устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой поперечной остойчивостью

Классы МПК:B63B39/06 с помощью стабилизирующих пластин, воздействующих на воду
B63B3/44 боковые кили
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Военно-морской инженерный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-30
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается создания пассивных средств умерения качки судов с большим отношением ширины к осадке, которые имеют большую поперечную остойчивость и резкую бортовую качку. Оно рекомендуется для плавучих кранов, крановых судов, транспортных доков, плавучих маяков, казарм, ресторанов и других морских объектов, для которых основной режим эксплуатации заключается в функционировании без хода. Устройство для умерения бортовой качки крановых и иных судов с большим отношением ширины к осадке, высокорасположенным центром масс и большой поперечной остойчивостью имеет пассивные успокоители бортовой качки в виде выступающих за пределы корпуса прочных конструкций. У указанных выше судов вдоль бортов устанавливаются сдвоенные наружные вертикальные днищевые нейтрализаторы волновых нагрузок высотой Ндн устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,2Т, где Т - осадка судна, и длиной Lднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,8b, где L - длина судна. Наружные вертикальные пластины этих нейтрализаторов являются продолжением бортов, а внутренние параллельны наружным и удалены от них на расстояние bдн устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (0,4-0,6)Ндн. Все эти вертикальные пластины жестко (например, на сварке) соединены с днищем судна, которое выполнено усиленной прочности. Нижние кромки вертикальных пластин вертикальных днищевых нейтрализаторов подкреплены горизонтальными полосками шириной устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 nустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (0,2-0,3)Ндн, а сами вертикальные пластины вертикальных днищевых нейтрализаторов дополнительно с днищем судна жестко соединены по всей длине наклонными листами, составляющими с ними угол 20-30°. Изобретение позволяет существенно уменьшить параметры бортовой качки судов на волнении заданной интенсивности без применения механических систем ее успокоения. 2 ил.

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

Формула изобретения

Устройство для умерения бортовой качки крановых и иных судов с большим отношением ширины к осадке, высокорасположенным центром масс и большой поперечной остойчивостью, включающее пассивные успокоители бортовой качки в виде выступающих за пределы корпуса прочных конструкций, отличающееся тем, что у указанных выше судов вдоль бортов устанавливаются сдвоенные наружные вертикальные днищевые нейтрализаторы волновых нагрузок высотой Ндн устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,2Т, где Т - осадка судна, и длиной Lднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,8L, где L - длина судна, при этом наружные вертикальные пластины этих нейтрализаторов являются продолжением бортов, а внутренние параллельны наружным и удалены от них на расстояние bднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (0,4-0,6)Ндн, все эти вертикальные пластины жестко (например, на сварке) соединены с днищем судна, которое выполнено усиленной прочности, нижние кромки вертикальных пластин вертикальных днищевых нейтрализаторов подкреплены горизонтальными полосками шириной устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 n=(0,2-0,3)Ндн, а сами вертикальные пластины вертикальных днищевых нейтрализаторов дополнительно с днищем судна жестко соединены по всей длине наклонными листами, составляющими с ними угол 20-30°.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к пассивным средствам умерения бортовой качки судов с большим отношением ширины к осадке, которые имеют большую поперечную остойчивость и резкую бортовую качку. Оно рекомендуется для плавучих кранов и крановых судов, транспортных доков, плавучих маяков, казарм, ресторанов и других морских объектов, для которых основной режим эксплуатации - функционирование без хода. Оно может быть применено и на судах река-море, имеющих малую осадку и большую ширину.

Особенность плавучих кранов и крановых судов в том, что они имеют тяжелое крановое оборудование на верхней палубе и центр масс, расположенный значительно выше ватерлинии. Для уменьшения крена во время перегрузочных операций у этих судов приходится существенно увеличивать поперечную остойчивость за счет момента остойчивости формы.

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

где g - ускорение свободного падения;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - плотность воды, т/м3;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - метацентрический радиус;

V=устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 LBT - объемное водоизмещение, м3;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - коэффициент общей полноты, лежащий у крановых судов в диапазоне 0,8-0,9;

L, В и Т - длина, ширина и осадка судна, м;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - коэффициент полноты ватерлинии;

I xs - момент инерции площади ватерлинии

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 ;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

- коэффициент вертикальной полноты корпуса, лежащий у судов этого типа в интервале 0,85-0,95.

Поскольку у судов этого типа аппликата центра величины y сустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,55Т, а центра масс ygустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (1,1-1,2)T, то положительное значение поперечной метацентрической высоты

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

может быть достигнуто только

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 .

Потребное значение h у крановых судов может быть определено из ограничения угла крена при перегрузочной операции

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

где устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - ограничение угла крена, рад (обычно устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 );

mгр - предельная масса переносимого груза;

lгр - плечо переноса груза относительно диаметральной плоскости крана; его значение может быть принято в пределах lгр=устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 в·В, где устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 вустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (1,1-1,2) - коэффициент, учитывающий вынос груза за пределы полуширины кранового судна с поправкой на швартовку и полуширину принимающего груз судна.

Удовлетворение условий (3) у КС приводит к значению h более 4-5 м против 1-1,2 м у обычных судов и кораблей того же водоизмещения. Но из-за большой метацентрической высоты крановые суда, плавучие краны и другие указанные выше суда с отношением ширины к осадке более 4-5 имеют очень резкую бортовую качку, даже на небольшом волнении. Поэтому умерение их качки - актуальная задача.

Известны пассивные успокоители качки судов типа скуловых килей и решеток [1, 2]. Они в 2-2,5 раза могут уменьшить амплитуду качки на скоростях более 8-10 узлов, но практически бесполезны при отсутствии хода. А это основной режим работы крановых судов, плавучих кранов, казарм, ресторанов. Кроме того, для КС, плавучих кранов и казарм они малопригодны еще и по другой причине - мешают швартовке их самих к причалам и пришвартовке к ним кораблей и судов для погрузочно-разгрузочных операций. Водяные успокоительные цистерны на судах этого типа неприменимы из-за уменьшения начальной остойчивости, а гироскопы - из-за сложности, дороговизны и ненадежности.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является устройство для умерения бортовой качки, примененное на немецком ледоколе «Polarstern» [3]. Этот ледокол имеет в диаметральной плоскости под днищем килевую коробку, которая, как сказано в [3], служит для демпфирования бортовой качки. Килевая коробка не мешает швартовке, и это ее важное преимущество, но ее эффективность недостаточна. Есть более эффективное решение.

Цель изобретения - обеспечение крановым и иным судам с большим отношением ширины к осадке, высокорасположенным центром масс и большой начальной поперечной метацентрической высотой существенное уменьшение параметров их бортовой качки на волнении заданной интенсивности без применения механических систем ее успокоения. Указанные цели достигаются тем, что у таких судов, снабженных пассивными успокоителями бортовой качки в виде выступающих за пределы корпуса прочных конструкций, под днищем вдоль каждого из бортов и параллельно им устанавливаются сдвоенные наружные вертикальные днищевые кили - нейтрализаторы волновых нагрузок (ВДН) высотой Нднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,2Т осадки судна и длиной Lднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 0,8L длины судна, при этом наружные части этих килей-нейтрализаторов являются продолжением бортов, а внутренние удалены от наружных на расстояние bднустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (0,4-0,6)Hдн, все эти вертикальные пластины жестко (например, на сварке) соединены с днищем судна, которое выполнено усиленной прочности, кромки вертикальных пластин ВДН подкреплены горизонтальными полосками шириной устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 nустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 (0,2-0,3)Hдн, а сами вертикальные пластины ВДН дополнительно с днищем судна соединены по всей длине наклонными листами, составляющими угол 20-30° с вертикальными пластинами.

На фиг.1 показано описанное выше устройство применительно к крановому судну (КС). На корпусе КС (1) расположен кран (2) с грузом (3). Расположенные под днищем ВДН состоят из вертикальных наружных пластин (4), которые подкреплены полосками (5). Вертикальные пластины ВДН дополнительно соединены с днищем наклонными пластинами (6), обеспечивающими жесткое соединение этих пластин с днищем КС.

Принцип уменьшения волновых возмущающих моментов и бортовой качки судов такого типа с помощью ВДН демонстрирует фиг.2. На нем схематично показаны поперечное сечение корпуса, положение на нем центров масс G и плавучести С, параметры волнового профиля, ВДН и основные возмущающие моменты на корпусе и ВДН от воздействия на них волны.

Если профиль волны задать в виде (см. фиг.2)

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

где A0 - амплитуда волны на поверхности;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - волновое число;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - длина волны;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - частота волны;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 - ее период,

то главными составляющими ее воздействия на КС [4] в показанной фазе являются следующие.

1. Квазистатический волновой момент от остойчивости формы и нагрузки

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

Он пропорционален коэффициенту остойчивости gустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 Vh и углу волнового склона устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 вс=-kА0sinустройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 t. Этот момент из-за большой метацентрической высоты у КС является главным возмущающим моментом. В данной фазе волны он действует по часовой стрелке.

2. Динамический момент от горизонтальной инерционно-волновой силы на корпусе устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 , приложенной вблизи центра плавучести его корпуса, и создающий момент обратного знака по отношению к устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

где а=yg-yс - возвышение центра масс над центром плавучести.

3. Инерционно-волновой момент на корпусе судна от изменения по его ширине избыточного волнового давления, который пропорционален

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

Этот момент также действует против часовой стрелки. Но эффективности устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 и устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 недостаточно для нейтрализации очень большого у КС устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 .

Патентная новизна предложения состоит в том, что на ВДН практически без увеличения водоизмещения судна формируется дополнительная сила, приложенная на достаточном удалении от центра масс КС, которая создает дополнительный волновой момент устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 , действующий против устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 . Этот момент пропорционален:

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

Vдндн·устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 днLдн - объем между пластинами днищевых килей-нейтрализаторов;

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124 дн - расстояние между пластинами днищевых нейтрализаторов волновых моментов;

Lдн - длина днищевого нейтрализатора волновых моментов;

Ндн - высота наружного днищевого нейтрализатора;

Как показали выполненные в Военно-морском инженерном институте исследования [4], другие составляющие волновых сил и моментов на корпусе и днищевых килях имеют второй порядок малости по сравнению с указанными выше. Поэтому суммарный волновой момент можно приближенно представить в виде:

устройство для умерения бортовой качки морских судов с большой   поперечной остойчивостью, патент № 2374124

Первый член в (9) имеет отрицательный знак, а второй, третий от корпуса и четвертый от ВДН - положительный (в данной фазе волны). И эта противофазность действия первого члена и трех других проявляется во всех фазах. Поэтому в принципе подбором размеров ВДН для заданной расчетной балльности и массогабаритных размеров судна можно обеспечить заданную степень нейтрализации волновых моментов и уменьшения бортовой качки. Авторами разработана методика выбора эффективности ВДН. Проведенный эксперимент [4] с моделью судна показал, что ВДН вполне приемлемых размеров в 3-4 раза снижают бортовоую качку судна без хода и способны существенно ее уменьшить даже на резонансной частоте.

Патентный поиск не выявил подобного технического решения. Поэтому предложение обладает патентной новизной. Оно также отвечает критерию существенного положительного эффекта, т.к. решает проблему существенного уменьшения бортовой качки судов при функционировании без хода, когда любые суда особенно с большим отношением ширины к осадке подвергаются усиленной качке. И достигается это пассивными средствами, без применения механических систем, только за счет формирования на ВДН волнового момента обратного знака тому главному возмущающему, который является первопричиной качки любых судов.

Источники информации

1. Шмырев А.Н. Успокоители качки судов. Л., Судостроение, 1972 г.

2. Справочник по теории корабля под ред. Я.И.Войткунского, т.2 (Статика судов. Качка судов), Л., Судостроение, 1985.

3. Современное состояние и перспективы развития ледокольного флота зарубежных стран. Л., Судостроение за рубежом, 1988.

4. Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю.В., Ейбоженко А.В. и др. Сравнительное исследование качки моделей морского транспорта-погрузчика и разработка конструктивных мер улучшения его мореходности на основе структурной нейтрализации волновых возмущающих сил и моментов. (Экспериментально-теоретическая оценка эффективности бортовых и днищевых стабилизаторов качки).

Класс B63B39/06 с помощью стабилизирующих пластин, воздействующих на воду

успокоитель качки скоростного судна -  патент 2512078 (10.04.2014)
успокоитель боковой качки судна -  патент 2500568 (10.12.2013)
объект с повышенной устойчивостью на воде -  патент 2488513 (27.07.2013)
конструкция скулового киля судна переходного режима движения (варианты) -  патент 2480369 (27.04.2013)
стабилизирующее устройство судна -  патент 2462387 (27.09.2012)
устройство для умерения бортовой качки и повышения мореходности быстроходных катеров, легких судов и кораблей с остроскулыми обводами -  патент 2448863 (27.04.2012)
судно -  патент 2437797 (27.12.2011)
гидроволновое судно -  патент 2422322 (27.06.2011)
система стабилизации судна (варианты) -  патент 2418713 (20.05.2011)
искусственный субстрат для гашения волн -  патент 2406798 (20.12.2010)

Класс B63B3/44 боковые кили

Наверх