боевая часть
Классы МПК: | F42B33/02 снаряжение патронов, снарядов или взрывателей; снаряжение ракет или бомб F42B12/20 осколочно-фугасного типа |
Автор(ы): | Терешин Алексей Андреевич (RU), Супрунов Николай Андреевич (RU), Шелехов Виктор Степанович (RU), Волжин Кирилл Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-01-21 публикация патента:
27.08.2009 |
Изобретение относится к области боеприпасов. Боевая часть содержит корпус в виде тонкостенного цилиндра с утолщенными днищами, центральную цилиндрическую трубу с зарядом и снаряжение в виде смесевого состава на основе взрывчатого вещества. Цилиндр корпуса установлен между днищами на цилиндрических поясках, выполненных на внутренних поверхностях днищ, в одном из которых выполнена проточка, а в другом - отверстие. Центральная цилиндрическая труба выполнена с развальцовкой одного из торцов и фаской и установлена неразвальцованным торцом до упора в цилиндрическую проточку одного из днищ, а развальцованным - в отверстие второго днища, при этом торцы тонкостенного цилиндра выполнены с фаской и кромкой с толщиной, равной 0,5 0,8 мм. На внутренней поверхности днищ в месте соединения с тонкостенным цилиндром выполнены коническая поверхность с углом 35 45° относительно оси днищ, а также кольцевое поднутрение, между которыми расположен цилиндрический поясок длиной, равной 1,5 2 мм, и толщиной 1,5 2 мм. Соединение деталей корпуса и центральной цилиндрической трубы осуществлено сваркой. Устраняются зазоры между внутренними деталями корпуса и исключается возможность защемления ВВ в процессе хранения и эксплуатации боевой части боеприпасов. 3 ил.
Формула изобретения
Боевая часть, содержащая корпус в виде тонкостенного цилиндра с утолщенными днищами, центральную цилиндрическую трубу с зарядом и снаряжение в виде смесевого состава на основе взрывчатого вещества, отличающаяся тем, что цилиндр, установлен между днищами на цилиндрических поясках, выполненных на внутренних поверхностях днищ, в одном из которых выполнена проточка, а в другом - отверстие, центральная цилиндрическая труба выполнена с развальцовкой одного из торцов и фаской с углом 35 45° относительно оси трубы и установлена неразвальцованным торцом до упора в цилиндрическую проточку одного из днищ, а развальцованным - в отверстие второго днища, при этом торцы тонкостенного цилиндра выполнены с фаской с углом 35 45° относительно оси цилиндра и кромкой с толщиной, равной 0,5 0,8 мм, а на внутренней поверхности днищ в месте соединения с тонкостенным цилиндром выполнены коническая поверхность с углом 35 45° относительно оси днищ, а также кольцевое поднутрение, между которыми расположен цилиндрический поясок, причем длина пояска равна 1,5 2 мм, толщина - 1,5 2 мм, а соединение деталей корпуса и центральной цилиндрической трубы осуществлено сваркой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области боеприпасов и может быть использовано при проектировании боевых частей фугасного и объемно-детонирующего действия, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения исключения возможности защемления взрывчатого вещества (ВВ) в зазорах между деталями.
Предотвращение защемления ВВ - задача, стоящая перед разработчиками практически всех боеприпасов. Как правило, эта задача решается за счет покрытия внутренней поверхности корпуса соответствующими составами, надежно заполняющими зазоры между деталями и формирующими гладкую ровную поверхность, в частности с помощью специальных лаков (см., например, «Авиационное вооружение», под редакцией Д.И.Гладкова, Москва, Воениздат, 1987 г., стр.21 - прототип).
Однако в настоящее время в связи с развитием боеприпасной техники и, в особенности, боеприпасов объемного взрыва, снаряжаемых многокомпонентными составами, в ряде случаев исключить возможность защемления ВВ вышеуказанным приемом не представляется возможным. Это объясняется следующими причинами.
Существует ряд высокоэффективных объемно-детонирующих составов, представляющих собой смесь ВВ, наполнителя и углеводородного горючего, являющегося, как известно, эффективным растворителем. Так, например, состав ГАИ выполнен на основе гексогена, мелкодисперсного порошка алюминия и изопропилнитрата. Последний в течение заданных гарантийных сроков хранения (5 10 лет) практически несовместим ни с одним из известных и широко применяемых покрытий. Изопропилнитрат растворяет лакокрасочные покрытия, а покрытия на основе герметиков и т.п. подвергает необратимым изменениям, в результате которых гарантия сохранности их защитных свойств полностью исключена.
Задачей заявленного изобретения является разработка безопасной конструкции боевой части, исключающей защемление ВВ в боеприпасах, снаряжаемых многокомпонентными составами на основе взрывчатого вещества и углеводородного горючего.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении безопасности при снаряжении боевой части боеприпасов многокомпонентными составами на основе взрывчатого вещества и углеводородного горючего, а также в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации таких боеприпасов.
Технический результат достигается тем, что боевая часть содержит корпус в виде тонкостенного цилиндра с утолщенными днищами, центральную цилиндрическую трубу с зарядом и снаряжение в виде смесевого состава на основе взрывчатого вещества. Цилиндр корпуса установлен между днищами на цилиндрических поясках, выполненных на внутренних поверхностях днищ, в одном из которых выполнена проточка, а в другом - отверстие, центральная цилиндрическая труба выполнена с развальцовкой одного из торцов и фаской с углом 35 45° относительно оси трубы и установлена неразвальцованным торцом до упора в цилиндрическую проточку одного из днищ, а развальцованным - в отверстие второго днища, при этом торцы тонкостенного цилиндра выполнены с фаской с углом 35 45° относительно оси цилиндра и кромкой с толщиной, равной 0,5 0,8 мм, а на внутренней поверхности днищ в месте соединения с тонкостенным цилиндром выполнены коническая поверхность с углом 35 45° относительно оси днищ, а также кольцевое поднутрение, между которыми расположен цилиндрический поясок, причем длина пояска равна 1,5 2 мм, толщина - 1,5 2 мм, а соединение деталей корпуса и центральной цилиндрической трубы осуществлено сваркой.
Тонкостенный (толщиной до 3,9 мм согласно нормативным документам) цилиндр корпуса установлен между коническими поверхностями утолщенных (толщиной более 3,9 мм согласно нормативным документам) днищ на вышеупомянутых цилиндрических поясках, а его торцы выполнены с фаской под углом 35 45° и заканчиваются кромкой толщиной 0,5 0,8 мм. Таким образом, оформлен наружный контур боеприпаса. Внутренний контур представляет собой соединение центральной цилиндрической трубы с днищами и выполнен следующим образом: центральная труба с одной стороны установлена до упора в цилиндрическую проточку одного из днищ и приварена к нему по наружной поверхности, а с другой - имеет развальцовку с фаской под углом 35 45° относительно оси и установлена в отверстие второго днища. При этом сварка деталей осуществлена с проплавом на всю толщину свариваемых поверхностей и по всему периметру сварного шва. Углы разделки и размеры свариваемых участков деталей выбраны экспериментальным путем из условия образования проплава с внутренней стороны корпуса по всему периметру швов. При углах меньше 35° из-за увеличения массы прогреваемого при сварке металла имеют место непровары, сводящие на нет все преимущества данной конструкции. При углах свыше 45° увеличивается время заполнения разделки металлом, что приводит к появлению прожогов. На внутренней поверхности днищ в месте соединения с тонкостенным цилиндром выполнены коническая поверхность и кольцевое поднутрение, между которыми расположен цилиндрический поясок, причем длина пояска равна 1,5 2 мм, а толщина - 1,5 2 мм. Увеличение размеров цилиндрического пояска днищ более 2 мм и кромки торцов корпуса более 0,8 мм приводит к отсутствию проплава сварного шва изнутри и появлению щели между свариваемыми деталями. Уменьшение размеров (менее 1,5 мм для пояска и менее 0,5 мм для кромки) приводит к появлению прожогов. Непосредственно под поясками выполнено кольцевое поднутрение, которое обеспечивает уменьшение теплоотвода и уравнивание массы свариваемых деталей.
Приведенная конструкция боевой части за счет полного проплава кольцевых сварных швов гарантирует отсутствие зазоров между внутренними деталями ее корпуса, которые могут послужить причиной защемления ВВ в процессе хранения и эксплуатации боеприпасов.
Вышеприведенный диапазон значений геометрических размеров конструктивных элементов боевой части не зависит от калибра и массы и может быть применен при проектировании различного класса боеприпасов аналогичного целевого назначения.
Данное техническое решение отличается новизной и существенными отличиями, которые заключаются в том, что задача исключения возможности защемления ВВ в корпусе боеприпаса решена конструктивным исполнением корпуса с применением специальных сварных швов без использования лакокрасочных и других подобных покрытий внутренней поверхности.
Анализ существующих сварных соединений, приведенных в известных нормативных документах, показывает, что все они не исключают появления непроваров на внутренней поверхности. Поставленная задача могла бы быть решена на основе стандартных двухсторонних швов, которые в данной конструкции, представляющей собой замкнутый контур, практически нереализуемы.
Таким образом, использование изобретения обеспечивает отсутствие зазоров между внутренними деталями корпуса и тем самым исключает возможность защемления ВВ в процессе хранения и эксплуатации боевой части боеприпасов.
Изобретение поясняется чертежами, на которых изображены:
- на фиг.1 - общая конструкция боевой части,
- на фиг.2 - фрагменты элементов конструкции боевой части в ее донной части со стороны крепления корпуса,
- на фиг.3 - фрагменты элементов конструкции боевой части в ее донной части со стороны крепления центральной цилиндрической трубы.
Боевая часть представляет собой тонкостенный цилиндрический корпус 1 с утолщенными днищами 2 и 3. На днищах со стороны, обращенной внутрь корпуса, выполнены конические поверхности 4 и 5 под углом 35 45° относительно оси, переходящие в тонкостенные цилиндрические пояски 6 и 7 длиной и толщиной 1,5 2 мм. Непосредственно под поясками сделаны кольцевые поднутрения 8 и 9, служащие для уменьшения теплоотвода и уравнивания массы свариваемых деталей. Корпус 1 установлен между днищами 2 и 3 на поясках 6 и 7. Его торцы представляют собой кромки 10 и 11 толщиной 0,5 0,8 мм, переходящие в фаски 12 и 13, выполненные под углом 35 45° относительно оси. Геометрические размеры конической поверхности днищ, тонкостенных поясков и оформление торцов корпуса выбраны экспериментально из условия обеспечения полного проплава деталей при сварке при гарантированном отсутствии прожогов. Центральная цилиндрическая труба 14 установлена в цилиндрической проточке днища 3 и приварена к нему по наружной поверхности. Второй конец трубы 14 развальцован и установлен в отверстие днища 2. На развальцованном конце трубы 14 выполнена фаска 15 под углом 35 45° относительно оси трубы, также обеспечивающая гарантированный проплав при сварке. Многокомпонентный состав 16 на основе смеси ВВ и углеводородного горючего залит через горловину 17 в днище 3, которая закрывается пробкой 18. В центральной цилиндрической трубе 14 установлены шашки, образующие центральный заряд 19, и заглушка 20. Для инициирования центрального заряда 19 служит взрыватель 21.
При срабатывании взрывателя 21 происходит инициирование центрального заряда 19 и диспергирование горючего, входящего в состав 16, сопровождаемое детонацией состава 16.
Использование изобретения обеспечивает отсутствие зазоров между внутренними деталями корпуса и тем самым исключает возможность защемления ВВ в процессе хранения и эксплуатации боевой части боеприпасов.
Класс F42B33/02 снаряжение патронов, снарядов или взрывателей; снаряжение ракет или бомб
Класс F42B12/20 осколочно-фугасного типа