз ВЛ80С.
Составная щетка (патент РФ № 51792 Ul, H01R 39/40 2006.01) также показала хорошую работоспособность на городском электрическом транспорте г.Казани и других городах России.
Существенный недостаток всех этих щеток в эксплуатации, где требуется на техническом обслуживании (ТО) и технических ремонтах (TP) проверить свободность хода щетки в окне щеткодержателя путем продергивания или их смена. При смене щеток на TP изнашиваемую часть очень сложно удалить из окна щеткодержателя, особенно если нет поворотной траверсы у электродвигателя, а также проконтролировать ее высоту и техническое состояние.
Задача изобретения - упростить смену и контроль за электрощеткой в процессе эксплуатации на ТО и TP и повышение достоверной информации о ее состоянии. Работа данной электрощетки ни чем не отличается от стандартной, используемой в данный период времени на подвижном составе железнодорожного и городского транспорта. Она устойчиво передает нажатие на коллектор и тем самым обеспечивает стабильный электрический контакт между коллектором и составной разъемной щеткой, несмотря на наличие замковой части. При этом сохраняются все характеристики электрощетки: физико-механические, химические и коллекторные.
Достоинством предлагаемой модели электрической составной разъемной щетки является наличие замковой части, которая выполнена по подвижной посадке, с плоскостями соприкосновения в виде ласточкиного хвоста или овала. Данная конструкция позволяет выполнять все требования инструкций по обслуживанию и ремонту коллекторно-щеточного узла тяговых электрических машин подвижного состава в эксплуатации.
Сущность изобретения предлагаемой составной разъемной щетки с замковой частью поясняется чертежом.
Составная разъемная электрощетка с замковой частью устанавливается в гильзе 1 щеткодержателя и состоит из двух частей: основной 2, посредством которой осуществляется подвод электроэнергии от щеткодержательного аппарата, и сменной графитовой вставки 3, скользящей по коллектору 4, прижим к коллектору осуществляется с помощью пружины 5. Положение составной разъемной щетки в окне щеткодержателя фиксируется замковой частью 6, которая выполнена по подвижной посадке, в виде ласточкиного хвоста или овала, что также обеспечивает хороший электрический контакт. По мере эксплуатации электрической машины сменная графитовая вставка должна контролироваться по высоте.
Таким образом, составная разъемная электрощетка с замковой частью обеспечивает простоту смены изнашиваемой части на всех видах плановых ремонтов (ТО и TP) подвижного состава.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ № 2150772, кл. Н01R 39/18, 39/40.
2. Патент РФ № 2274935 C1, кл. H01R 39/18, H01R 39/40 2006.01.
3. БОРДАЧЕНКО А.Ю. ГНЕЗДИЛОВ Б.В. Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов. - М.: Транспорт, 1974, с.19, рис.3, рис.4, рис.20.
4. Патент РФ № 51792 U1, H01R 39/40 2006.01.
5.Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ. М.: «Транспорт», 1985, стр.327.
Класс H01R39/18 контакты, взаимодействующие с коллектором или контактным кольцом, например контактная щетка
щетка для электрических машин - патент 2416847 (20.04.2011) | |
щетка для электрической машины - патент 2274935 (20.04.2006) | |
щетка для электрической машины - патент 2150772 (10.06.2000) | |
контактный узел преимущественно для космических аппаратов - патент 2115981 (20.07.1998) | |
щетка для электрической машины - патент 2031498 (20.03.1995) | |
щетка для электрической машины - патент 2025843 (30.12.1994) |