двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы
Классы МПК: | F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники F16C19/34 радиально-упорные F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности F16C33/56 выбор материала F16C33/62 выбор материала |
Автор(ы): | Смолянинов Владислав Владимирович (RU), Ромашин Сергей Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Смолянинов Владислав Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-06-07 публикация патента:
10.11.2009 |
Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. Двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы содержит наружное кольцо, внутренние кольца и размещенные между ними конические тела качения, удерживаемые сепаратором. Кольца изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2-ШД). Ролики изготавливают из подшипниковой стали ШХ15СГШ. На дорожки качения колец наносят износостойкое антифрикционное алмазоподобное покрытие. Сепаратор изготавливают из армированного, упрочненного полимера с твердыми смазками. На торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, которые находятся в контакте с распорными кольцами, причем на рабочие поверхности распорных колец наносят твердое антифрикционное покрытие HRC от 85 до 95 ед. На наружном кольце выполняют канавку и в ней не менее трех дренажных отверстий. Технический результат: увеличение срока службы подшипниковых узлов, снижение тепловыделения от трения, защита внутренней полости подшипникового узла, выравнивание давления внутри буксового узла с атмосферным. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Двухрядный радиально-упорный подшипник для железнодорожной буксы, содержащий наружное кольцо, внутренние кольца и размещенные между ними конические тела качения, удерживаемые сепаратором, отличающийся тем, что кольца изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2-ШД), ролики изготавливают из подшипниковой стали ШХ15СГШ, на дорожки качения колец наносят износостойкое антифрикционное алмазоподобное покрытие, сепаратор изготавливают из армированного, упрочненного полимера с твердыми смазками, при этом на торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, которые находятся в контакте с распорными кольцами, причем на рабочие поверхности распорных колец наносят твердое антифрикционное покрытие HRC от 85 до 95 ед., а на наружном кольце выполняют канавку, и в ней не менее трех дренажных отверстий.
2. Двухрядный радиально-упорный подшипник качения для железнодорожной буксы по п.1, отличающийся тем, что уплотнительные кольца изготавливают с тремя рядами губок из эластомера с широким диапазоном рабочих температур от -50°С до +150°С.
Описание изобретения к патенту
Ключевым условием интенсификации перевозок железнодорожным транспортом является повышение срока службы и надежности узлов конических подшипников. Подшипники должны удовлетворять двойным условиям: возросшим скоростям и нагрузкам.
Для решения этих задач ведущие фирмы-производители подшипников используют конические буксовые узлы с полимерным сепаратором (The Timken Company, Copyright 1993 by The Timken Company, p-01-CIS-a-93; Evolution 4, 1998; Evolution 2, 2002). Российский и Европейский рынок железных дорог ориентирован на пассажирские и грузоперевозки. Топография и климат разных регионов очень сильно различаются, температура окружающей среды может колебаться от -50° до +50°, давление воздуха изменяться в два раза. Это крайне отрицательно сказывается на оборудовании вагонов и локомотивов.
Во время работы буксового подшипника качения температура его постоянно изменяется и, соответственно, изменяется давление внутри подшипника: при нагревании повышенное давление стремится выдавить смазку через уплотнение, а при охлаждении смазку с абразивными частицами втянуть внутрь подшипника; при этом сильно истирается зона контакта уплотнительного кольца с шейкой вала или распорного кольца и загрязняется смазка внутри подшипника.
Настоящее изобретение поясняется описанием примера его выполнения со ссылкой на прилагаемый чертеж, на котором изображен продольный разрез двухрядного радиально-упорного подшипника качения для железнодорожной буксы (радиально-упорного подшипникового узла - РУПУ).
Для существенного увеличения срока службы конических радиально-упорных подшипников качения для железнодорожной буксы наружное кольцо (1) и внутренние кольца (2) изготавливают из высокопрочной стали ЭИ347ШД (8Х4 В9Ф2 ВД) и на дорожки качения колец наносят износостойкое углеродное алмазоподобное покрытие с низким коэффициентом трения и твердостью, близкой к алмазной, с высокой адгезией к материалу колец. Тела качения, ролики (3) изготавливают из подшипниковой стали ШХ15-СГШ. Для снижения тепловыделения от трения роликов о сепаратор (4) и сохранения его формы и прочностных свойств используют не только смазку в полости подшипника, но и для изготовления сепаратора используют армированный упрочненный полимер с твердыми смазками, такими как графит, дисульфид молибдена, фторопласт.
Для защиты внутренней полости подшипника от воды, загрязняющих частиц и вытекания смазки на торцах подшипника устанавливают уплотнительные кольца, состоящие из металлической специальной шайбы (5) с тремя рядами губок (6) из эластомера с широким диапазоном рабочих температур от -50°С до +150°С, при этом наружную губку оборудуют браслетной пружиной, а на зону контакта эластомера (6) с распорным кольцом (7) наносят твердое покрытие, которое предотвращает абразивный износ. Твердость этого покрытия от 85 до 95 HRC.
Для выравнивания давления внутри буксового узла с атмосферным на наружной поверхности наружного кольца выполняют канавку в радиальной плоскости по наименьшему внутреннему диаметру и в ней выполняют дренажные отверстия (8), не менее трех.
Регулировку внутреннего осевого и радиального зазоров осуществляют кольцевой проставкой (9).
Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
швартовное устройство - патент 2492100 (10.09.2013) | |
подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле - патент 2489616 (10.08.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) |
Класс F16C19/34 радиально-упорные
Класс F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности
Класс F16C33/56 выбор материала
Класс F16C33/62 выбор материала
подшипник качения - патент 2457371 (27.07.2012) |