зубчатый редуктор
Классы МПК: | F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них F16C25/06 подшипники качения |
Автор(ы): | Гамей Анатолий Илларионович (RU), Ледовский Анатолий Михайлович (RU), Шутов Игорь Яковлевич (RU), Ищенко Виктор Федорович (RU), Балюх Сергей Александрович (RU), Садыков Радик Хайдарович (RU), Адигамова Асия Салиховна (RU), Спасеев Дмитрий Валерьевич (RU), Трофимов Вадим Витальевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-10 публикация патента:
10.12.2009 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены посредством подшипников (9-12) типа конически-роликовых однорядных в корпусе. Регулировочные гайки (14) с дистанционными шайбами (16) закреплены в крышках (15) корпуса (1) в торцах валов. Первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением. Вторая ступень содержит две регулировочные гайки (14). Третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке (14). Шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм. Изобретение позволяет повысить надежность работы редуктора в подшипниках, регулировать зазоры в подшипниках до оптимального, исключить интенсивный износ и разрушения оборудования за счет равномерного перераспределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении. 2 ил.
Формула изобретения
Зубчатый редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, отличающийся тем, что он дополнительно содержит регулировочные гайки с дистанционными шайбами, закрепленные в крышках корпуса в торцах валов, установленных в подшипниках типа конически-роликовых однорядных, при этом первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением, вторая ступень содержит две регулировочные гайки, а третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке, причем шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1,5 мм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах.
Известен редуктор, содержащий корпус с заполненным маслом картером, размещенные в корпусе валы и установленные на валах зацепляющие зубчатые колеса, одно из которых частично погружено в масло (А.с. СССР № 1714263, кл. F16H 57/04, опубл. 23.02.1992).
Известен вертикальный редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из цилиндрических зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения (Анфимов М.И. Редукторы. Конструкция и расчет. - М.: Машиностроение, 1973, с.157).
Наиболее близким к изобретению является вертикальный редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из цилиндрических зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, торцы колес первой и третьей ступеней, обращенные к колесу второй ступени, размещены в одной плоскости (Патент РФ № 2250402, кл. F16H 57/04, опубл. 20.04.2005 г.).
Недостатками известных технических решений являются низкая надежность работы редуктора, необратимый износ подшипников редуктора из-за неравномерного распределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении и исключение возможности регулирования зазора в подшипниках.
Технический результат использования изобретения заключается в повышении надежности работы редуктора в подшипниках, возможности регулировки зазора в подшипниках до оптимального, исключении интенсивного износа, разрушения оборудования за счет равномерного перераспределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении.
Технический результат изобретения достигается тем, что зубчатый редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, дополнительно содержит регулировочные гайки с дистанционными шайбами, закрепленные в крышках корпуса в торцах валов, установленных в подшипниках типа конически-роликовых однорядных, при этом первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением, вторая ступень содержит две регулировочные гайки, а третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке, причем шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм.
Эмпирически установлено, что шаг резьбового соединения, отличный от примененного в заявляемом изобретении оптимально целесообразного, равного 1.5 мм, исключает возможность регулировки зазора в подшипниках до оптимального, приводит к неравномерному перераспределению переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении и к интенсивному износу, разрушению оборудования.
На фиг.1 показан зубчатый редуктор, вид сверху (со снятой крышкой); на фиг.2 - то же, вид спереди.
Зубчатый редуктор содержит корпус 1, коническую вал-шестерню 2 первой ступени, колесо коническое зубчатое 3 первой ступени, цилиндрическую вал-шестерню 4 второй ступени, колесо зубчатое цилиндрическое косозубое 5 второй ступени, цилиндрическую вал-шестерню 6 третьей ступени, колесо зубчатое 7 третьей ступени, вал 8 колеса третьей ступени, колеса 3, 5 и 7 жестко связаны соответственно с валами 2, 4, 6. Валы-шестерни 2, 4, 6 и вал 8 установлены в корпусе 1 с возможностью вращения соответственно в подшипниках 9 и 10, 11, 12 и 13 типа конически-роликовых однорядных. В торцевых частях валов 4, 6 и 8 установлены регулировочные гайки 14 в крышках 15 корпуса 1 с дистанционными шайбами 16.
Устройство работает следующим образом.
При эксплуатации увеличивается зазор между роликами (не показаны) и беговыми дорожками (не показаны) наружных и внутренних обойм подшипников 11, 12 и 13, закручивая гайку 14 механическим воздействием на соответствующую дистанционную шайбу 16, уменьшается упомянутый выше зазор между роликами и беговыми дорожками наружных и внутренних обойм подшипников 11, 12 и 13.
Таким образом заявляемая конструкция, включающая конический 2 и цилиндрические валы-шестерни 4, 6 и вал 8, подшипники 9, 10, 11, 12 и 13 типа конически-роликовых однорядных, регулировочные гайки 14 в крышках 15 корпуса 1 с дистанционными шайбами 16 с шагом резьбового соединения, выбранным эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм, оптимально равномерно перераспределяет переменные осевые нагрузки в зубчатом зацеплении, исключает необратимый износ подшипников, обеспечивает возможность регулирования оптимального зазора в подшипниках, повышает надежность работы зубчатого редуктора.
Класс F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них
Класс F16C25/06 подшипники качения
способ сборки подшипников чистого качения на базе стандартных тел качения - патент 2469218 (10.12.2012) | |
многоступенчатая опора качения - патент 2360156 (27.06.2009) | |
эксцентриковый подшипник качения - патент 2345256 (27.01.2009) | |
эксцентриковый подшипник качения - патент 2341698 (20.12.2008) | |
эксцентриковый подшипник качения - патент 2315212 (20.01.2008) | |
подшипниковый узел (варианты) - патент 2268412 (20.01.2006) | |
опора качения вала - патент 2052680 (20.01.1996) | |
шарикоподшипниковый узел - патент 2015426 (30.06.1994) | |
опора качения вала - патент 2006703 (30.01.1994) | |
опора качения вала - патент 2006702 (30.01.1994) |