аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
G08G3/00 Системы регулирования движения водного транспорта
G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-07
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и автоматического расхождения с ними. В предложенной аппаратуре используются приемник спутниковой навигационной системы, вычислитель, радар, рулевой привод, сумматор и блок программного управления. Из последнего сигнал коррекции заданного путевого угла вводится на вход сумматора в случае удовлетворения условия столкновения судна со встречным объектом, которое вырабатывается в вычислителе. Коррекция заданного путевого угла поступает в блок программного управления из вычислителя. Изобретение обеспечивает повышенную эффективность в исключении возможности столкновения судна со встречными объектами. 1 ил.

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

Формула изобретения

Аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, содержащая приемник спутниковой навигационной системы, вырабатывающий сигналы текущей широты и долготы судна, а также сигнал текущего путевого угла, задатчик путевого угла, датчик угловой скорости судна, датчик угла руля, выходы которых подключены соответственно к четырем входам сумматора, вырабатывающего сигнал скорости перекладки руля и соединенного с рулевым приводом, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блок программного управления, вырабатывающий сигнал для корректировки заданного путевого угла при появлении встречного объекта и соединенный выходом с пятым входом сумматора, радар, вырабатывающий сигналы азимута встречного объекта и расстояния от встречного объекта до судна, и вычислитель, подключенный входами к радару и приемнику спутниковой навигационной системы, а выходом - к входу блока программного управления и выполненный с возможностью формирования траекторий будущего движения судна и встречного объекта, а также определения по ним широты и долготы точки пересечения отрезков траекторий будущего движения судна и встречного объекта.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и расхождения с ними. Известно устройство (АС СССР № 460535), обеспечивающее автоматическое удержание судна на заданном курсе. Стабилизация курса осуществляется по данным гирокомпаса, который является основным источником информации о направлении движения судна. Сигнал текущего курса и его производная поступают на вход вычислителя, на вход которого поступает также сигнал с датчика угла перекладки руля.

Известна также система автоматического управления движением судна (патент России № 2248914, принятый в качестве прототипа). Автоматическое управление движением судна основано на использовании приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного значения путевого угла и сумматора, на вход которого поступают сигналы: текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна и угла перекладки руля, для формирования закона управления рулевым приводом судна. Выход сумматора подключен к входу рулевого привода.

Существенным недостатком рассмотренных выше систем автоматического управления движением судна является возможность столкновения с встречными объектами.

Для устранения отмеченного недостатка в предлагаемой аппаратуре автоматического управления движением судна обеспечивается выявление встречных судов, с которыми возможно столкновение. После выявления такого встречного объекта аппаратура определяет требуемую корректировку в направлении движения судна, при которой будет исключена возможность столкновения, и изменяет направление движения судна. Через время прохождения судном точки пересечения корректированных траекторий (или минимальной точки сближения с встречным объектом) отключается коррекция, и судно выводит к прежнему маршруту движения.

Для решения поставленной задачи в предлагаемую аппаратуру дополнительно вводят:

- блок программного управления,

- радар (выдающий сигналы вектора расстояния от судна до встречного объекта),

- вычислитель, в котором формируют сигналы текущей широты, долготы и вектор скорости движения встречного объекта, будущие траектории движения судна и встречного объекта и величину коррекции к заданному путевому углу.

Для формирования закона управления рулевым приводом к входу сумматора подключают блоки:

- приемник СНС,

- датчик угловой скорости судна,

- датчик угла руля,

- задатчик путевого угла,

- программного управления.

Выход сумматора подключают к рулевому приводу.

Целью предлагаемой аппаратуры является обеспечение автоматического расхождения судна с встречным объектом путем:

- определения в ограниченной акватории движения судна встречного объекта, с которым возможно столкновение,

- нахождение минимально возможной величины отклонения судна от заданного направления движения «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд», при котором будет исключена возможность будущего столкновения с встречным объектом,

- автоматического перевода судна на новое направление движения ПУзд+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд (с отключением задатчика путевого угла от сумматора),

- автоматическое отключение ПУ зд+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд и подключение задатчика путевого угла к сумматору после окончания режима расхождения для выхода судна в дальнейшем на заданную траекторию движения.

Рассмотрим, как реализуется поставленная цель в предложенной аппаратуре.

На чертеже представлена блок-схема аппаратуры автоматического расхождения судна со встречным объектом, содержащая приемник СНС 1, задатчик путевого угла ПУзд 2, датчик угловой скорости 3, датчик руля 4, рулевой привод 5, сумматор 6, блок программного управления 7, радар 8, вычислитель 9, объект управления 10 (судно).

В качестве возможного варианта реализации рассмотрим приемник СНС 1 типовой разработки НПО «Агат» или Красноярского завода, задатчик путевого угла 2 и датчик руля 4, преобразователи угла в напряжение с точностью не хуже 2%; датчик угловой скорости 3 типовой с чувствительностью не хуже 0.005 гр/сек; сумматор 6, блок программного управления 7 и вычислитель 9 могут реализовываться на микросхемах 140 уд 8 или на процессорах; рулевой привод 5 и радар 8 - штатное судовое оборудование.

Аппаратура работает следующим образом.

1. Из приемника СНС 1 сигнал текущего путевого угла судна «ПУ» поступает на первый вход сумматора 6. На второй-пятый входы сумматора 6 подключены выходы: задатчика 2 путевого угла «ПУзд », датчика 3 угловой скорости судна «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 », датчика 4 руля «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 » и блок 7 программного управления - корректировки заданного путевого угла «ПУзд+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд». На выходе сумматора 6 вырабатывается скорость перекладки руля «d/dtаппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 », которая поступает на вход рулевого привода 5:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

Ki=1,2,3 - постоянные коэффициенты регулирования.

В случае отсутствия встречного объекта аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд=0 судно будет двигаться с путевым углом, равным заданному значению ПУ=ПУзд.

2. При появлении встречного объекта с выхода радара 8 поступают на первый вход вычислителя 9 азимут встречного объекта «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 » и расстояние от встречного объекта до судна «L», на второй вход вычислителя с выхода приемника СНС 1: курс судна аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 , текущая широта и долгота судна «Фi», «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 i» и путевой угол судна ПУсуд . В вычислителе 9 формируется текущая широта и долгота встречного объекта, вектор расстояния от судна до встречного объекта «L об.,суд.», путевой угол встречного объекта ПУ об. и скорость хода Vоб.:

а) текущая широта и долгота встречного объекта

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 - текущий курс судна,

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 - текущий азимут встречного объекта,

L об.,суд. - расстояние от судна до встречного объекта,

Фоб., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об., (Фсуд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.) - текущая широта и долгота встречного объекта (и судна),

б) путевой угол встречного объекта:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где ПУоб. - текущий путевой угол встречного объекта,

Фоб.i-1, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.i-1 и Фoб.i, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.i - текущая широта и долгота встречного объекта в момент времени «t» и в следующий момент времени «t+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t»,

в) скорость хода встречного объекта:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где Фоб.i-1, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.i-1 и Фoб.i, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.i - текущая широта и долгота встречного объекта в момент времени t и в следующий момент времени t+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t,

Vоб. - скорость движения встречного объекта,

d/dt - символ дифференцирования.

3. Используя полученные по зависимостям (2-4) в вычислителе 9 текущую широту, долготу и вектор скорости встречного объекта и из приемника СНС 1 сигналы широты, долготы и скорости хода судна, формируем в вычислителе 9 траектории будущего движения судна и встречного объекта, по которым в ограниченной акватории аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.<аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 I<С определяют широту и долготу точки (Ф n аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n) пересечения отрезков траекторий будущего движения судна и встречного объекта:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где Фоб., Фсуд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд. - текущие широты и долготы встречного объекта и судна.

4а) Если условие пересечения траекторий (5) в ограниченной акватории не имеет решения, в вычислителе 9 через интервал времени «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t» вновь решают зависимости (2)-(4).

4б) Если условие (5) выполняется, в вычислителе 9 определяется условие одновременного будущего нахождения судна и встречного объекта вблизи точки пересечения двух траекторий (Фn , аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n):

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где tсуд.=Lсуд./V суд.,

tоб.=Lоб./V об.,

Lсуд. - расстояние между текущим положением судна (Фсуд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.) и точкой пересечения траекторий (Ф n,аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n),

Lоб. - расстояние между текущим положением встречного объекта (Фоб., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.) и точкой пересечения траекторий (Ф n,аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n),

Vсуд., Voб. - скорость движения судна и встречного объекта,

tсуд., tоб. - расчетное время движения судна и встречного объекта от текущих широт и долгот судна и встречного объекта (Фсуд., Фоб., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.) до точки пересечения траекторий (Ф n, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n).

5а) Если условие (6) не выполняется, в вычислителе 9 через интервал времени «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t» вновь решают зависимости (2)-(4) и т.д.

5б) Если условие (6) выполняется, в вычислителе 9 вырабатывается уставка аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд, которая суммируется с текущим путевым углом судна ПУсуд.=ПУзд (поступившим из приемника СНС 1). Затем в вычислителе 9 вырабатывается условие пересечения корректированной траектории движения судна и траектории движения встречного объекта:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

где Фсуд.кор.iсуд. =CtgПУсуд.кор.(аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.кор.i-аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.),

Фоб.кор.i об.=CtgПУоб.(аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.кор.i-аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.),

ПУсуд.кор.=(ПУ зд+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд)

6а) Если зависимость (5а) не имеет решения, из вычислителя 9 сигнал

ПУ суд.кор.=ПУсуд.+аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд

поступает в блок программного управления 7 и далее на пятый вход сумматора 6, при этом блок программного управления 7 отключает задатчик ПУзд 2 от сумматора 6. Судно начинает двигаться по скорректированному направлению ПУсуд.кор..

В вычислителе 9 формируется время Трасхож.:

Т расхож.=Lсуд.расх./Vсуд.

где L2аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.расх.=(Фкор.nсуд. )2+(аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 кор.n-аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.)2,

Lсуд.расх. - отрезок пути судна от текущей точки нахождения судна (Фсуд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд.) до точки пересечения скорректированной траектории движения судна с траекторией движения встречного объекта (Фкор.n, аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 кор.n). Блок программного управления 7 через время Трасхож. по сигналу из вычислителя 9 отключается от сумматора 6 и к пятому входу сумматора 7 подключает задатчик ПУзд 2. Аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом возвращается в начальное исходное состояние.

6б) Если зависимость (5а) имеет решение, в вычислителе 9 определяется выполнение условия одновременного будущего нахождения судна и встречного объекта в точке пересечения двух траекторий (Фn кор., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n кор.):

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

tсуд.кор., tоб.кор. - расчетное время движения судна и встречного объекта от текущих широт и долгот судна и встречного объекта (Фсуд., Фоб., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 суд., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 об.) до корректированной точки пересечения траекторий (Фn кор., аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 n кор.).

7а) Если условие (6а) не выполняется в вычислителе 9 через интервал времени «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t», аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом возвращается в исходное первоначальное состояние и вновь решаются зависимости (2)-(4) и т.д.

7б) Если условие (6а) выполняется, в вычислителе 9 вырабатывается уставка аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд1=2аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд, которая суммируется с текущим путевым углом судна ПУсуд. (поступившим из приемника СНС 1). Затем в вычислителе 9 вырабатывается условие пересечения вновь корректированной траектории движения судна и траектории движения встречного объекта:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

8а) Если зависимость (5б) не имеет решения в вычислителе 9, сигнал

ПУсуд.кор.1 =ПУсуд.+2аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд

поступает в блок программного управления 7 и далее на пятый вход сумматора 6. Программный блок 7 отключает задатчик 2 ПУзд от сумматора 7. Судно начинает двигаться по вновь скорректированному направлению ПУ суд.кор.1. В вычислителе 9 формируется время Трасхож.1 .

Через время Трасхож.1 аппаратура расхождения судна со встречным объектом переходит в начальное исходное состояние.

8б) Если зависимость (5б) имеет решение в вычислителе 9, тогда определяется выполнение условия:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

9а) Если условие (6б) не выполняется, то через интервал времени «аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 t» вновь решают зависимости (2)-(4) и т.д.

9б) Если условие (6б) выполняется, в вычислителе 9 вырабатывается уставка аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд2=3аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд, которая суммируется с текущим путевым углом судна ПУсуд.. Затем в вычислителе 9 формируется условие:

аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194

10а) Если зависимость (5в) в заданной акватории не имеет решения в вычислителе 9, сигнал:

ПУ суд.кор.2=ПУсуд.+2аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, патент № 2376194 ПУзд

поступает в блок программного управления 7 и судно начинает двигаться по вновь скорректированному направлению ПУсуд.кор.1. Через время Трасхож.2 аппаратура расхождения судна переходит в начальное исходное состояние.

10б) Если зависимость (5в) имеет решение, тогда определяется выполнение следующего условия (6в). При невыполнении условия (6в) аппаратура расхождения судна переходит в начальное исходное состояние, при выполнении условия (6в) формируется новое значение ПУсуд.кор.2 и циклы поиска безопасного направления движения судна продолжатся. После определения «n» корректированного направления движения судно выйдет на это направление и продолжит движение по этому направлению в течение «Трасхож.n ». Далее аппаратура расхождения судна со встречным объектом вернется в начальное исходное состояние.

Проведенное моделирование подтвердило эффективность использования предложенной аппаратуры.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)

Класс G08G3/00 Системы регулирования движения водного транспорта

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх