рыболовная катушка

Классы МПК:A01K89/00 Катушки для лесок
Патентообладатель(и):Пилипчук Василий Афанасьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-03-27
публикация патента:

Катушка содержит шпулю и размещенную на корпусе тормозную колодку. Шпуля выполнена с возможностью приближения и прижатия к тормозной колодке с требующимся усилием. Соприкасающиеся при торможении поверхности колодки и шпули содержат участки, не параллельные плоскости вращения шпули. Такая конструкция позволяет быстро менять силу торможения в зависимости от величины сопротивления, оказываемого рыбой при вываживании. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

рыболовная катушка, патент № 2371915 рыболовная катушка, патент № 2371915 рыболовная катушка, патент № 2371915 рыболовная катушка, патент № 2371915

Формула изобретения

1. Рыболовная катушка, включающая шпулю и размещенную на корпусе тормозную колодку, отличающаяся тем, что шпуля выполнена с возможностью приближения и прижатия к тормозной колодке с требующимся усилием.

2. Рыболовная катушка, выполненная по п.1, отличающаяся тем, что соприкасающиеся при торможении поверхности колодки и шпули содержат участки, не параллельные плоскости вращения шпули.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для ужения рыбы, более конкретно к рыболовным катушкам, содержащим вращающуюся шпулю, и более точно к устройствам для торможения шпули указанных катушек в процессе вываживания пойманной рыбы.

Уровень техники

Во многих способах рыбной ловли, например нахлыстом, спиннингом, троллингом, широко используются катушки, содержащие вращающуюся шпулю. Для облегчения борьбы с вываживаемой рыбой катушки, как правило, снабжают тормозом. Тормоз служит для утомления сопротивляющейся рыбы и предотвращения обрыва лески в случае возникновения резких рывков, создаваемых сопротивляющейся рыбой. Величину силы торможения такого тормоза предварительно устанавливают посредством вынесенного на корпус органа управления, исходя из предполагаемого размера рыбы и условий водоема.

Если установленная сила торможения окажется недостаточной, рыба может смотать весь запас лески и оборвать ее или уйти в укрытие. Если сила торможения окажется избыточной, рыба может оборвать леску резким рывком, разогнуть крюк или повредить себе ротовые ткани, что приведет к потере вываживаемой рыбы.

В процессе борьбы с крупной рыбой возникает необходимость очень быстро изменить силу торможения катушки. Поскольку известные конструктивные схемы устройств торможения не позволяют выполнить регулирование с надлежащей скоростью, рыболову приходится устанавливать небольшую силу торможения и дополнительно тормозить шпулю пальцами. При таком способе торможения отнимаемая у шпули энергия превращается в тепло, выделяющееся в месте контакта шпули и руки. Длительное торможение рукой является весьма неудобным и может привести к повреждению или ожогу пальцев руки.

Известны тормозящие устройства, выполненные в виде тормозного элемента, приближаемого к шпуле посредством рычага или кнопки. При таком способе торможении рука воспринимает рывки рыбы через удилище и корпус катушки, а скорость движения рыбы воспринимается только визуально, по скорости вращения шпули. Значительная часть информации о характере сопротивления рыбы теряется вследствие чего управление силой торможения становится менее эффективным.

Сущность изобретения

Задачей настоящего изобретения является создание тормоза рыболовной катушки, позволяющего быстро изменять силу торможения в зависимости от величины сопротивления, оказываемого рыбой при вываживании.

Технический результат настоящего изобретения достигается благодаря наличию закрепленной на корпусе катушки тормозной колодки и шпули, выполненной с возможностью приближения к указанной тормозной колодке. Для осуществления торможения шпулю прижимают к тормозной колодке рукой. При таком способе торможения рыболов воспринимает информацию о скорости движения и усилии, развиваемом рыбой с наибольшей полнотой, а тепловая энергия выделяется преимущественно в зоне контакта шпули и тормозной колодки. Еще один технический результат заключается в уменьшении величины усилия, прилагаемого рукой рыболова для торможения шпули, что делает процесс вываживания менее утомительным и позволяет вывести более крупную рыбу.

Конструктивно тормоз может быть выполнен в нескольких вариантах.

В одном из вариантов шпулю приближают к тормозной колодке вследствие упругой деформации элементов конструкции катушки.

В другом варианте шпулю приближают к тормозной колодке вследствие скольжения шпули вдоль оси. Обратное перемещение шпули происходит с помощью возвратной пружины.

Тормозная колодка может быть выполнена в виде сплошного кольца либо одного или нескольких кольцевых секторов.

В одном из вариантов тормоза трущиеся поверхности шпули и колодки могут соприкасаться по плоской поверхности, параллельной вращения шпули. Еще в одном варианте тормоза, с целью увеличения силы торможения соприкасающиеся при торможении поверхности тормозной колодки и шпули могут содержать участки, не параллельные плоскости вращения шпули, например конические.

Тормозная колодка и шпуля могут иметь разнообразное конструктивное исполнение, не выходящее за рамки сущности настоящего изобретения.

Примеры осуществления изобретения

Детальное описание изобретения приводится со ссылкой на чертежи, на которых изображены:

Фиг.1 иллюстрирует устройство тормоза катушки согласно данному изобретению, в котором приближение шпули к колодке достигается вследствие упругой деформации элементов катушки.

На фиг.2 изображен один из вариантов формы тормозной колодки.

На фиг.3 - вариант выполнения тормоза, в котором приближение шпули к колодке достигается вследствие скольжения шпули вдоль оси вращения.

На фиг.4 в сечении изображена одна из возможных форм, соприкасающихся при торможении поверхностей колодки и шпули.

Обратимся к фиг.1 для уяснения общего принципа действия тормоза в соответствии с настоящим изобретением. На ней схематично изображены тормозная колодка 1, шпуля 2, корпус катушки 3, ось шпули 4.

Функционирование устройства происходит следующим образом. Для осуществления торможения на шпулю 2 нажимают в месте, расположенном напротив тормозной колодки 1. Вследствие упругих деформаций шпули 2, корпуса 3, оси 4 шпуля 2 приближается к колодке 1 и происходит торможение шпули.

На фиг.2 в виде со стороны шпули изображена закрепленная на корпусе тормозная колодка, выполненная в виде кольцевого сектора.

На фиг.3 изображен вариант устройства, в котором шпуля 2 приближается к колодке 1 вследствие скольжения втулки 5 вдоль оси 4. Обратное перемещение шпули происходит под воздействием пружины 6.

На фиг.4 в сечении изображена одна из возможных форм соприкасающихся поверхностей шпули 2 и тормозной колодки 1, закрепленной на корпусе 3. С целью увеличения силы трения соприкасающиеся при торможении поверхности тормозной колодки и шпули содержат участки, выполненные в виде конических поверхностей. Описанные выше примеры осуществления изобретения не носят ограничительного характера. Могут быть предложены и другие модификации заявленного устройства, реализующие тот же самый принцип торможения шпули, который и определяет сущность и объем настоящего изобретения.

Класс A01K89/00 Катушки для лесок

Наверх