профиль гребня упорного диска колеса рельсового транспортного средства
Классы МПК: | B60B17/02 с эластичными шинами B61F13/00 Железнодорожные транспортные средства, отличающиеся конструкциями колес, не отнесенные к другим группам |
Автор(ы): | Галиев Ильхам Исламович (RU), Шилер Валерий Викторович (RU), Белоглазова Наталья Анатольевна (RU), Шилер Александр Валерьевич (RU), Шипилов Павел Александрович (RU), Швецов Семен Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-29 публикация патента:
10.12.2009 |
Изобретение относится к рельсовому транспорту, в том числе может применяться для железнодорожного подвижного состава до мостовых подъемных кранов и монорельсовых дорог. Колесо рельсового транспортного средства содержит упорный диск и ступицу, которая установлена на оси посредством подшипников, бандаж, закрепленный на ступице упругой прослойкой, при этом пространство между посадочными поверхностями бандажа и ступицы выполнено профилированным. По периметру упорного диска сформирован гребень, который боковой поверхностью контактирует с головкой рельса. Боковая поверхность гребня упорного диска, контактирующая с головкой рельса и остряком стрелочного перевода рельсовой колеи, задана криволинейной образующей, которая выпуклостью направлена в сторону головки рельса. Технический результат - повышение безопасности движения и комфортности внутри экипажа, увеличение ресурса упорного диска и снижение сопротивления движению колеса колесной пары. 2 ил.
Формула изобретения
Колесо рельсового транспортного средства, содержащее упорный диск и ступицу, которая установлена на оси посредством подшипников, бандаж, закрепленный на ступице упругой прослойкой, при этом пространство между посадочными поверхностями бандажа и ступицы, выполнено профилированным, по периметру упорного диска сформирован гребень, который боковой поверхностью контактирует с головкой рельса, отличающееся тем, что, с целью повышения ресурса упорного диска, безопасности движения колеса с подрессоренным бандажом, боковая поверхность гребня упорного диска, контактирующая с головкой рельса и остряком стрелочного перевода рельсовой колеи, задана криволинейной образующей, которая выпуклостью направлена в сторону головки рельса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к рельсовому транспорту, начиная от железнодорожного подвижного состава до мостовых подъемных кранов и монорельсовых дорог.
Известны колеса рельсовых транспортных средств, содержащие упругие элементы, гасящие вибрации, вызываемые перемещением по рельсовой колее, например "Упругое колесо рельсового транспортного средства" по авторскому свидетельству СССР № 1775319, МКИ 7 В60В 9/12. За прототип на основании наибольшего совпадения принято "Колесо рельсового транспортного средства" по авторскому свидетельству РФ № 2207250, конструкция которого имеет упорный диск, по периметру которого имеется гребень, ступицу, упругий элемент, подшипники, подрессоренный бандаж, независимо вращающегося относительно упорного диска и оси колесной пары.
Недостатком этих решений является наличие прямолинейной образующей боковой поверхности гребня упорного диска, контактирующей с головкой рельса. Это является причиной недостаточного уровня безопасности движения колеса колесной пары.
Цель предлагаемого изобретения состоит в повышении безопасности движения и комфортности внутри экипажа, в увеличении ресурса упорного диска и снижении сопротивления движению колеса колесной пары.
Суть изобретения состоит в том, что указанная цель достигается за счет замены прямолинейной образующей боковой поверхности гребня упорного диска, контактирующей с боковой поверхностью головки рельса, на криволинейную образующую (например, параболическую), выпуклостью направленную в сторону головки рельса.
На фиг.1 представлена конструкция колеса рельсового транспортного средства. На фиг.2 в увеличенном масштабе показаны профили образующей боковой поверхности гребня 9 упорного диска 2, контактирующей с головкой рельса 10.
Из фиг.1 видно, что конструкция колеса состоит из упорного диска 2 и ступицы 5, независимо вращающихся относительно друг друга. Упорный диск 2 жестко насажен на ось 1, которая имеет возможность вращаться в буксовых подшипниках 8. По периметру упорного диска 2 сформирован гребень 9. Ступица 5 посредством подшипника 7 установлена на оси колесной пары 1. На ступице 5 посредством упругой прокладки 6 установлен подрессоренный бандаж 4.
Боковая поверхность гребня 9 задается криволинейной образующей, выпуклостью направленной в сторону головки рельса 10. Боковую поверхность гребня можно разделить на две зоны: участок поверхности в зоне КА контактирует с верхней частью боковой поверхности головки рельса при прохождении кривых участков пути; второй участок боковой поверхности в зоне СВ контактирует с остряком стрелочного перевода рельсовой колеи. В обоих этих случаях на гребень действует горизонтально-поперечная направляющая сила.
Гребень с криволинейным очертанием боковой поверхности работает следующим образом. При прохождении кривых участков пути колесом с подрессоренным бандажом боковая поверхность гребня 9 контактирует с головкой рельса 10 на участке КА и воспринимает горизонтально-поперечную направляющую силу. На этом участке угол ( ) наклона касательной к образующей боковой поверхности в точке контакта имеет наименьшее значение. Поэтому вертикальная составляющая от направляющего усилия минимальна и значительно меньше, чем вертикальная нагрузка колеса. При таком соотношении вертикальных сил значительно сокращается вероятность вкатывания гребня колеса на рельс.
При вписывании колесной пары с подрессоренными бандажами в стрелочный перевод рельсовой колеи точка контакта гребня с остряком находится в нижней части участка образующей (СВ) боковой поверхности гребня 9. На этом участке значение угла ( ) наклона касательной в точке контакта гребня и остряка больше, чем на верхнем участке (КА) и по сравнению с углом наклона прямолинейной образующей (отрезок АВ). Поэтому значение угла в точке контакта гребня и остряка вполне достаточно для надежного «захвата» боковой поверхностью гребня направляющей боковой поверхности остряка стрелочного перевода. По мере перемещения колеса в продольном направлении направляющая боковая поверхность остряка увеличивается по высоте и точка контакта гребня и остряка перемещается вверх в зону меньшего значения угла .
Технический результат - повышение ресурса упорного диска, безопасности движения, комфортности внутри экипажа.
Повышение безопасности движения и комфортности внутри экипажа обеспечивается за счет придания образующей участка боковой поверхности гребня упорного диска, контактирующего с головкой рельса, выпуклой криволинейной конфигурации.
Класс B60B17/02 с эластичными шинами
Класс B61F13/00 Железнодорожные транспортные средства, отличающиеся конструкциями колес, не отнесенные к другим группам
поперечный профиль поверхности катания подрессоренного бандажа колеса колесной пары - патент 2522225 (10.07.2014) | |
колесо рельсового транспортного средства - патент 2518989 (10.06.2014) | |
железнодорожное колесо - патент 2486063 (27.06.2013) | |
профиль железнодорожного колеса - патент 2454331 (27.06.2012) | |
профиль поверхности железнодорожного колеса - патент 2441762 (10.02.2012) | |
железнодорожное колесо - патент 2428319 (10.09.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408470 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408469 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2408468 (10.01.2011) | |
цельнокатаное железнодорожное колесо - патент 2407653 (27.12.2010) |