торовый вариатор
Классы МПК: | F16H15/38 с двумя элементами Б, имеющими полые тороидные поверхности, расположенные друг против друга, причем элемент или элементы А установлены между этими поверхностями с возможностью регулирования |
Автор(ы): | Григорашенко Иван Артемович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет" (СГАСУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-11-13 публикация патента:
27.10.2009 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с плавным регулированием скорости. Вариатор содержит ведущее и ведомое торовые колеса (2, 3) и ролик (6). Их образующие выполнены в виде выпуклой и вогнутой кривых поверхностей. Благодаря выполнению образующих рабочих поверхностей ведущего и ведомого элементов по определенной зависимости увеличивается площадь контакта фрикционных пар. Такое выполнение улучшает кинематические характеристики вариатора. 3 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Торовый вариатор, содержащий корпус, установленные в нем на валах и взаимодействующие между собой ведущее и ведомое торовые колеса, а также ролик, контактирующий с колесами, установленный с возможностью наклона своей оси, образующие внутренней и внешней рабочих поверхностей фрикционов выполнены в виде вогнутой и выпуклой кривых, отличающийся тем, что в нем точки, взятые через равные интервалы на образующей торовых фрикционов, будут отстоять от своей оси вращения на величины , которые соотносятся между собой как
где 1, 2 - расстояния от указанного номера точки кривой линии образующей до оси вращения элемента.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с плавным регулированием скорости.
Известен вариатор, содержащий ведущий и ведомый тороидные фрикционы с вогнутой рабочей поверхностью, а также контактирующий с ними ролик, рабочая поверхность которого сфера.
При передаче движения скорость вращения ведомого тороидного фрикциона можно регулировать, изменяя угол наклона оси вращения ролика /Ревков Г.А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи / Г.А.Ревков, Б.А.Пронин. - М.: Машиностроение, 1980. - С.232-244./[1].
Недостатком известного устройства является то, что эффективное контактирование двух фрикционов может достигаться здесь только в одной точке, т.е. на очень малой площади, из-за чего передаваемая мощность остается низкой. Увеличить полезную площадь контактирования невозможно, так как появится множество точек контакта с разными передаточными числами, ролик должен будет работать на разрыв.
Технический результат изобретения - улучшение кинематических характеристик путем увеличения площади контакта фрикционных элементов - торовых колес.
Указанный результат достигается тем, что в торовом вариаторе, содержащем корпус, установленные в нем на валах и взаимодействующие между собой ведущий и ведомый торовые колеса, ролик, контактирующий с колесами, установленный с возможностью наклона своей оси вращения: образующие внутренней и внешней рабочих поверхностей фрикционов выполнены в виде вогнутой и выпуклой кривых. Расстояния р между точками, взятыми через равные интервалы на образующей кривой и осью вращения фрикциона будут соотносится между собой как
где 1, 2 - расстояния от указанного номера точки кривой линии образующей до оси вращения элемента.
В предложенном вариаторе каждая точка на образующей фрикциона отстоит от оси вращений на расчетную величину и этим обеспечивается получение одинаковых передаточных чисел на большей площади для контакта фрикционов, что уменьшает пробуксовки и обеспечивает увеличение передаваемой мощности.
На фиг.1 схематически изображен предлагаемый вариатор, общий вид; на фиг.2 и 3 представлены поясняющие чертежи.
Вариатор содержит корпус 1, торовые колеса 2 и 3, один из которых, например, 2 - ведущий, они установлены навстречу один другому вершинами и укреплены на валах 4 и 5; ролик 6 касается торовых колес 2 и 1 и вращается вокруг своей оси на валу 7. Ролик 6 вследствие подпружиненности (не показано) всегда прижат своей верхней круговой поверхностью к круговой поверхности тороидных торовых колес 2 и 3. Ролик 6 можно устанавливать под различными углами путем поворота вала 7 вокруг оси 8.
Торовый вариатор работает следующим образом.
При вращении вала 4 вращающий момент передается на торовое колесо 2, контактирующий с роликом 6. Вращение от ролика 6 передается другому торовому колесу 3 и через вал 5 поступает к исполнительному механизму (не показан).
В результате выполнения образующих рабочих поверхностей ведущего и ведомого торовых колес по определенной зависимости увеличивается площадь контакта фрикционных пар.
В качестве примера конкретного выполнения разработки взят торовый вариатор, у которого радиус круговой кривой образующей равен 100 мм, контрольные точки на образующей взяты через отрезки дуги в 10 мм; расстояние , которое отделяет эти точки от оси вращения колеса, составит величины (таблица 1), соотносящиеся между собой по такой зависимости
Эти расстояния можно представить как величины, образуемые при детальной разбивке круговой кривой и определяемые по формуле У=R(1-cos ), надставленные на отрезок m (во взятом примере - 30 мм).
Таблица 1 | |||||
№ точек колеса | Угол | У=R(1-cos ) | =y+m | X=R·sin | |
1 | 5°, 73 | ||||
2 | 11°, 46 | ||||
3 | 17°, 19 | 4.47 | 34.47 | ||
0.91 | |||||
4 | 22°, 92 | 7.90 | 37.90 | ||
0.90 | |||||
5 | 28°, 64 | 12.20 | 42.20 | ||
0.89 | |||||
6 | 34°, 38 | 17.50 | 47.50 | 56.47 | |
0.89 | |||||
7 | 40°, 11 | 23.50 | 53.50 | 64.43 | |
0.89 | |||||
8 | 45°, 84 | 30.30 | 60.30 | 71.74 | |
0.89 | |||||
9 | 51°, 57 | 37.80 | 67.80 | ||
0.89 | |||||
10 | 57°, 30 | 46.00 | 76.00 | ||
0.90 | |||||
11 | 63°, 03 | 54.70 | 84.70 |
Ролик у рассматриваемого тороидного вариатора представляет усеченную шаровую поверхность. Расстояния, взятые на его образующей до оси вращения ролика, вычисленные по формуле Х=R·sin , приводятся в таблице 1.
Пусть контактирование ролика с поверхностью торового колеса идет в точках 10, 9, 8. Тогда передаточные числа в точках контакта составят
Если далее проворачивать ролик против часовой стрелки - контактирование будет происходить в точках на новом участке образующей торового колеса, но передаточные числа и здесь по всей линии контакта фрикционов будут одинаковыми, что показано ниже.
Второе положение фрикционов
Третье положение фрикционов
Приведенные данные подтверждают то, что в предложенной разработке обеспечивается контактирование фрикционов не в одной точке, как у известных аналогов, а на линии, т.е. на многократно увеличенной площади, и этим обеспечивается увеличение передаваемой мощности при значительном уменьшении скольжения.
Класс F16H15/38 с двумя элементами Б, имеющими полые тороидные поверхности, расположенные друг против друга, причем элемент или элементы А установлены между этими поверхностями с возможностью регулирования