умывальник туристический
Классы МПК: | A47K1/00 Умывальники; принадлежности к ним |
Патентообладатель(и): | Горшунов Юрий Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-06-02 публикация патента:
20.12.2009 |
Умывальник туристический содержит емкость с отверстиями в верхней и нижней частях и гнездо с седлом и наружной резьбой под гайку. В гнездо вставлен стержень с клапаном на одном конце и съемным наконечником на другом. Гнездо закреплено гайкой в крышке емкости. В верхнее отверстие емкости вставлен винт с прокладкой и шнуром для подвешивания умывальника. Гнездо клапана имеет направляющее отверстие для стержня, расположенное ниже седла клапана. По оси стержня просверлен канал и имеются радиально расположенные отверстия вверху под клапаном и внизу перед наконечником. Суммарная площадь сечения нижних отверстий больше верхних. По наружной поверхности гнезда в его верхней части нарезана резьба для крепления клапана к переходнику. На стержень между гнездом и наконечником надета пружина, прижимающая клапан к седлу. Рядом с гнездом в крышке емкости закреплен кран, через который воду из емкости можно сливать в другие емкости или, надев шланг на нижний патрубок крана, использовать умывальник в качестве кружки Эсмарха или гигиенического душа. Предусмотрена также полка для туалетных принадлежностей. Изобретение обеспечивает удобство в пользовании и расширение функциональных возможностей. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.
Формула изобретения
1. Умывальник туристический, содержащий емкость с отверстиями в верхней и нижней частях, гнездо для клапана с седлом и наружной резьбой под гайку и отверстием под стержень с внутренней резьбой под наконечник в нижней части, в гнездо вставлен стержень с клапаном на одном конце и съемным наконечником на другом, гнездо закреплено гайкой в крышке емкости, в верхнее отверстие емкости вставлен винт с прокладкой, завернутый в гайку, имеющую усики на концах, умывальник подвешивается за винт на шнуре и имеет полку для туалетных принадлежностей, отличающийся тем, что гнездо клапана имеет направляющее отверстие для стержня, расположенное ниже седла клапана, его диаметр соответствует диаметру стержня, а вода в ладони рук при поднятом клапане подается через радиально расположенные отверстия вверху под клапаном и внизу перед наконечником, соединенные между собой каналом, просверленным по оси стержня, причем суммарная площадь сечения нижних отверстий значительно больше верхних, по наружной поверхности гнезда в его верхней части нарезана резьба для крепления клапана к переходнику, а на стержень между гнездом и наконечником надета пружина, прижимающая клапан к седлу, в сжатом состоянии пружина прячется в отверстии гнезда, расположенном ниже направляющего отверстия, винт подвески в верхней части имеет проушину с отверстием под крючок, между днищем емкости и уплотнительной прокладкой на винт надета пружина, приподнимающая прокладку при отвинчивании винта, по поверхности гайки, прилегающей к днищу емкости, от отверстия под винт до границы гайки нарезаны канавки для доступа воздуха в емкость, а полка имеет паз, которым она вставляется под прокладку винта, рядом с гнездом в крышке емкости закреплен кран, через который воду из емкости можно сливать в другие емкости или, надев шланг на нижний патрубок крана, использовать умывальник в качестве кружки Эсмарха или гигиенического душа.
2. Умывальник туристический по п.1, отличающийся тем, что клапан с помощью переходника закреплен на конце трубки, трубка с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и фиксации в транспортном положении закреплена в кране, установленном в нижней части емкости с возможностью его поворота в вертикальной плоскости.
3. Умывальник туристический по п.2, отличающийся тем, что его трубка закреплена к внутренней стенке двери автомобиля с возможностью ее поворота и фиксации в транспортном положении, а емкость в комплекте с электрическим насосом установлена внутри двери ниже уровня трубки, на конце трубки закреплено изливное устройство, в верхней части которого размещен электрический выключатель, а в нижней - подпружиненный стержень, в верхний торец которого завернут винт, по оси стержня высверлен канал, ниже винта просверлено радиально расположенное отверстие и четыре продолговатых отверстия внизу перед наконечником, в средней части в стержень завернут винт, перемещающийся в пазу корпуса и ограничивающий вертикальные и вращательные движения стержня, полость электрического выключателя изолирована от полости стержня диафрагмой, в крайнем верхнем положении стержня его верхнее отверстие совмещается с отверстием для трубки, а винт, своим концом прогибая диафрагму, воздействует на шток выключателя, контакты которого замыкаясь, включают электрический насос, соединенный через обратный клапан шлангом через штуцер и другие детали с изливным устройством, электрический провод заведен в штуцер и далее скрытно проложен внутри деталей умывальника к контактам электрического выключателя.
4. Умывальник туристический по п.1, отличающийся тем, что в его изливном устройстве в верхней части размещен электрический выключатель, а в нижней - клапан с завернутым в него винтом, воздействующим через диафрагму на шток выключателя при подъеме клапана в крайнее верхнее положение.
Описание изобретения к патенту
Умывальник туристический содержит емкость, клапан, кран, подвеску, трубку, изливное устройство, электронасос, обратный клапан, электровыключатели, фиксаторы трубки и другие детали. Не все перечисленные детали используются одновременно в каждом умывальнике. В зависимости от предназначения умывальника по виду туризма (пеший, автотуризм, водный туризм) в нем могут применяться те или другие детали. Так для пешего туризма предлагается умывальник, включающий в себя легкую пластиковую или алюминиевую емкость, в крышке которой закреплен клапан и кран или только клапан. Такой умывальник в полевых условиях подвешивается на шнуре или устанавливается в специальном кронштейне.
Умывальники для автотуризма имеют более прочную и жесткую емкость, установленную в нише обивки двери, внутри двери или в других местах автомобиля. В съемном автомобильном умывальнике вода из емкости подается самотеком через трубку, закрепленную в кране с возможностью ее поворота в вертикальной и горизонтальной плоскости. На конце трубки в специальном переходнике размещен клапан. В стационарном автомобильном умывальнике емкость установлена внутри двери или, например, в багажнике, моторном отсеке, салоне. В этом варианте трубка с изливным устройством устанавливается отдельно от емкости, например, на внутренней стенке двери автомобиля, а вода из емкости подается эл. насосом с обратным клапаном или через клапан, установленный на конце трубки вместе с эл. выключателем в изливном устройстве.
Изобретение относится к санитарной технике и может быть использовано туристами, водителями автотранспорта, людьми, живущими и работающими в полевых условиях.
Известен умывальник туристический, описанный в свидетельстве на полезную модель RU 12953, кл. А47К 1/00, 1999, содержащий емкость с отверстием в нижней части, стержень с наконечником на нижнем конце и клапаном на верхнем конце, размещенном в нижнем отверстии емкости в гнезде клапана с возможностью вертикального перемещения.
В качестве ближайшего аналога принят умывальник туристический (RU 2178664 C1 A47К 1/00, 2002), содержащий емкость с отверстиями в нижней и верхней частях, ребра жесткости на днище емкости, стержень с наконечником на нижнем конце и клапаном на верхнем конце, размещенный в нижнем отверстии емкости в гнезде клапана с возможностью вертикального перемещения. Умывальник снабжен съемной чекой, прокладкой, винтом с завернутым в него рымболтом, установленным последовательно снаружи в верхнем отверстии емкости, и гайкой, закрепляющей их изнутри и имеющей усики, охватывающие одно из ребер жесткости, а также кольцевую проточку в середине со сквозными отверстиями. Головка винта имеет отверстие с резьбой, в котором закреплены рымболт, нижняя часть гнезда клапана выполнена с наружной и внутренней резьбой, соответствующей сопрягаемой с ней внутренней резьбе гнезда клапана, при этом умывальник имеет съемную полку, надетую на емкость.
Недостатками умывальников являются следующие.
- Ненадежная герметичность клапана из-за неточности его посадки в гнездо в связи с отсутствием в конструкции элементов, направляющих стержень, так как диаметр отверстия, в котором перемещается стержень, значительно больше диаметра стержня, что необходимо для пропуска воды через это же отверстие.
- Силы тяжести клапана недостаточно для его прижима к седлу, особенно, когда вектор силы тяжести не совпадает с геометрической осью клапана.
- При отвертывании винта подвески прокладка под винтом не поднимается из-за ее прилипания к днищу емкости, препятствуя доступу воздуха в емкость.
- Большие размеры клапана и седла утяжеляют конструкцию.
- Наличие отдельно переносимых деталей подвески (чека, рымболт), которые можно потерять.
- Эксплуатационные возможности умывальника раскрыты недостаточно.
Задачей изобретения является:
1) повысить надежность работы клапана и подвески,
2) расширить область использования умывальника,
3) повысить удобство пользования им.
Поставленная задача решена путем усовершенствования конструкции клапана и подвески, разработки конструкции изливных устройств с клапаном и эл. выключателем, применения принудительной подачи воды с помощью эл. насоса, использованием трубки с клапаном или изливным устройством на конце с возможностью ее поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Гнездо клапана в отличие от аналога имеет три отверстия по оси, в первом размещено седло для клапана, второе является направляющим для стержня клапана, в третьем размещается пружина, надетая на стержень. По оси стержня высверлен вертикальный канал, под клапаном и над наконечником просверлены радиально расположенные отверстия. Вода из емкости при поднятом клапане через отверстие под клапаном поступает в канал и изливается в ладони рук через отверстия перед наконечником. В проушине на конце винта подвески сделано отверстие, за которое зацепляется крючок со шнуром, между прокладкой и днищем емкости установлена коническая пружина, приподнимающая прокладку при ослаблении винта. К емкости автомобильного переносного самотечного умывальника закреплен кран с возможностью его поворота вокруг горизонтальной оси, в другом отверстии крана размещена трубка с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. На конце трубки закреплен специальный переходник с клапаном. Это позволило перед снятием умывальника укладывать трубку по диагонали емкости. В автомобильном стационарном умывальнике предусмотрена принудительная подача воды эл. насосом, установленным на емкости, расположенной внутри двери автомобиля или в других местах.
Таким образом, все отличительные признаки являются существенными и решают поставленную задачу.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:
фиг.1 - носимый умывальник на базе 5 л пластиковой емкости, общий вид;
фиг.2 - носимый умывальник на базе 1 л алюминиевой фляги;
фиг.3 - гнездо клапана;
фиг.4 - стержень с клапаном;
фиг.5 - винт подвески;
фиг.6 - гайка винта;
фиг.7 - полка;
фиг.8 - съемный автомобильный умывальник, вид сбоку;
фиг.9 - съемный автомобильный умывальник, вид спереди;
фиг.10 - кронштейн для крепления умывальника;
фиг.11 - кран, закрепленный к емкости, с трубкой и клапаном;
фиг.12 - штуцер;
фиг.13 - ниппель;
фиг.14 - поворотный штуцер;
фиг.15 - стационарный автомобильный умывальник с принудительной подачей воды, вид сбоку;
фиг.16 - изливное устройство с эл. выключателем в разрезе;
фиг.17 - корпус изливного устройства в разрезе;
фиг.18 - контейнер для выключателя в разрезе;
фиг.19 - штуцер в разрезе;
фиг.20 - изливное устройство с клапаном и выключателем в разрезе;
фиг.21 - чехол для фляги-умывальника.
Туристический носимый умывальник (фиг.1) состоит из 5л пластиковой емкости 1, ее крышки 2, клапана 6 в сборе с другими деталями, крана 11 и подвески.
Клапан и кран закреплены гайками 4 и 12 в крышке 2 емкости. Для придания жесткости днищу крышки под гайку 12 и гнездо 3 клапана подложена общая стальная шайба 26. Герметичность обеспечивается прокладками 13, 19, 29. Гнездо 3 (фиг.3) имеет 3 отверстия. Первое в верхней части коническое отверстие 32 является седлом для клапана, второе 7 - направляющим для стержня, в третьем 105 размещается пружина 8 и резьба 43 для наконечника 9. В верхней части гнезда нарезана наружная резьба 33 для крепления клапана к переходнику, ниже - наружная резьба 31 под гайку 4 (фиг.1). Клапан 6 (фиг.4) изготовлен заодно со стержнем 5, внутри которого по оси высверлен канал 36. Вверху стержня ниже клапана просверлены 4 радиально расположенные отверстия 37, внизу над наконечником - четыре продольных отверстия 30, общая площадь сечения нижних отверстий значительно больше общей площади сечения верхних. Это обуславливается тем, что скорость вытекания воды через нижние отверстия должна быть уменьшена, иначе вода струями бьет не в ладони, а мимо них. На конце стержня нарезана резьба 38 для наконечника. Стержень вставлен в гнездо, снизу на него надета пружина 8 (фиг.1) и навернут наконечник 9. При нажатии ладонями рук на наконечник снизу вверх стержень перемещается вверх, и как только верхние отверстия в стержне войдут в полость седла клапана, вода из емкости через отверстия и внутренний канал будет поступать в ладони рук. Для обеспечения компактности при переноске умывальника наконечник, находясь в крайнем верхнем положении, может быть завернут резьбой 41 в гнездо клапана. Для переноса имеется ручка 10. Кран 11 предназначен для слива воды в другие емкости, например в кружку. На нижний патрубок 39 крана может быть надет шланг для использования умывальника в качестве гигиенического душа или кружки Эсмарха. На верхний патрубок 40 крана надета трубка 32, предотвращая полный слив воды из емкости через кран, оставшаяся часть воды используется для мытья рук.
Подвеска предназначена для обеспечения доступа воздуха в емкость в рабочем положении умывальника и его подвески на шнуре. Она состоит из винта 14 (фиг.5) с проушиной 27 и отверстием в ней для крючка 15 (фиг.1). Ниже проушины просверлено отверстие 42 под штифт 33. На верхнюю часть винта напрессован барашек 28 и закреплен штифтом 33. Винт с надетыми на него шайбой 31, прокладкой 20, конической пружиной 35 вставлен в отверстие днища емкости и завернут в гайку 23. Нижний торец конической пружины 35 размещен в углублении 22 емкости 1. Гайка (фиг.6) имеет канавки 25 для прохождения по ним воздуха внутрь емкости, а также отогнутые усики 24, предотвращающие вращение гайки при вращении винта.
Умывальник подвешивается на крючок 15, через вертлюжок 16, серьгу 21, зажим 17 на шнур 18. Вертлюжок предотвращает закручивание шнура при вращении винта. При нажатии на рычаг 34 умывальник можно перемещать по шнуру вверх или вниз. Умывальник может быть также установлен в специальном кронштейне, закрепленном, например, к стене.
На фиг.2 изображен общий вид носимого умывальника на базе 1 л алюминиевой фляги. На наружной поверхности клапана сделан шлиц 46 с двумя пересекающимися отверстиями. Нить 47, с узлом на конце, заведена в горизонтальное, а затем в вертикальное отверстие шлица. На нить надеты поплавок 48 и поперечина 49 из тонкого эластичного пластика. Нить предназначена для удержания выкрученной крышки около фляги. При необходимости отсоединения крышки от фляги нить с поплавком и поперечиной вытаскивается через горловину фляги, при этом поперечина складывается (сминается) и проходит в горловину. В рабочем положении поплавок удерживает нить внутри емкости, исключая попадание нити под клапан. Полка 44 для туалетных принадлежностей вставлена своим пазом 45 (фиг.7) под прокладку винта подвески. Умывальник может быть установлен в отверстие кронштейна, полки или подвески на шнуре.
На фиг.21 изображен чехол для фляги-умывальника. Горловина фляги размещается в верхнем отверстии 88. От нее вниз по бокам вшиты две застежки (молнии) 89. С правой стороны, прилегающей к телу, имеется петля 90 под ремень. Внизу расположено отверстие 91 под барашек винта и петля 92 для удержания чехла пальцами рук при вытаскивании фляги из него. С левой стороны чехла имеется карман 93, в котором размещены полка, шнур с крючком, зеркальце, мыло и другие туалетные принадлежности. Расстегнув молнии и удерживая чехол снизу за петлю, фляга вынимается из чехла, остающегося на ремне.
На фиг.8, 9 изображен съемный автомобильный умывальник. Емкость 1 умывальника с помощью кронштейна 101 (фиг.10), винтов 60 (фиг.9) и резинового ремня 48 закреплена в нише обивки двери багажника. В отверстии нижней части емкости гайкой 49 (фиг.11) закреплен штуцер 50 (фиг.12). В штуцер изнутри емкости вставлен ниппель 51 (фиг.13). На конец ниппеля 51 надета изогнутая трубка 104, позволяющая дополнительно опорожнять емкость за счет сифона. В канавках ниппеля размещены уплотнительные кольца 52. Усилие, необходимое для вращения ниппеля, регулируется натягом, который создается гайкой 53, навернутой на резьбу ниппеля. На эту же резьбу навернут угловой кран 11 (фиг.11) с контргайкой 54. В нижнее отверстие крана вставлен поворотный штуцер 55 (фиг.14), закрепленный накидной гайкой 56. В поворотный штуцер завернута трубка 57, на конец трубки (фиг.11) навернут специальный переходник 58. В нижней части переходника с помощью резьбового соединения закреплен клапан в сборе. В крайнем верхнем положении клапан упирается в ограничительный штифт 59. Умывальник в рабочем положении изображен на фиг.8, в транспортном положении трубка повернута вдоль двери и зафиксирована фиксатором 62, закрепленным к стенке двери. Для переноса, заполнения емкости, установки ее на плоскость трубка из транспортного положения поворачивается вместе с краном в вертикальной плоскости и фиксируется в фиксаторе 100, закрепленном к емкости, в положении, показанном тонкой линией на фиг.9.
Умывальник легко и быстро вынимается из кронштейна, для чего необходимо предварительно снять ремень с крючков 61 (фиг.10), и может быть использован на подвеске, с установкой на плоскости, полке, кронштейне вне автомобиля.
На фиг.15 изображен стационарный автомобильный умывальник с принудительной подачей воды эл. насосом. Емкость 1 для воды в комплекте с насосом 64 установлена внутри двери, горловина 63 выведена наружу и закрыта крышкой. Выше насоса в стенке двери закреплен ниппель 65. С наружной стороны на резьбу ниппеля навернут уголок 66, в уголок вставлен поворотный штуцер 55, в котором с помощью резьбы закреплена трубка 57. На резьбу, нарезанную на конце трубки, навернуто изливное устройство 94. С внутренней стороны ниппеля 65 на нем, с помощью резьбы, закреплен штуцер 68 с завернутым в него ниппелем 67 (фиг.19). На ниппель надет шланг 69 (фиг.15), соединенный через обратный клапан 70 с насосом 64. Через отверстия в торце штуцера (фиг.19), в уплотнительном кольце 71 и нажимной гайке 72 в штуцер заведен двухжильный эл. провод. Завернутая в штуцер гайка 72 сжимает уплотнительное кольцо 70, что и обеспечивает герметичность. Изливное устройство (фиг.16) состоит из корпуса 73, контейнера 74 для выключателя, крышки 75, стержня 5, пружины 8, опоры 83 и эл. выключателя 84. Корпус (фиг.17) имеет в верхней части гнездо для контейнера, по наружной поверхности гнезда нарезана резьба 95 для крепления крышки. Ниже гнезда размещена полость для стержня и трубки с нарезанной резьбой 78. В перегородке между полостями просверлено отверстие 103 под винт 76 (фиг.16), отверстие под штифт 96 (фиг.17) и наклонный канал 102, в нижней части корпуса сделан паз 80 под ограничительный винт 81.
Контейнер (фиг.18) в нижней части имеет полость 82 и отверстие под штифт 83. В верхней части контейнера размещено отверстие под выключатель 84. Ось отверстия под выключатель смещена влево от оси контейнера. В перемычке между отверстием под выключатель и полостью 82 нарезана резьба 97, в которую заворачивается эл. выключатель 84. В правой части контейнера высверлен канал 98 для эл. провода. На дно гнезда (фиг.16) под контейнер уложена диафрагма 85, изолирующая полость контейнера от полости стержня. На диафрагму установлен контейнер и прижат к ней крышкой 75. Штифт 96 не дает проворачиваться контейнеру при вращении крышки. В верхний торец стержня 5 завернут винт 76 с контргайкой 77. Ниже винта в стержне просверлено отверстие 79. Внизу перед наконечником сделаны четыре продолговатых отверстия 30. Отверстия соединены между собой каналом 36, расположенным по оси стержня. В резьбовое отверстие в средней части стержня завернут ограничительный винт 81, ограничивающий вертикальное перемещение и вращение стержня. Выше нижних отверстий на стержне стопорным винтом 99 закреплена опора 83 для пружины 8, надетой на стержень.
Двухжильный провод заведен в штуцер 68, далее скрыто проложен внутри деталей умывальника, как показано штриховой линией на фиг.15, и соединен с контактами выключателя 84 (фиг.16). Одна жила провода внутри двери через выключатель 86 соединена с эл. проводкой автомобиля, другая - с плюсовой клеммой эл. насоса 64. Отрицательная клемма насоса соединена с массой кузова. Выключатель 86 исключает возможность включения насоса при движении автомобиля.
При нажатии на наконечник 9 (фиг.16) стержень перемещается в крайнее верхнее положение, верхнее отверстие 79 в стержне совмещается с резьбовым отверстием 78, винт 76 своим концом прогибает диафрагму 85, которая перемещает вверх шток 87 выключателя 84. Контакты выключателя замыкаются, включая эл. насос, вода из емкости начинает заполнять детали умывальника, прежде чем изливаться в ладони, то есть вода первоначально подается в ладони с некоторой задержкой. Чтобы этого не случилось при последующем нажатии, необходимо предотвратить слив воды в емкость через насос после выключения насоса. Для этого сразу за насосом установлен обратный клапан 70.
Возможен и второй вариант. На фиг.20 изображено изливное устройство, в нижней части которого установлен клапан, а в верхней - эл. выключатель. В торец клапана завернут удлинительный винт 76.
В этом варианте обратный клапан не нужен, так как при закрытом клапане вода из-за вакуума сливаться в емкость не будет.
Класс A47K1/00 Умывальники; принадлежности к ним