конструкция и способ возведения автомобильных дорог
Классы МПК: | E01C21/00 Способы и устройства для укрепления грунтового покрытия при строительстве дорог или для подобных целей, например смешивание минерального материала с вяжущим материалом |
Патентообладатель(и): | Холмянский Игорь Антонович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-01-29 публикация патента:
27.08.2009 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве конструкций автомобильных дорог. Цель изобретения - повышение несущей способности автомобильных дорог. Конструкция дороги содержит геотекстильную ткань 1, земляное полотно 2, слой щебня 3, замковые соединения геотекстиля 4, слой асфальтобетона 5, причем геотекстильная ткань обволакивает земляное полотно 2 и слой щебня 3 замкнутой оболочкой. Это дает возможность при уплотнении повысить плотность слоев щебня и земляного полотна и увеличить нагрузочную способность дороги. В предложенной конструкции геотекстильная ткань 1 может укладываться отдельными полотнами соединяемыми замками 4, кроме того, для увеличения прочности соединения замки прошиты шпильками, а для дорог большой ширины предусмотрено применение геоткстиля с якорными буртами и отсутствием оболочки из геотекстиля в основании дороги. Шпилька с одной стороны имеет плоскую головку упирающуюся в асфальтобетон, а с другой стороны - острую головку, которая прошивает замок и удерживается выступом от выпадания до укладки асфальтобетона. Процесс возведения дорожной конструкции заключается в том, что на подготовленный по высотным отметкам участок укладывается геотекстиль, в два-три раза (в зависимости от высоты земляного полотна) превышающий ширину полотна дороги, затем возводится земляное полотно, укладывается слой щебня и выступающие края геотекстиля по бокам дороги заворачивают поверх щебня, соединяют в замок, пропитывают битумом или другим крепителем и сверху укладывают асфальтобетон. При заворачивании боковин геотекстиля одновременно заворачивают геотекстиль по торцам дороги, образуя из него замкнутую оболочку. В случае необходимости в замки устанавливают шпильки и применяют геотекстильное полотно с якорными буртами для экономии геотекстиля в основании дороги. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Конструкция автомобильной дороги, содержащая земляное полотно, дорожную одежду в виде асфальтобетона, отличающаяся тем, что она содержит геотекстильное полотно, выполненное в виде одной или нескольких полос, края которых соединены замковыми соединениями с образованием оболочки, в которой расположено земляное полотно со слоем щебня, пропитанной битумом, и сверху расположен асфальтобетон, при этом полосы, прилегающие к основанию дороги, имеют якорные бурты, между которыми в основании дороги отсутствует геотекстильное полотно или края геотекстильного полотна по бокам и по торцам участка дороги соединены замковыми соединениями, образуя замкнутую оболочку.
2. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что замковые соединения прошиты шпильками с шагом по длине дороги и имеют плоскую головку, прилегающую к дорожной одежде, а другой конец шпильки заострен и имеет выступ для удержания в геотекстильном полотне.
3. Способ возведения автомобильной дороги, включающий подготовку земляного полотна, укладку дорожной одежды в виде асфальтобетона, отличающийся тем, что укладывают на основание дороги геотекстильное полотно с образованием оболочки из одной или нескольких с замковыми соединениями полос, в которую укладывают земляное полотно и слой щебня, при этом полосы геотекстильного полотна укладывают на основание дороги с якорными буртами, между которыми отсутствует геотекстильное полотно, или края геотекстильного полотна по бокам и по торцам участка дороги заворачивают поверх уложенных слоев и соединяют замковыми соединениями, образуя замкнутую оболочку.
4. Способ возведения автомобильной дороги по п.3, отличающийся тем, что при этом замковые соединения прошивают шпильками с шагом по длине дороги, после чего оболочку пропитывают битумом и сверху на нее укладывают асфальтобетон.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве конструкций автомобильных дорог.
Известно применение геотекстиля в дорожном строительстве: патенты фирм Polyfelt, Тенсар AR-C, Тенсар Гласстекс, HaTelit, патент США № 4572705, кл. E02B 3/2, а.с. СССР № 1105539, кл. E01C 21/00, 1984; а.с. № 1791508 A1, кл. E01C 21/00 и др.
Известен способ возведения дорожной конструкции, включающий укладку дорожной одежды на синтетическое полотно или геотекстиль с различной крупностью ячеек. Однако этот метод не позволяет уплотнить грунт земляного полотна на обочинах и откосах в такой же степени, как под дорожной одеждой. Кроме того, дорожная одежда, уложенная на земельное полотно, выдавливает из-под себя со временем грунт, ничем не ограниченный по краям дороги, что приводит к короблению дорожной одежды, возникновению трещин и повышению динамических нагрузок. Это ограничивает увеличение долговечности.
Цель изобретения - повышение несущей способности автомобильных дорог.
Предлагаемая конструкция автомобильной дороги содержит земляное полотно и слой щебня, завернутые в геотекстиль, с замковым соединением кромок геотекстиля, образующего рукав, в котором заключены земляное полотно (или его часть) и слой щебня. Поверх геотекстиля уложен асфальтобетон и уплотнен по соответствующей технологии. При этом пред укладкой асфальтобетона в начале участка дороги и в конце геотекстиль подворачивают к замковым соединениям.
Такое выполнение конструкции дороги позволяет более равномерно уплотнить зажатое в геотекстиль земляное полотно и щебень, получить более высокую плотность по всему объему и соответственно более высокую нагрузочную способность дороги.
Процесс возведения дорожной конструкции заключается в том, что на подготовленный по высотным отметкам участок укладывается геотекстиль, в два-три раза (в зависимости от высоты земляного полотна) превышающий ширину полотна дороги, затем возводится земляное полотно, укладывается слой щебня и выступающие края геотекстиля по бокам дороги заворачивают поверх щебня, соединяют в замок, пропитывают битумом или другим крепителем и сверху укладывают асфальтобетон. При заворачивании боковин геотекстиля одновременно заворачивают геотекстиль по торцам дороги, образуя из него замкнутую оболочку.
Изобретение поясняется чертежами фиг.1, 2, 3 и 4. На фиг.1 изображена конструкция дороги из одного полотна геотекстиля с одним из видов замкового соединения: 1 - геотекстиль, 2 - земляное полотно, 3 - слой щебня, 4 - замковое соединение геотекстиля, 5 - слой асфальтобетона. На фиг.2 приведена конструкция дороги с тремя полотнами геотекстиля и тремя замками. Такая конструкция наиболее применима при большой ширине дороги. На фиг.3 показана конструкция дороги, у которой замок 4 прошит шпилькой 6. Шпилька 6 может быть изготовлена из металла или из прочной пластмассы. Стержень шпильки 6 с одной стороны имеет плоскую головку 7, упирающуюся в асфальтобетон, а с другой стороны - острую головку 8 с выступом 9, которая прошивает замок 4 и удерживается от выпадания выступом 9 до укладки асфальтобетона. На фиг.4 дана конструкция дороги с двумя полотнами геотекстиля с якорными буртами 10 и отсутствием оболочки из геотекстиля в основании дороги 11. Данный вариант найдет широкое применение для дорог значительной ширины при сохранении всех преимуществ первого варианта, приведенного на фиг.1.
Как показали выполненные исследования, указанная конструкция может значительно увеличить срок службы автомобильных дорог.
Класс E01C21/00 Способы и устройства для укрепления грунтового покрытия при строительстве дорог или для подобных целей, например смешивание минерального материала с вяжущим материалом