подшипник качения

Классы МПК:F16C19/34 радиально-упорные 
F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия" (ФГОУ ВПО АЧГАА) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-02-20
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. Подшипник качения содержит наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется по формуле, и расположенные между кольцами конические тела качения. Форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

подшипник качения, патент № 2365798

где а - свободный член, a=s; b - коэффициент,

подшипник качения, патент № 2365798

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника. Технический результат: постепенная разгрузка тел качения от рабочей нагрузки и сил трения скольжения, улучшение условий смазки, снижение вибрации и шумности работы подшипника качения. 2 ил.

подшипник качения, патент № 2365798 подшипник качения, патент № 2365798

Формула изобретения

Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

подшипник качения, патент № 2365798

где l - длина местного углубления;

d max - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения, отличающийся тем, что форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

подшипник качения, патент № 2365798

где а - свободный член, a=s;

b - коэффициент, подшипник качения, патент № 2365798

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения.

Известен подшипник качения (1), содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности, и расположенные между кольцами конические тела качения.

Недостатком такой конструкции подшипника является то, что средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, выполненное на небольшом участке, не может обеспечить плавную разгрузку и нагрузку тел качения, особенно при высоких скоростях вращения. В результате, при разгрузке тел качения от рабочей нагрузки будут иметь место удары в зоне углубления, что приведет к снижению долговечности подшипника.

Известен подшипник качения (2), принятый за прототип, содержащий наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где l - длина местного углубления;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения.

Недостатком такой конструкции подшипника качения является то, что средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления произвольной формы, выполненное на рабочей поверхности упорного борта, на длине l, не в полной мере может обеспечить постепенную разгрузку и нагрузку тел качения. В результате при работе подшипника качения разгрузка и нагрузка тел качения будет сопровождаться вибрацией и шумом.

Предлагаемым изобретением решается задача постепенной разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и снижения вибрации и шумности работы подшипника качения.

Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее с коническими дорожками качения кольца, упорный борт на одном из них, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где l - длина местного углубления;

dmах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения, форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где a - свободный член, a=s;

b - коэффициент, подшипник качения, патент № 2365798 ;

S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлено сечение предлагаемого подшипника качения.

На фиг.2 изображено внутреннее кольцо с конической дорожкой качения и упорным бортом, который снабжен средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта, длина которого определяется из выражения

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где l - длина местного углубления;

dmax - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

а форма средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая, описываемая уравнением

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где а - свободный член, a=s;

b - коэффициент, подшипник качения, патент № 2365798 ;

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 с коническими дорожками качения кольца, упорный борт 3 на внутреннем кольце 2, который снабжен средством разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки в виде местного углубления рабочей поверхности упорного борта 3, длина которого определяется из выражения

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где l - длина местного углубления;

dmах - наибольший диаметр дорожки качения внутреннего или наружного кольца подшипника;

z - число тел качения в подшипнике,

и расположенные между кольцами конические тела качения 5. Форма средства разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая 6, описываемая уравнением

подшипник качения, патент № 2365798 ,

где a - свободный член, a=s;

b - коэффициент, подшипник качения, патент № 2365798 ;

s - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.

Уравнение кривой 6 получено из условий, что, во-первых, в местах сопряжения поверхности средства разгрузки 4 с поверхностью упорного борта 3 значения функций, описывающих эти поверхности должны быть равны, а во-вторых, первые производные этих функций в местах сопряжения также должны быть равны.

Значение сводного члена a принимается из условия разгрузки тел качения 5 от рабочей нагрузки в зоне средства разгрузки 4. Следовательно, a=s.

Величина коэффициента b определяется из условия, что сопряжение поверхности средства разгрузки 4 тел качения 5 от рабочей нагрузки с поверхностью упорного борта 3 должно происходить на длине подшипник качения, патент № 2365798 .

Тогда подшипник качения, патент № 2365798 .

Работает предлагаемый подшипник качения следующим образом. При вращении подшипника каждое коническое тело качение 5 постепенно попадает в средство разгрузки 4, форма которого выполнена в виде поверхности, сечением которой является кривая 6, внутреннего кольца 2, и освобождается от рабочей контактной нагрузки и силы трения скольжения между бортом 3 внутреннего кольца 2 и торцом тела качения 5. При этом за счет плавного сопряжения поверхности средства разгрузки 4 и поверхности упорного борта 3 улучшаются условия смазки, снижается вибрация и шум работы подшипника качения.

Источники информации

1. Патент РФ на изобретение № 2303718, F16C 19/34, F16C 33/58, бюл. № 21, 2007 - аналог.

2. Патент РФ на полезную модель № 66452, F16C 19/00, бюл. № 25, 2007 - прототип.

Класс F16C19/34 радиально-упорные 

способ обработки радиально-упорного подшипника перед эксплуатацией и устройство для его осуществления -  патент 2475655 (20.02.2013)
подшипник качения радиально-упорный с коническими роликами двухъярусный -  патент 2391573 (10.06.2010)
подшипник качения радиально-упорный с коническими роликами бессепараторный -  патент 2391572 (10.06.2010)
подшипник качения радиально-упорный -  патент 2391571 (10.06.2010)
двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы -  патент 2372534 (10.11.2009)
подшипник а.сарычева (роликовый конический подшипник качения) -  патент 2308620 (20.10.2007)
подшипник качения -  патент 2303718 (27.07.2007)
способ повышения долговечности подшипника качения с коническими роликами -  патент 2270379 (20.02.2006)
ударостойкое опорно-поворотное устройство -  патент 2241149 (27.11.2004)
подшипник качения -  патент 2138704 (27.09.1999)

Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 

Наверх