миносбрасывающий комплекс для надводного судна
Классы МПК: | F41F5/04 с кораблей, например для мин, для глубинных бомб |
Автор(ы): | Ефимов Олег Иванович (RU), Красильников Антон Валентинович (RU), Красильников Роман Валентинович (RU), Шавырин Игорь Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-12-03 публикация патента:
10.11.2009 |
Изобретение относится к устройствам для постановки морских мин надводными судами. Миносбрасывающий комплекс для надводного судна состоит из стандартного транспортировочного контейнера, установленного на раме. Рама шарнирно связана с основанием, закрепленным на палубе судна. Рама выполнена с возможностью поворота и фиксации относительно основания на угол 20-40°. В контейнере размещен модуль с пусковыми блоками, длина которых не менее 1,3 длины устанавливаемых в них мин. Блоки выполнены по калибру мин и имеют направляющие дорожки и дистанционно-управляемые стопора. На выходе из каждого блока расположено, по крайней мере, по одному ролику для придания мине угловой скорости. Миносбрасывающий комплекс обладает повышенной скрытностью оперативных постановок мин и высокой мобилизационной способностью. 3 ил.
Формула изобретения
Миносбрасывающий комплекс для надводного судна, включающий транспортировочный контейнер, установленный на раме, шарнирно связанной с основанием, закрепленным на палубе судна, при этом рама выполнена с возможностью поворота и фиксации относительно основания на угол 20-40°, в контейнере закреплен модуль, содержащий пусковые блоки длиной не менее 1,3 длины мины с выполненными по калибру мин направляющими дорожками и дистанционно управляемыми стопорами, а на выходе из каждого блока расположено, по крайней мере, по одному ролику для придания мине угловой скорости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для постановки морских мин надводными судами.
Важнейшими компонентами, обеспечивающими эффективность применения минных заграждений, являются массовость, скрытность и внезапность их постановки, что определяется свойствами носителей мин. Это обуславливает актуальность и необходимость разработки новых подходов к организации и подготовительных работ, и к конструктивным решениям миносбрасывающих устройств.
Известен в классификационной рубрике миносбрасывающие устройства патент Великобритании GB № 142153, 1920 г., в котором мины располагаются на транспортировочной ленте, подающей их на сбрасывание с кормы судна. Таким устройством, как правило, оснащаются специально предназначенные для этого суда. Запас мин на них ограничен, выход судов в море контролируется противником. Тем самым не обеспечиваются ни массовость, ни скрытность постановок минных заграждений.
В патенте США № 6834608, 2004 г., мины спакетированы в контейнеры и сбрасываются под действием внешней силы, при этом сбрасывание происходит вблизи борта, что не исключает столкновения с ним при качке судна на волнении. Требуются большие ресурсы для автоматизации трюмных хранилищ мин. Подготовка судна к постановке мин требует большого времени и не решает проблему оперативности в условиях краткого мобилизационного периода
Наиболее близким техническим решением является устройство по патенту Германии № 3721340, 1992 г., в котором мины спакетированы в модуль. Миносбрасывающее устройство имеет сложную конструкцию. Установка его и наладочные работы на корабле трудоемки и могут быть выполнены только в заводских условиях. Исключается массовость постановок мин.
Известные технические решения не обеспечивают скрытность подготовки к минным поставкам на акватории.
Техническим эффектом предлагаемого решения является создание миносбрасывающего комплекса, обладающего повышенной скрытностью оперативных постановок мин и высокой мобилизационной способностью.
Поставленная задача достигается тем, что миносбрасывающий комплекс для надводного судна включает транспортировочный контейнер, который установлен на раме, шарнирно связанной с основанием, снабженным устройством для его крепления на палубе судна, при этом рама выполнена с возможностью поворота и фиксации относительно основания на угол 20-40°.
В контейнере закреплен модуль с пусковыми блоками длиной не менее 1,3 длины устанавливаемой в блок мины, выполненными в калибре мин. Пусковые блоки оснащены направляющими дорожками и дистанционно-управляемыми стопорами, на выходе из каждого блока расположено, по крайней мере, по одному ролику для придания мине угловой скорости. Увеличенная длина пускового блока обеспечивает придание начальной выходной скорости движения мине под действием силы ее тяжести.
Поворотный ролик является продолжением нижней направляющей дорожки и служит для уменьшения коэффициента трения, дальнейшего увеличения выходной скорости и формирования угловой скорости мины в плоскости ее постановки для обеспечения безопасного отделения мины от судна на ходу при волнении моря.
Угол подъема контейнера на раме на 20-40° обеспечивает придание мине требуемых кинематических параметров для безопасного отделения и приводнение мины на расстоянии более 5 метров от борта носителя с дальнейшим отходом от него в воде.
При этом модуль с минами размещается и хранится, например, на арсенале, в стандартном (наибольшее распространение имеют контейнеры ИСО для международных перевозок) контейнере, доставка в порт которого может осуществляться с помощью любого вида транспорта непосредственно при подготовке выхода судна в море.
В предлагаемом комплексе решается задача скрытного приготовления к постановке большого количества мин в условиях арсенала с последующей быстрой их доставкой в порт и погрузкой на контейнеровоз.
На фиг.1 представлен общий вид миносбрасывающего устройства в рабочем положении;
На фиг.2 - расположение контейнеров на судне;
На фиг.3 - модуль пусковых блоков в контейнере.
Миносбрасывающее устройство включает в себя (фиг.1) стандартный транспортировочный контейнер 1, установленный на судне (фиг.2) на поворотной раме 2 (фиг.1), шарнирно связанной с основанием 3, закрепляемым на штатных гнездах для контейнеров на судне - контейнеровозе (фиг.2). В контейнере (фиг.3) размещен модуль 4 с пусковыми блоками 5, образуемыми направляющими дорожками 6, в которых зафиксированы приготовленные к постановке мины 7. Каждый пусковой блок снабжен дистанционно управляемым стопором 8 (фиг.1), а на выходе из каждого блока расположено, по крайней мере, по одному ролику 9 для придания мине угловой скорости. Поворот рамы относительно основания осуществляется, например, гидравлическим подъемником 10 и фиксируется дистанционно управляемыми узлами 11 заштыривания в походном и рабочем положениях. Контейнер 1 имеет двери 12. В контейнере расположены также блок 13 управления с помощью выносного щитка (на фигурах не показан) работой гидроприводов подъемника 10, узлов 11 заштыривания и стопоров 8 и автономная система 14 гидравлики, обеспечивающая функционирование гидроприводов.
Миносбрасывающее устройство работает следующим образом. Перед постановкой мин в заданном районе двери 12 контейнера 1 открываются и фиксируются в открытом положении. Включается питание блока управления 13 и системы гидравлики 14, и поворотная рама 2 дистанционным управлением переводится в наклонное положение на угол 20-40° вместе с контейнером и жестко фиксируется. Затем при снятии с помощью электрогидроманипулятора стопора 8 с какого-либо пускового блока соответствующая мина 7 под действием силы тяжести соскальзывает по направляющим дорожкам 6 в воду.
Минный интервал при постановке обеспечивается временным интервалом между снятиями стопоров в пусковых блоках.
После выполнения постановки мин снимаются фиксаторы грузовой рамы, поворотный блок приводится в исходное положение с раскреплением по-походному.
Авторами экспериментально доказана работоспособность заявляемого технического решения и установлена возможность безопасного отделения мин от надводного носителя при наклонном сбросе под действием ее силы тяжести с борта судна в условиях волнения на море.