способ определения угловой ориентации летательных аппаратов

Классы МПК:G01S5/10 в которых положение приемника устанавливается путем индикации в одной системе координат нескольких пеленгов, определенных с помощью разностно-дальномерных измерений
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Министерство обороны Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ имени С.М. Буденного (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-07
публикация патента:

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для угловой ориентации летательных аппаратов. Достигаемым техническим результатом является расширение области его применения благодаря более полному учету параметров полета летательных аппаратов в условиях воздействия на них дестабилизирующих факторов, например ветра. Технический результат достигается тем, что расширяют массив векторов состояния летательных аппаратов, определяют оценочные значения воздушных скоростей для соответствующих значений вектора состояния летательного аппарата, варьируя оценочными значениями скорости ветра и направления ветра, оценивают качество принятого решения о параметрах ветра, результаты вычислений сравнивают с пороговым значением, определяющим априорно заданную точность оценивания параметров ветра, при выполнении на очередной итерации пороговых условий за параметры ветра принимают соответствующие этим условиям значения, а на основе навигационного треугольника скоростей рассчитывают значения воздушной скорости и курсовой угол, найденные параметры ветра используют в очередном цикле измерений в качестве средних значений ограниченных выборок оценочных параметров ветра. 10 ил. способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

Формула изобретения

Способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, включающий прием радиосигналов от космических аппаратов (КА) глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), преобразование высокочастотных сигналов в электрические сигналы промежуточной частоты, дискретизацию их и квантование, формирование из них двух последовательностей отсчетов путем разложения на квадратурные составляющие, сравнение принятых сигналов Рс с заданным порогом

Рпор, при выполнении условия Р спор принятие решения об обнаружении сигналов КА ГНСС, выполнение частотной и фазовой автоподстройки обнаруженных сигналов, слежение за задержкой сигнала, выделение навигационных сообщений КА ГНСС и их демодуляцию, оценку навигационных параметров и расчет вектора состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 где X, Y, Z - координаты местоположения летательного аппарата в момент времени t, VX,VY,VZ - величины, описывающие вектор способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , характеризующий значение путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и путевой скорости V летательного аппарата, отличающийся тем, что дополнительно формируют массив из I значений вектора состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i=10, 11, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I, емкость I которого определяется заданной точностью измерения курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 летательного аппарата и зависит от геометрии маршрута его полета, определяют оценочные значения воздушных скоростей летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для соответствующих значений вектора состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с выражением

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

где Vi - i-e значение путевой скорости, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i - i-e значение путевого угла, Ul - l-е оценочное значение скорости ветра, l=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , L, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k - k-е оценочное направление ветра, k=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , K, оценивают качество принятого решения о параметрах ветра в соответствии с выражением способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 где способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 соответственно максимальное и минимальное оценочные значения воздушных скоростей из набора способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для параметров ветра Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k, результаты вычислений f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) сравнивают с пороговым значением fзад (U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ), определяющим априорно заданную точность оценивания параметров ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , при невыполнении пороговых условий параметрам ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 присваивают очередные значения и повторяют процедуру вычисления набора оценочных значений воздушных скоростей, при выполнении на очередной итерации пороговых условий fзад (U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )>f(Uc,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) за параметры ветра принимают соответствующие значения Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d, на основе навигационного треугольника скоростей рассчитывают значения воздушной скорости B(Uс,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) и курсового угла а в соответствии с выражениями

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

а найденные параметры ветра Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d используют в очередном цикле измерений курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в качестве средних значений и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ограниченных выборок {U} и {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 } оценочных параметров ветра.

Описание изобретения к патенту

Заявляемый способ относится к области спутниковой навигации и может быть использован для определения углового положения объектов в пространстве и на плоскости.

Известен способ угловой ориентации объекта по радионавигационным сигналам космических аппаратов (варианты) (см. Пат. RU 2122217, МПК 6 G01S 5/20, опубл. в бюл. № 32, 1998 г.). Способ основан на приеме сигналов от S космических аппаратов (КА) двумя или более антенно-приемными устройствами, расположенными параллельно одной или двум осям объекта, выделении сигнала с частотой Доплера, определении набега фаз за интервал времени измерения, в течение интервала времени оценивания производят m измерений фазовых сдвигов между парами антенно-приемных устройств, а угловое положение объекта определяют путем решения системы уравнений.

Недостатками способа-аналога и его вариантов является необходимость обеспечения неподвижности летательного аппарата (объекта) во время проведения измерений и значительные временные затраты. Кроме того, аналогам присущ недостаток, ограничивающий область их применения ввиду неполноты измеряемых параметров, например при измерении путевого угла не учитывают угол сноса объекта.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому является способ угловой ориентации объектов по сигналам КА глобальных навигационных спутниковых систем, описанный в книге В.С.Шебшаевич, П.П.Дмитриев, Н.В.Иванцевич и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. / Под. ред. В.С.Шебшаевича. - М.: Радио и связь, 1993 г., с.186-219. Способ основан на приеме сигналов от КА глобальных навигационных спутниковых систем, преобразовании высокочастотных сигналов в электрические сигналы промежуточной частоты, дискретизации их и квантовании, формировании из них двух последовательностей отсчетов путем разложения на квадратурные составляющие, сравнении принятых сигналов Pc с заданным порогом Рпор, при выполнении пороговых условий P cпор принятии решения об обнаружении сигналов КА глобальной навигационной спутниковой системы, выполнении частотной и фазовой автоподстройки обнаруженных сигналов, выделении навигационных сообщений КА глобальной навигационной спутниковой системы и их демодуляции, оценке навигационных параметров и расчете вектора состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , где X, Y, Z - координаты местоположения летательного аппарата в момент времени t, VX, VY, V Z, - величины, описывающие вектор способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , характеризующий значение путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и путевой скорости V летательного аппарата.

Способ-прототип позволяет по сигналам КА глобальных навигационных спутниковых систем достаточно точно измерять основные параметры ориентации летательных аппаратов (3D-координаты местоположения, вектор путевой скорости способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ). Способ хорошо себя зарекомендовал и широко используется на практике в изделиях "Грот", "Шкипер-КН", НАВИС СН-3002 и др. (см. В.С.Шебшаевич, П.П.Дмитриев, Н.В.Иванцевич и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. / Под. ред. В.С.Шебшаевича - М.: Радио и связь, 1993 г., с.261-275). Базовым, широко распространенным на практике изделием, реализующим данный способ, является радионавигатор (см. U-blox: http://www.u-blox.com/customersuppoort/antaris4_doc.html).

Недостатком способа-прототипа является ограниченная область применения ввиду неполноты измеряемых параметров, необходимых для использования в различного рода измерительных системах, базирующихся на подвижных объектах, в частности на летательных аппаратах. К числу последних можно отнести системы местоопределения источников радиоизлучений. Это объясняется тем, что на летательные аппараты (находящиеся в воздухе) воздействуют ветровые и другие возмущения, влияющие на параметры их полета (курсовой угол, тангаж, крен), подвергая их вариациям, что в свою очередь снижает полноту и точность получаемых измерительными системами оценок.

Целью заявляемого технического решения является расширение области его применения благодаря более полному и объективному измерению параметров полета летательных аппаратов в условиях воздействия на них возмущающих факторов (ветровой нагрузки).

В заявляемом способе поставленная цель достигается тем, что в известном способе угловой ориентации объектов по сигналам КА глобальных навигационных спутниковых систем, включающем прием радиосигналов от КА глобальных навигационных спутниковых систем, преобразование высокочастотных сигналов в электрические сигналы промежуточной частоты, дискретизацию их и квантование, формирование из них двух последовательностей отсчетов путем разложения на квадратурные составляющие, сравнение принятых сигналов Р с с заданным порогом

Рпор, при выполнении условия Pcпор принятие решения об обнаружении сигналов КА глобальной навигационной спутниковой системы, выполнение частотной и фазовой автоподстройки обнаруженных сигналов, слежение за задержкой сигналов, выделение навигационных сообщений КА глобальной навигационной спутниковой системы и их демодуляцию, оценку навигационных параметров и расчет вектора состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , где X, Y, Z - координаты местоположения летательного аппарата в момент времени t, VX, VY, V Z - величины, описывающие вектор способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , характеризующий значение путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и путевой скорости V летательного аппарата, формируют массив из I векторов состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i=10, 11, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I, емкость которого I определяется заданной точностью измерения курсового угла летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и зависит от геометрии маршрута его полета. Определяют оценочные значения воздушных скоростей летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для соответствующих векторов состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с выражением

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

где Vi - i-e значение путевой скорости, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i - i-е значение путевого угла, Ul - l-е оценочное значение скорости ветра, l=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , L, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k - k-e оценочное направление ветра, k=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , K. Оценивают качество принятого решения о параметрах ветра в соответствии с выражением способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

где способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 соответственно максимальное и минимальное оценочные значения воздушных скоростей из набора способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для параметров ветра Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k. Результаты вычислений f(U1,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) сравнивают с пороговым значением fзад (U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ), определяющим априорно заданную точность оценивания параметров ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . При невыполнении пороговых условий параметрам ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 присваивают очередные значения и повторяют процедуру вычисления набора оценочных значений воздушных скоростей. При выполнении на очередной итерации пороговых условий fзад(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )>f(Uc,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) за параметры ветра принимают значения U c и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d. На основе навигационного треугольника скоростей рассчитывают значения воздушной скорости В(Uc,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) и курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с выражениями:

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ,

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ,

а найденные параметры ветра U c и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d используют в очередном цикле измерений курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в качестве средних значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ограниченных выборок {U} и {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 } оценочных параметров ветра.

Благодаря новой совокупности признаков в заявляемом способе на заданном интервале времени достигается более полный учет информации о угловых параметрах летательного аппарата, что позволило определить его курсовой угол способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . Способ базируется на предположении о постоянстве на интервале измерений скорости и направлении ветра на высотах полета летательного аппарата, а его траектория полета отлична от линейной.

Заявляемый способ поясняется чертежами, на которых показаны:

на фиг.1 - навигационный треугольник скоростей;

на фиг.2 - вариант обобщенной структурной схемы устройства, реализующего заявляемый способ;

на фиг.3 - структурная схема блока определения оценочных значений воздушных скоростей летательного аппарата;

на фиг.4 - структурная схема блока определения воздушной скорости В(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ) и курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ;

на фиг.5 - алгоритм работы блока определения оценочных значений воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

на фиг.6 - алгоритм работы блока оценки параметров ветра Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k;

на фиг.7 - алгоритм работы блока определения воздушной скорости В(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ) и курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ;

на фиг.8 - результаты оценки точностных характеристик заявляемого способа для различных условий их измерения;

на фиг.9 - зависимость точности измерения курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 от объема массива векторов состояния летательного аппарата I для различных условий проведения измерений;

на фиг.10 - оценка состоятельности выбранного критерия f(U l,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k).

Большинство существующих потребительских систем навигации предназначено для определения пространственных координат {X,Y,Z}j, вектора скорости (путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 j и путевой скорости Vj), текущего времени tj и других навигационных параметров в результате приема и обработки радиосигналов КА ГНСС (см. B.C.Шебшаевич, П.П.Дмитриев, Н.В.Иванцевич и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. / Под ред. B.C.Шебшаевича. - М.: Радио и связь, 1993 г., с.261-275; Изделие КампаНав: http://www.teknol.ru/products/aviation/companav2). Однако для ряда практических задач необходимо знание углов крена, тангажа и курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 летательного аппарата. Данная задача актуальна при проведении различного рода измерений с борта летательного аппарата (радиотехнических, электромагнитных, фотосъемке и др.). Однако известные способы не позволяют измерять угол сноса способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 -способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 (см. фиг.1) объекта, а следовательно, и курсовой угол способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 .

Реализация предлагаемого способа заключается в следующем. На первом этапе принимают сигналы от КА ГНСС, находящихся в зоне радиовидимости в полосе частот 1570-1625 МГц. Для решения навигационной задачи необходимо принять сигналы как минимум четырех КА. Исходя из этого должен быть обеспечен многоканальный (от 4 до 12 каналов и более) прием сигналов. Далее во всех каналах приема выполняют преобразование высокочастотных сигналов в электрические сигналы промежуточной частоты, дискретизацию их и квантование. Значение промежуточной частоты определяется характеристиками аналого-цифрового преобразователя, при этом имеет место тенденция постоянного повышения ее значения. Интервал дискретизации выбирают в соответствии с теоремой отсчетов (см. Введение в цифровую фильтрацию. Под. ред. Р.Богнера и А.Константидиса. - М.: Мир, 1976 г., с.26-27).

Большинство алгоритмов обработки сигналов рассчитаны на работу с комплексными сигналами. Для перехода от действительных к комплексным сигналам применяют квадратурные преобразования сигналов. В свете этого из цифровых сигналов всех n каналов приема, где n=4, 5, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , N, формируют 2n последовательности отсчетов In и Qn (по две на каждый канал приема), сдвинутые относительно друг друга на 90 градусов. Последние являются основой для поиска сигналов КА по задержке, частоте и фазе сигнала и выделения навигационного сообщения.

На следующем этапе осуществляют поиск и обнаружение сигналов. В связи с тем что на первом этапе выполняют многоканальный прием, поиск сигналов для нескольких спутников целесообразно проводить параллельно. Процедура поиска сигналов для каждого спутника заключается в последовательном просмотре возможных значений задержек и доплеровских смещений частоты сигнала. Принятие решения о приеме сигнала в процессе поиска осуществляется при выполнении пороговых условий способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , где Рпор - пороговый уровень, выбранный из условия обеспечения заданной вероятности правильного обнаружения.

В космических аппаратах ГНСС используют сигналы фазовой манипуляции, например BPSK, которые могут приниматься лишь когерентно (см. Григорьев В.А. Передача сообщений по зарубежным информационным сетям. - Л.: ВАС, 1989 г., с.98-102). Когерентное детектирование заключается в сравнении фазоманипулированного сигнала с опорным напряжением Uоп(t), которое синхронно и синфазно с несущей и получается обычным путем обработки самого принимаемого сигнала. Поэтому для приема информационных сообщений с борта КА обеспечивают частотную автоподстройку (на промежуточном этапе при переходе из режима поиска по частоте к режиму непрерывного слежения по фазе), фазовую автоподстройку и слежение за задержкой сигнала (см. B.C.Шебшаевич, П.П.Дмитриев, Н.В.Иванцевич и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. / Под ред. B.C.Шебшаевича. - М.: Радио и связь, 1993 г., с.193-198). Для выделения навигационного сообщения сглаживают шумы и снимают модуляцию бидвоичным кодом.

Оценивают навигационные параметры летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 с использованием сигналов от всех спутников, находящихся в зоне видимости. Здесь X, Y, Z - координаты местоположения летательного аппарата в момент времени t; VX, VY, V Z, - величины, описывающие вектор способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , характеризующий значение путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и путевой скорости V летательного аппарата. При этом оценки получают по методу наименьших квадратов. С этой целью используют данные о координатах КА на момент проведения вычислений. Последние определяют при обработке эфемеридной информации, которая доступна потребителю после дешифрации навигационных сообщений.

Для измерения курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 летательного аппарата необходимо предварительно определить параметры ветра (U - скорость перемещения воздушных масс относительно поверхности земли и направления ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ). С этой целью формируют массив из I значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i=10, 11, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I. Емкость массива I определяется заданной точностью измерения U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 (угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ) и зависит от геометрии маршрута полета летательного аппарата.

В качестве оптимального выступает движение летательного аппарата с постоянной скоростью по кругу. Для упрощения процедуры вычислений целесообразно компактное через равные интервалы времени, например через 1 секунду, измерение текущего значения вектора состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

На следующем этапе определяют оценочные значения воздушных скоростей летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для соответствующих i-х значений вектора состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 при варьировании параметрами ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с выражением

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

где Vi - i-e значение путевой скорости, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i - i-e значение путевого угла, Ul - l-е оценочное значение скорости ветра, l=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , L, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k - k-e оценочное направление ветра, k=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , K. Дискретность измерения параметров Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k определяется заданной точностью измерения параметров ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , а следовательно, и курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 .

О степени соответствия текущего значения параметров Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k истинным свидетельствует значение функции способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 где способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 соответственно максимальное и минимальное оценочные значения воздушных скоростей из набора способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 j=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , J; J=L·K. Результаты вычислений

f(U l,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) сравнивают с пороговым значением fзад (U, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ), определяющим априорно заданную точность оценивания параметров U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . При невыполнении пороговых условий параметрам ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 присваивают очередные значения Ul+1, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k+1 и повторяют процедуру вычисления очередного массива воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 .

Следует отметить, что стратегия поиска min(Uc, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) (перебора значений Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) может быть различной и в рамках способа не рассматривается (см. Г.Корн, Т.Корн. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Определения, теоремы, формулы. Изд. пятое. / Под ред. И.Г.Артамовича. - М.: Наука, 1984 г., с.350-367).

Если имеет место нештатная ситуация, когда в результате перебора всех значений Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k пороговые условия остались невыполненными, определяют минимальное из найденных значений f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k). Далее для параметров ветра в интервале {U l-1, Ul+1} и {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k-1, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k+1} уменьшают шаг его дискретного изменения, например способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 U/10 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 /10 и в соответствии с (1) формируют новый массив оценочных значений воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . При отсутствии положительного результата записывают новый массив векторов состояния летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i=10, 11, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I, и вновь начинают процедуру нахождения способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 .

В случае выполнения на очередной итерации пороговых условий fзад(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )>f(Uc,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) за параметры ветра принимают значения U c и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d.

Выбор значения f(Ul ,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) в качестве критерия определения истинных текущих значений параметров ветра основывается на постоянстве воздушной скорости В при различных путевых углах способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . В общем виде в качестве оценки разброса значений параметров в группе возможно использование среднеквадратичного отклонения (СКО). В предлагаемом способе эта оценка заменена на более простую - разницу максимального и минимального значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . Использование такой оценки оправдано тем, что количество дискретных значений предполагаемых воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ограничено величиной J=K·L (см. выражение 1). Положительной стороной такой оценки является значительный выигрыш в сокращении временных затрат на принятие решения о параметрах ветра U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , а из результатов моделирования (см. фиг.10) следует, что обе оценки СКО и f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) являются состоятельными (кривые 2 и 1 соответственно).

Далее в предлагаемом способе на основе навигационного треугольника скоростей (см. фиг.1) рассчитывают значение воздушной скорости В(Uc, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) на основе теоремы косинусов

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

В свою очередь значение курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 летательного аппарата определяют из выражения:

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

Найденные параметры ветра Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d используют в очередном цикле измерений курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в качестве средних значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ограниченных выборок {U} и {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 } оценочных параметров ветра.

На фиг.2 приведена обобщенная структурная схема варианта реализации заявляемого способа угловой ориентации летательного аппарата. Устройство содержит радионавигатор 1, блок памяти 3, блок определения оценочных значений воздушной скорости 4, генератор параметров ветра 6, блок оценки параметров ветра 7, блок определения воздушной скорости и курсового угла 9, первую 2, вторую 5 и третью 8 входные установочные шины и выходную шину 10, генератор синхроимпульсов 11.

Работа устройства базируется на экспериментально полученных (на самолетах Ил-18, СМ92) результатах измерений, которые свидетельствуют о том, что в течении 15-30 минут скорость ветра U и его направление способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 на используемых высотах полета самолетов слабо меняется. Из этого следует вывод о том, что на интервале измерений в 10-30 секунд величины U и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 можно считать постоянными. С другой стороны, при выполнении различного рода измерений на борту летательного аппарата маршрут его полета, как правило, отличен от линейного.

С помощью радионавигатора 1 (см. GARMIN Руководство пользователя

GPS60/GPS60MP/GPSMAP60. Garmin International, Inc. 1200 East 151st Street, Olathe, Kansas 66062, U.S.A. Path Number 190-00330-00 Rev. В) формируется набор из I векторов состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 которые поступают на группу информационных входов блока памяти 3. Емкость массива I устанавливается по первой шине 2 и зависит от заданной точности измерения курсового угла летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и степени нелинейности маршрута его полета. Результаты моделирования (см. фиг.9) и практические испытания показали, что значение I для различных условий должно соответствовать Iспособ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 10. Под действием импульсов синхронизации блока 11 с выходов блока 3 на первую группу информационных входов блока 4 последовательно поступают значения путевой скорости Vi и путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i, i=10, 11, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I. На вторую группу информационных входов блока 4 последовательно поступают предполагаемые значения скорости и направления ветра Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k соответственно с выходов блока 6. Следует отметить, что каждому i-у значению путевых параметров Vi и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i поочередно ставятся в соответствие возможные значения Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k, l=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , L, k=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , К. В блоке 4 по поступающим значениям Vi, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i, Ul, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k осуществляют вычисление оценочных значений воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с (1). Вторая установочная шина 5 предназначена для ввода на начальном этапе в блок 6 априорно известной информации (если такая имеется) о параметрах ветра {Umax, U min}, {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 max, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 min}, что в конечном итого позволяет резко сократить временные затраты на нахождение Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d в блоке 7.

Блок оценки параметров ветра 7 предназначен для формирования L·K массивов оценочных значений воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для всех значений Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k, где l=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , L, k=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , K. В случае дискретности параметра K в 1° K=360. Далее блоком 7 в каждом j-м массиве способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 определяют максимальное и минимальное значения способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 соответственно. Находят разность между названными величинами способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 Найденное значение f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) сравнивают с пороговым уровнем fзад (U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ), которое поступило в блок 7 по третьей установочной шине 8. В блоке 7 осуществляют перебор и сравнение значений f(U l,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) с пороговым уровнем до момента выполнения условия fзад(U, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )>f(Uc, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d). В этом случае на информационных выходах блока оценки параметров ветра 7 формируют найденные с заданной точностью значения параметры Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d, которые поступают на вторую группу информационных входов блока определения воздушной скорости и курсового угла 9 и шину 5 блока 6. Последнее позволит использовать значения Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d в очередном цикле измерений курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в качестве средних значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ограниченных выборок {U} и {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 } оценочных параметров ветра, формируемых блоком 6.

В функции блока 9 входит вычисление параметров способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и В (Uc, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) на основе полученных от блока 1 значений V и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 (поступающих на первую группу информационных входов) в совокупности с данными Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d блока 7, поступающими на вторую группу информационных входов. Вычисление способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и В (Uc,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d) осуществляют в соответствии с выражениями 2 и 3. Синхронность выполнения названных операций обеспечивают импульсы блока 11.

Реализация блоков 1, 3, 4, 6, 7, 9 и 11 известна. Блок памяти 3 обеспечивает хранение массива из I векторов состояния способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 может быть реализован на интегральных схемах запоминающих устройств. Большие интегральные схемы запоминающих устройств: Справочник. / А.Ю.Гордонов, Н.В.Бекин, В.В.Циркин и др. / Под ред. А.Ю.Гордонова. - М.: Радио и связь, 1990 г., 288 с.).

Блок определения оценочных значений воздушных скоростей 4 предназначен для вычисления значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с выражением 1. На фиг.3 представлен вариант реализации блока 4. Он содержит первый и второй блоки вычисления sin-функции 12 и 13 соответственно, первый и второй блоки вычисления cos-функции 14 и 15 соответственно, первый, второй, третий и четвертый умножители 16, 17, 18, и 19 соответственно, первый и второй блоки вычитания 20 и 21 соответственно, первое и второе устройство возведения в квадрат 22 и 24 соответственно, первый сумматор 23, первое устройство извлечения квадратного корня 25. С помощью названных блоков с соответствующими связями реализуется вычисление оценочных значений воздушных скоростей способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в соответствии с (1). Все элементы легко реализуются на дискретной логике 1533 серии. Синхронность выполнения названных операций обеспечивают импульсы блока 11.

Генератор параметров ветра 6 предназначен для поочередного формирования всего спектра возможных значений Ul и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k. Может быть реализован на базе постоянного запоминающего устройства, например микросхемах КМ1656 или 541 серии.

Блок оценки параметров ветра в соответствии со своим функциональным предназначением состоит из оперативного запоминающего устройства, обеспечивающего хранение L·K массивов размерности I оценочных значений воздушных скоростей, блоков поиска максимального и минимального значений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 соответственно, блока вычисления разности между названными величинами f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k), блока сравнения f(Ul,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 k) с пороговым уровнем

f зад(U, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ). Реализация всех названных блоков известна в литературе и трудностей не вызывает (см. Ред Э. Справочное пособие по высокочастотной схемотехнике: Схемы, блоки, 50-омная техника. Пер. с нем. Мир, 1990 г., - 256 с.).

Блок определения воздушной скорости и курсового угла 9 может быть реализован в соответствии с фиг.4. Он содержит третий блок вычисления sin-функции 26, третий блок вычисления cos-функции 27, третье и четвертое устройства возведения в квадрат 28 и 29 соответственно, пятый, шестой, седьмой и восьмой умножители 30, 32, 33 и 36 соответственно, делитель 31, второй сумматор 34, блок вычисления arcsin-функции 35, третий и четвертый блоки вычитания 37 и 38 соответственно, второе устройство извлечения квадратного корня 39. С помощью названных блоков с соответствующими связями реализуется вычисление скорости ветра (выражение 2) и курсового угла (выражение 3). Реализация всех элементов блока 9 известна и широко освещена в литературе.

Генератор синхроимпульсов 11 обеспечивает синхронность работы всех элементов устройства. Реализация блока 11 известна (см. Цифровые радиоприемные системы: Справочник. / М.И.Жодзишский, Р.Б.Мазепа и др. - М.: Радио и связь, 1990 г.).

Реализация дополнительно введенных операций в предлагаемом способе (блоки 3, 4, 6, 7, 9 и 11) на дискретных элементах предполагает существенные временные затраты на их выполнение, значительные габаритные размеры, вес и потребление энергии. В связи с этим названные блоки целесообразно реализовывать на сигнальном процессоре TMS320c6416 (см. TMS320c6416: http://focus/ti/com/docs/prod/folders/print/TMS320c6416.html). Алгоритмы работы блоков 4, 7 и 9 приведены на фиг.5, 6 и 7 соответственно.

Выполнено моделирование с целью определения точностных характеристик предлагаемого способа. Под значением N(µ, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 2) далее будем понимать нормально распределенную случайную величину с математическим ожиданием µ и дисперсией способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 2. Для каждого угла облета способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ° летательного аппарата выполнено М=1000 испытаний. Полагалось, что во всех случаях летательный аппарат двигался с постоянной скоростью В~N(110,40) метров в секунду и радиусом облета R=15000 м. В каждом испытании выбирались средние значения направления ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 (равновероятно из набора 0, 1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , 360°) и скорость ветра В~N(10,30) метров в секунду. Задавались погрешности измерения путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и путевой скорости способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 V. В каждом испытании строилось I точек, в которых проводились вычисления I=2способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 Rспособ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 /360V. Истинный путевой угол способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 находился по номеру точки i, i=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I. Определялись скорость ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и направление ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 измеренный путевой угол способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . Из навигационного треугольника (см. фиг.1) вычислялись курсовой угол способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i, истинная путевая скорость способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 и измеренная путевая скорость способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . Далее по полученным во всех точках одного испытания путевым скоростям {Vi} и путевым углам {способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 i}, i=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I, предлагаемым способом находились параметры ветра и курсовые углы способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 во всех точках i, i=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I (см. выражения 2 и 3). Ошибка определения курсового угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в каждом m-м испытании, m=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , М, определялась как

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733

Результатом моделирования для каждого угла облета способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 является среднее значение ошибки определения курсового угла

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 .

На фиг.8 представлены результаты моделирования для различных условий проведения испытаний. Первая кривая на фиг.8 соответствует следующим исходным данным: погрешность измерения путевого угла способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =0,1 градуса2, погрешность измерения путевой скорости способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 V=0,2 (м/с)2, направление ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =3 градуса2.

Вторая кривая на фиг.8 соответствует следующим исходным данным: погрешность измерения путевой скорости способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 V=0,2 (м/с)2, дисперсия скорости ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 U=0 и дисперсия направления ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =0.

Представленные результаты на фиг.8 свидетельствуют о том, что при постоянном ветре (кривая № 2) потенциальная точность определения курсового угла составляет 1°. Последняя достигается при угле облета способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =5°. При непостоянном ветре (кривая № 1) точность предлагаемого способа несколько ниже, составляет 2° и достигается при угле облета способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =15°.

На фиг.9 приведена зависимость точности измерения курсового угла летательного аппарата способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 от количества точек, в которых проводились вычисления (объема массива векторов состояния летательного аппарата I). Приведенные результаты свидетельствуют о том, что при постоянном ветре (кривая № 2) потенциальная точность измерения способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в 1° в предлагаемом способе достигается при объеме массива векторов состояния I=10. При непостоянном ветре (способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =0,1 градуса2, V=0,2 (м/с)2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 U=3 м2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =3 градуса2) точность измерения способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 в 2° достигается при объеме массива векторов состояния I=30.

На фиг.10 приведены результаты моделирования состоятельности оценок истинности параметров ветра Uc и способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 d по кучности набора воздушных скоростей

{B(U, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )i}, i=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I. Выполнено 1000 испытаний, угол облета в составил 10 градусов. Скорость ветра принята равной истиной U=Uист , a направление ветра способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 =способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ист+способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , где способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 [-180способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 180] градусов. Остальные исходные данные аналогичны выше рассмотренным. Кривая № 1 на фиг.10 отражает оценку выбранного критерия способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 B=max{B(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )i}-min{B(U,способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 )i}, i=1, 2, способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 , I, а вторая кривая соответствует СКО. Последняя получена в соответствии с выражением

способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 ,

где способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 . Из рассмотрения фиг.10 можно сделать вывод о том, что выбранная в заявляемом способе оценка эффективности является состоятельной и несмещенной (см. Г.Корн, Т.Корн. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Определения, теоремы, формулы. Издание пятое. - М.: Наука, 1984 г., с.615-618).

Выполнена практическая апробация предлагаемого способа, которая дала хорошие результаты (ошибки измерений способ определения угловой ориентации летательных аппаратов, патент № 2371733 для различных условий составили 1,5-3°).

В качестве дополнительного положительного эффекта следует отметить простоту реализации предлагаемого способа (не требуется дополнительной антенной системы, измерителей разности фаз сигналов в антенных элементах и т.д.).

Класс G01S5/10 в которых положение приемника устанавливается путем индикации в одной системе координат нескольких пеленгов, определенных с помощью разностно-дальномерных измерений

Наверх