комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала и способ его использования
Классы МПК: | E02B5/04 судоходные каналы |
Автор(ы): | Глухих Виктор Константинович (RU), Колмогоров Владимир Прокопьевич (RU), Козлов Леонид Николаевич (RU), Лучанский Григорий Эммануилович (RU), Есиновский Виктор Аронович (RU), Левачев Станислав Николаевич (RU), Мельник Григорий Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ДИРЕКЦИЯ ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОРСКОЙ КАНАЛ "ЕВРАЗИЯ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-02-29 публикация патента:
27.08.2009 |
Изобретение относится к области гидротехнического строительства судоходных каналов, соединяющих водные бассейны морей или рек. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов. В соседнем речном бассейне, вне трассы судоходного канала, на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум упомянутым бассейнам рек, расположен водоподводящий канал. В состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из соседнего речного бассейна, в паводковый период и перераспределяющим аккумулированный объем воды через систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов. Изобретение позволяет повысить надежность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточность, а также расширить возможности по регулированию паводковой ситуации. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, отличающийся тем, что в соседнем речном бассейне, вне трассы судоходного канала на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум упомянутым бассейнам рек, расположен водоподводящий канал, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из упомянутого соседнего речного бассейна вне трассы судоходного канала, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через упомянутую систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
2. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что регуляционное водохранилище расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела одного из речных бассейнов, в котором располагается трасса судоходного канала.
3. Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, отличающийся тем, что регуляционное водохранилище расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела речного бассейна, в котором не располагается трасса судоходного канала.
4. Способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала по п.1, заключающийся в том, что аккумулируют воду из соседнего речного бассейна, расположенного вне трассы судоходного канала на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум бассейнам рек, в которых расположен упомянутый судоходный канал, в регуляционном водохранилище в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, транспортируют воду в течение всего годового судоходного периода из регуляционного водохранилища через систему водоподводящих каналов в судоходный канал, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода.
Описание изобретения к патенту
Область техники
Изобретение относится к области гидротехнического строительства, конкретно к судоходным каналам, предназначенным для уменьшения судового хода между бассейнами морей или рек.
Уровень техники
Аналогом предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать канал Иртыш-Караганда, описанный в источнике: Большая Советская Энциклопедия, 3 издание, М., изд-во «Сов. Энциклопедия», 1979 г., с.312-314. Аналог содержит систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
Недостатками аналога являются недостаточно высокая надежность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточность, недостаточно широкие возможности по регулированию паводковой ситуации.
Наиболее близким аналогом для предлагаемого комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала можно считать «Водопроводный, судоходный канал», патент РФ на полезную модель № 33130, опублик. 10.10.2003 г., МПК E02B 5/04, включающий систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
Недостатками наиболее близкого аналога являются недостаточно высокая надежность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточность, недостаточно широкие возможности по регулированию паводковой ситуации.
Раскрытие изобретения
Наблюдаемое в последний период изменение климата, обусловленное повышением среднегодовой температуры, приводит к повышению контрастности климатических явлений. Примером могут служить локальные рекорды по количеству выпадающих осадков. Для компенсации локальной климатической контрастности и обеспечения регулирования паводков и, как следствие, повышения надежности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала целесообразно увеличить площадь водосбора за счет использования дополнительных бассейнов рек, в том числе отделенных от бассейнов рек, расположенных в пределах трассы канала, водоразделами, и аккумулировать воду в регуляционном водохранилище.
Задача изобретения - повысить надежность и экономическую эффективность работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала.
Технические результаты изобретения - повышение надежности работы комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала и его приточности, расширение возможностей по регулированию паводковой ситуации.
Технические результаты достигаются тем, что комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны двух морей и/или рек, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения, расположенных по склонам водораздела между двумя упомянутыми бассейнами, а также систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов, причем в соседнем речном бассейне, вне трассы судоходного канала, на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум упомянутым бассейнам рек, расположен водоподводящий канал, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с регуляционным водохранилищем, аккумулирующим воду, в том числе из упомянутого соседнего речного бассейна вне трассы судоходного канала, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через упомянутую систему водоподводящих каналов для обеспечения водой шлюзования судов.
Технические результаты достигаются также тем, что регуляционное водохранилище может быть расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела одного из речных бассейнов, в котором располагается трасса судоходного канала.
Технические результаты достигаются также тем, что регуляционное водохранилище может быть расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела речного бассейна, в котором не располагается трасса судоходного канала.
Технические результаты достигаются тем, что способ использования комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала заключается в том, что аккумулируют воду из соседнего речного бассейна, расположенного вне трассы судоходного канала на склоне водораздела бассейна реки, примыкающего к двум бассейнам рек, в котором расположен упомянутый судоходный канал, в регуляционном водохранилище в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, транспортируют воду в течение всего годового судоходного периода из регуляционного водохранилища через систему водоподводящих каналов в судоходный канал, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 представлена схема комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с расположением регуляционного водохранилища вне трассы судоходного канала со стороны водораздела одного из речных бассейнов, в котором располагается трасса судоходного канала.
На фиг.2 представлена схема комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала с расположением регуляционного водохранилища вне трассы судоходного канала со стороны водораздела одного из речных бассейнов, в котором не располагается трасса судоходного канала.
Осуществление изобретения
Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала, соединяющего водные бассейны 1 и 2 двух морей и/или рек 3 и 4 с водоразделом 5, включает систему шлюзов и водохранилищ транспортного назначения 6, расположенных по склонам 7 и 8 водораздела между бассейнами 1 и 2, а также систему водоподводящих каналов 9, 10 для обеспечения водой шлюзования судов, причем в соседнем речном бассейне 11, вне трассы судоходного канала, на склоне водораздела 12 речного бассейна 11, примыкающего к бассейнам 1 и 2 рек, расположен водоподводящий канал 13, в состав гидротехнических сооружений комплекса включен гидроузел с регуляционным водохранилищем 14, аккумулирующим воду, в том числе из речного бассейна 11, в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, и перераспределяющим аккумулированный объем воды на весь годовой судоходный период через систему водоподводящих каналов 9, 10 для обеспечения водой шлюзования судов.
Регуляционное водохранилище 14 может быть расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела одного из речных бассейнов 1 или 2.
Регуляционное водохранилище 14 может быть расположено вне трассы судоходного канала со стороны водораздела речного бассейна 11.
Комплекс гидротехнических сооружений судоходного канала работает следующим образом. Аккумулируют воду, используя водоподводящий канал 13, из речного бассейна 11, расположенного вне трассы судоходного канала на склоне водораздела 12 речного бассейна 11, примыкающего к двум бассейнам 1 и 2 рек, в котором расположен судоходный канал, в регуляционном водохранилище 14 в паводковый период в количестве, достаточном для годового шлюзования при расчетном грузообороте по обоим склонам канала, транспортируют воду в течение всего годового судоходного периода из регуляционного водохранилища 14 через систему водоподводящих каналов 9, 10 в судоходный канал, перераспределяют аккумулированный объем воды по обоим склонам судоходного канала в течение всего годового судоходного периода.
Изготовление комплекса гидротехнических сооружений судоходного канала может быть осуществлено из известных материалов известными способами, а осуществление способа его работы может быть проведено известными методами, например машинным или самотеком.
Класс E02B5/04 судоходные каналы