плоское сопло турбореактивного двигателя

Классы МПК:F02K1/12 посредством поворотных створок 
F02K1/00 Реактивные двигатели, отличающиеся по форме или расположению реактивных сопел или сопловых насадок; сопла и насадки для них
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-30
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки. В каждую подвижную створку вмонтирован стержень. На концах стержня закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцев. Изобретение позволяет предотвратить деформацию боковых стенок и таким образом увеличить ресурс их работы. 2 ил. плоское сопло турбореактивного двигателя, патент № 2374477

плоское сопло турбореактивного двигателя, патент № 2374477 плоское сопло турбореактивного двигателя, патент № 2374477

Формула изобретения

Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, отличающееся тем, что в каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцов, причем ось вращения каждого ролика расположена поперек оси поворота створки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно плоское сопло ТРД, содержащее две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки. (Патент США № 5101624, класса 60/266, 1992 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что во время работы двигателя боковые стенки сопла могут в значительной степени деформироваться под действием давления газового потока, что приводит к высоким изгибным напряжениям и требует мероприятий, утяжеляющих конструкцию.

Задачей изобретения является предотвращение возникновения изгибных напряжений в боковых стенках сопла под действием давления газового потока и их деформации.

Указанная задача решается тем, что в известном плоском сопле ТРД, содержащем две неподвижные боковые стенки и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, согласно изобретению, в каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных торцев, причем ось вращения каждого ролика расположена поперек оси поворота створки.

Такое выполнение устройства позволяет уменьшить изгибные напряжения, возникающие в боковых стенках сопла под действием давления газового потока, и передать усилия на стержни, вмонтированные в подвижные створки, которые при этом работают на растяжение.

На фиг.1 показан общий вид плоского сопла ТРД;

на фиг.2 - вид сбоку на сопло.

Сопло содержит две неподвижные боковые стенки 1 и 2 и верхнюю и нижнюю створки 3 и 4. Створка 4 установлена с возможностью поворота вокруг оси 5. Ось поворота створки 3 не показана.

В створки 3 и 4 вмонтированы стержни 5 и 7 соответственно. Концы 8 стержня 7 соединены с осью 5 поворота створок 3 и 4 штангами 9. На концах 8 стержней 6 и 7 закреплены ролики 10, контактирующие с наружными поверхностями 11 и 12 боковых стенок 1 и 2 в области их выходных торцев 13 и 14. Ось вращения 15 каждого ролика 10 расположена поперек оси поворота соответствующей створки 3 или 4.

Во время работы двигателя через сопло выходит газовый поток. Створки 3 и 4 поворачиваются с помощью гидроцилиндров (не показаны). При этом ролики 10 перемещаются по наружным поверхностям 11 и 12 боковых стенок 1 и 2, передавая усилия, действующие на боковые стенки 1 и 2, на стержни 6 и 7, которые при этом работают на растяжение.

Таким образом предотвращается деформация боковых стенок сопла и отпадает необходимость увеличивать вес конструкции.

Изобретение позволяет увеличить ресурс работы боковых стенок и сопла в целом.

Класс F02K1/12 посредством поворотных створок 

изогнутый шатун, снабженный, по меньшей мере, одним средством самовыравнивания -  патент 2524831 (10.08.2014)
гондола двухконтурного турбореактивного двигателя -  патент 2499904 (27.11.2013)
регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя -  патент 2484278 (10.06.2013)
летательный аппарат "летающая тарелка" -  патент 2471676 (10.01.2013)
плоское сопло турбореактивного двигателя -  патент 2462609 (27.09.2012)
реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя -  патент 2455513 (10.07.2012)
плоское сопло турбореактивного двигателя -  патент 2445487 (20.03.2012)
регулируемое сопло турбореактивного двигателя -  патент 2426905 (20.08.2011)
реактивный двигатель с соплом переменного сечения, по меньшей мере, одна створка которого поворачивается вокруг стержня, а также стержни для створок -  патент 2392473 (20.06.2010)
устройство для подачи охлаждающего воздуха к створкам выходного сопла, выходное сопло турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, снабженный таким устройством -  патент 2386049 (10.04.2010)

Класс F02K1/00 Реактивные двигатели, отличающиеся по форме или расположению реактивных сопел или сопловых насадок; сопла и насадки для них

осесимметричное сопло турбореактивного двигателя -  патент 2529283 (27.09.2014)
реверсор тяги гондолы двухконтурного турбореактивного двигателя и гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащая такой реверсор тяги -  патент 2529282 (27.09.2014)
поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя -  патент 2529268 (27.09.2014)
газотурбинный двигатель (варианты) -  патент 2527815 (10.09.2014)
устройство реверса тяги -  патент 2525884 (20.08.2014)
изогнутый шатун, снабженный, по меньшей мере, одним средством самовыравнивания -  патент 2524831 (10.08.2014)
способ синхронизации приводов подвижного капота реверсора тяги -  патент 2523618 (20.07.2014)
кольцевой кожух для сопла турбомашины и сопло турбомашины и турбомашина, содержащие такой кольцевой кожух -  патент 2522232 (10.07.2014)
реверсор тяги -  патент 2522017 (10.07.2014)
стартовый ускоритель самолёта -  патент 2521153 (27.06.2014)
Наверх