осколочно-фугасная авиабомба

Классы МПК:F42B25/00 Авиационные бомбы
F42B12/20 осколочно-фугасного типа
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-07
публикация патента:

Изобретение относится к авиационным бомбовым средствам поражения, в частности к осколочно-фугасным авиабомбам. Осколочно-фугасная авиабомба содержит взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством. Оболочка выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров. Свободное пространство между шариками заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана. В полости стакана размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом. Изобретение позволяет повысить эффективность действия авиабомбы как за счет обеспечения универсальности ее применения, так и за счет повышения удельной эффективности и приведенной площади осколочного поражения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. осколочно-фугасная авиабомба, патент № 2365868

осколочно-фугасная авиабомба, патент № 2365868 осколочно-фугасная авиабомба, патент № 2365868 осколочно-фугасная авиабомба, патент № 2365868

Формула изобретения

1. Осколочно-фугасная авиабомба, содержащая взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством, отличающаяся тем, что оболочка корпуса выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров, свободное пространство между которыми заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана, в полости которого размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, разнесенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.

2. Авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что в оболочке шарики меньшего диаметра размещены в промежутках между шариками большего диаметра.

3. Авиабомба по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что передняя шашка ВВ средства инициирования примыкает к детонатору взрывательного устройства, а задняя шашка ВВ размещена в полости дополнительного детонатора, при этом свободное пространство в металлическом стакане заполнено термопластичным полимерным материалом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно к осколочно-фугасным авиабомбам.

Известен осколочно-фугасный снаряд по патенту РФ № 2018789, который содержит корпус, основной заряд взрывчатого вещества (ВВ), реакционный узел, донный взрыватель, головной колпак, заполненный низкоплотным материалом, блок готовых поражающих элементов (ГПЭ) с зарядом ВВ и детонатором. Данная конструкция снаряда может быть использована в осколочно-фугасных боеприпасах, требующих одновременно как осевого, так и кругового поля поражения. Использование данного технического решения в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы приведет к резкому снижению ее удельной эффективности, так как осевое поле поражения не будет задействовано для поражения цели при срабатывании авиабомбы на "промах".

Известен осколочный боеприпас (Патент США № 3970005 от 20.07.1976), который содержит корпус, центральный заряд ВВ, гибкое листовое бризантное ВВ, размещенное на части периферии центрального заряда и упирающееся в детонатор взрывателя. Данное техническое решение позволяет обеспечить направленное действие осколочного поля при фиксированном подходе боеприпаса к поверхности преграды.

К недостаткам данного технического решения, в случае использования его в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы, следует отнести:

- необходимость обеспечения фиксированного подхода авиабомбы к поверхности преграды, что существенно усложнит ее конструкцию и снизит ее удельную эффективность;

- низкая надежность действия.

Известны авиационные бомбы чилийской фирмы Industrial Cardoen (Новости машиностроения, № 10 (215) - 25 мая 1985 г., стр.8 - прототип).

Авиационные бомбы свободного падения общего назначения Мк-81, Мк-82 и Мк-83 содержат корпус с блоком (оболочкой) ГПЭ, головную часть, заряд ВВ, хвостовое оперение (стабилизатор) низкого сопротивления. Авиабомбы позволяют установку взрывателей как в головные части, так и в хвостовые оперения.

Блок ГПЭ снабжен стальными шариками одного диаметра, промежутки между шариками заполнены эпоксидной смолой. Диаметр шариков выбирается в зависимости от поражаемой авиабомбой цели и варьируется от 8,75 мм до 20 мм.

При размещении взрывателя в головной части авиабомба функционирует как осколочно-фугасный боеприпас, при этом при срабатывании заряда ВВ образуется скользящая детонационная волна, которая подходит к оболочке корпуса под некоторым углом, снижающим начальную скорость и меридиональный угол разлета осколков.

К недостаткам данной конструкции следует отнести:

- отсутствие универсальности применения (не позволяет перенацеливать в полете на различные цели);

- сравнительно низкие показатели приведенной площади поражения.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия осколочно-фугасной авиабомбы.

Технический результат состоит в обеспечении универсальности применения авиабомбы, в повышении удельной эффективности и приведенной площади поражения, в обеспечении дополнительного зажигательного действия.

Технический результат достигается тем, что осколочно-фугасная авиабомба содержит взрывательное устройство, корпус, включающий оболочку с ГПЭ, заряд ВВ со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством, при этом оболочка корпуса выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми размещены стальные шарики двух диаметров, свободное пространство между которыми заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде металлического стакана, в полости которого размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с ГПЭ, и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.

Повышение удельной эффективности (отношение массы заряда ВВ к общей массе авиабомбы) достигается за счет возможности использования оболочки с ГПЭ в качестве несущего элемента авиабомбы.

Обеспечение универсальности применения авиабомбы достигается за счет снаряжения оболочки двумя типоразмерами стальных шариков, что в конечном итоге позволяет значительно расширить диапазон целей, поражаемых авиабомбой.

Заполнение свободного пространства между шариками легкоплавким твердым углеводородом, например парафином, позволяет обеспечить дополнительное зажигательное действие.

Повышение приведенной площади осколочного поражения достигается за счет размещения дополнительного детонатора заряда ВВ вдоль продольной оси авиабомбы с пересечением им радиальной плоскости, проходящей через центр масс оболочки с ГПЭ.

Центральная схема инициирования заряда ВВ позволяет значительно увеличить меридиональный угол разлета и начальную скорость осколков из срединной части оболочки корпуса.

Пик скорости осколков из срединной части оболочки корпуса является следствием нормального падения фронта детонационной волны на внутреннюю поверхность оболочки, при этом по разные стороны от сечения, проходящего через центр масс детонатора, углы склонения осколочного поля имеют разные знаки, что является причиной увеличения угла разлета осколков.

Снабжение средства инициирования заряда ВВ двумя шашками ВВ, разнесенными вдоль продольной оси и связанными детонационным зарядом, позволяет разместить детонатор заряда ВВ по центру масс оболочки с ГПЭ и, следовательно, повысить приведенную площадь осколочного поражения.

В осколочно-фугасной авиабомбе в оболочке корпуса шарики меньшего диаметра могут быть размещены в промежутках между шариками большего диаметра, что позволит снизить габаритно-массовые характеристики оболочки, а следовательно, повысить удельную эффективность авиабомбы.

В осколочно-фугасной авиабомбе передняя шашка ВВ средства инициирования может примыкать к детонатору взрывательного устройства, а задняя шашка ВВ может быть размещена в полости детонатора, при этом свободное пространство в металлическом стакане может быть заполнено термопластичным полимерным материалом.

Такое техническое решение позволит повысить приведенную площадь поражения авиабомбы за счет инициирования заряда ВВ только от дополнительного детонатора и задней шашки ВВ, так как при воздействии взрыва в термопластичном полимерном материале возникают ударные волны, что приводит к его необратимому уплотнению во фронте ударной волны и сопровождается переориентацией, пластической деформацией и разрушением отдельных частиц, трением их друг о друга, сваркой и упрочнением частиц. Все эти процессы вызывают диссипацию энергии ударной волны, что ведет к интенсивному затуханию ударной волны и потере ее способности к инициированию заряда ВВ.

На фиг.1 показан общий вид осколочно-фугасной авиабомбы.

На фиг.2 показан фрагмент оболочки с ГПЭ.

На фиг.3 показано средство инициирования заряда ВВ.

Осколочно-фугасная авиабомба состоит из взрывательного устройства 1, корпуса 2, оболочки 3, включающей два цилиндра 4, стальные шарики большего диаметра 5, стальные шарики меньшего диаметра 6 и легкоплавкий твердый углеводород 7, заряд взрывчатого вещества 8, средства инициирования 9, включающего металлический стакан 10, переднюю шашку 11, детонационный заряд 12, заднюю шашку 13, дополнительный детонатор 14 и термопластичный полимерный материал 15, стабилизатора 16, тормозного устройства 17.

Работа осколочно-фугасной авиабомбы происходит следующим образом.

При сбросе авиабомбы с носителя электрический импульс от механизма подачи импульса через шариковую вилку электропускового устройства поступает в программно-коммутирующий механизм взрывательного устройства 1, который начинает работать в соответствии с заданной программой.

Через заданный промежуток времени из стабилизатора 16 в воздушный поток вводится тормозное устройство 17, ориентирует авиабомбу по нормали к преграде. При встрече с преградой срабатывает детонатор взрывательного устройства 1, который задействует шашку 11. Затем инициирующий импульс через детонационный заряд 12 передается на шашку 13, которая инициирует дополнительный детонатор 14. При срабатывании дополнительного детонатора 14 происходит инициирование заряда взрывчатого вещества 8. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходит разрушение цилиндров 4, радиальный разлет стальных шариков 5 и 6 и диспергирование и возгорание углеводорода 7.

Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных условиях.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы позволяет повысить ее эффективность действия как за счет обеспечения универсальности ее применения, так и за счет повышения удельной эффективности и приведенной площади осколочного поражения.

Класс F42B25/00 Авиационные бомбы

унифицированная система управляемых авиационных бомб малого калибра -  патент 2521140 (27.06.2014)
противотанковая авиационная бомба с тандемным кумулятивным зарядом и осколочным корпусом -  патент 2508521 (27.02.2014)
авиационная бомба комбинированного действия -  патент 2507470 (20.02.2014)
боеприпас системы воздушной разведки -  патент 2506532 (10.02.2014)
атомная бомба -  патент 2480706 (27.04.2013)
водородная бомба -  патент 2477449 (10.03.2013)
осколочный боеприпас староверова (варианты) и устройство для его применения (варианты) -  патент 2472098 (10.01.2013)
бомба -  патент 2447397 (10.04.2012)
противопожарная авиабомба -  патент 2439479 (10.01.2012)
хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода -  патент 2418261 (10.05.2011)

Класс F42B12/20 осколочно-фугасного типа

Наверх