сборно-разборное покрытие автомобильной дороги
Классы МПК: | E01C9/08 временные дорожные покрытия |
Автор(ы): | Афоничев Дмитрий Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-05-28 публикация патента:
27.12.2009 |
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог. Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги состоит из щитов, торцы которых имеют криволинейное очертание, выпуклое на одном из торцов и вогнутое на другом, вогнутый торец снабжен шипом, а выпуклый - пазом, причем щит состоит из двух полущитов, соединенных между собой шарнирно при помощи оси, проходящей через проушины, образованные в теле каждого полущита, причем промежутки между проушинами равны толщине проушины, а проушины полущитов смещены относительно друг друга на толщину проушины. 4 ил.
Формула изобретения
Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги, выполненное из щитов, торцы которых имеют криволинейное очертание, выпуклое на одном из торцов и вогнутое на другом, вогнутый торец снабжен шипом, а выпуклый - пазом, отличающееся тем, что щит выполнен из двух полущитов, соединенных между собой шарнирно при помощи оси, проходящей через проушины, образованные в теле каждого полущита, причем промежутки между проушинами равны толщине проушины, а проушины полущитов смещены относительно друг друга на толщину проушины.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог.
Известно сборно-разборное покрытие автомобильной дороги, выполненное из щитов, торцы которых имеют криволинейное очертание, выпуклое на одном из торцов и вогнутое на другом, торцы очерчены по дуге окружности с радиусом r, равным r=(1,005÷1,01)b, где b - полуширина щита; вогнутый торец снабжен шипом, а выпуклый - пазом (см. пат. РФ № 2260645, МПК 7 Е01С 9/02, 5/14, 20.09.2005. Бюл. № 26).
Недостатком такого сборно-разборного покрытия является повышенная жесткость в вертикальной плоскости, которая препятствует облеганию колесопроводов на основание в местах изменения продольного уклона пути и тем самым снижает площадь контакта щитов с основанием, увеличивая напряжения, как в щитах, так и в их соединениях типа «шип-паз». В результате надежность колесопроводов из данных щитов на участках изменения продольного уклона пути низкая.
Наиболее близким к предлагаемому является сборно-разборное покрытие автомобильной дороги, состоящее из щитов, торцы которых имеют криволинейное очертание, несимметричное относительно оси щита, выполненное по дуге окружности с радиусом r=(1,003÷1,01)с, где с - полуширина полосы движения; и центром, расположенным на оси полосы движения на расстоянии а от торца, измеряемом по оси полосы движения и равном - ширина межколейного пространства; выпуклое на одном торце и вогнутое на другом, вогнутый торец снабжен шипом, а выпуклый - пазом (см. пат. РФ № 2297486, МПК 7 Е01С 5/14, 9/02, 20.04.2007, бюл. № 11).
Недостатком такого сборно-разборного покрытия является повышенная жесткость в вертикальной плоскости, которая препятствует облеганию колесопроводов на основание в местах изменения продольного уклона пути и тем самым снижает площадь контакта щитов с основанием, увеличивая напряжения, как в щитах, так и в их соединениях типа «шип-паз». В результате надежность колесопроводов из данных щитов на участках изменения продольного уклона пути низкая.
Задача, на решение которой направлено изобретение, - повышение надежности сборно-разборного покрытия автомобильной дороги на участках изменения продольного уклона пути.
Для решения этой задачи в сборно-разборном покрытии автомобильной дороги, выполненном из щитов, торцы которых имеют криволинейное очертание, выпуклое на одном из торцов и вогнутое на другом, вогнутый торец снабжен шипом, а выпуклый - пазом, согласно изобретению щиты состоят из двух полущитов, соединенных между собой шарнирно при помощи оси, проходящей через проушины, образованные в теле каждого полущита, причем промежутки между проушинами равны толщине проушины, а проушины полущитов смещены относительно друг друга на толщину проушины.
На фиг.1 изображен щит сборно-разборного покрытия автомобильной дороги - вид сбоку. На фиг.2 изображен щит сборно-разборного покрытия автомобильной дороги - вид сверху. На фиг.3 показан разрез А-А на фиг.2. На фиг.4 показан колесопровод в продольном профиле на участке изменения продольного уклона пути.
Щит имеет основные геометрические параметры: длина L, ширина В, радиус кривой, очерчивающей торцы, r, расстояние а от торца до центра кривой О1 или О2, очерчивающей торцы, измеряемое по оси полосы движения, и включает полущит 1 с выпуклым криволинейным торцом 2, полущит 3 с вогнутым криволинейным торцом 4. Полущиты соединены между собой шарнирно при помощи оси 5, проходящей через проушины 6, образованные в теле каждого полущита 1 и 3. Промежутки между проушинами 6 равны толщине проушины. Проушины 6 полущита 1 смещены относительно проушин 6 полущита 3 на расстояние, равное толщине проушины. Ось 5 по бокам щита фиксируется гайками 7. Выпуклый криволинейный торец 2 имеет паз 8, а вогнутый криволинейный торец 4 - шип 9.
В процессе сборки щитов проушины 6 полущита 1 вставляются в промежутки между проушинами 6 полущита 3, в проушинах полущитов сверлится отверстие, в которое вставляет ось 5 и фиксируется гайками 7.
При укладке щитов в колесопровод выпуклый торец 2 щита совмещается с вогнутым торцом 4 смежного щита, при этом шип 9 вогнутого торца 4 заводится в паз 8 выпуклого торца 2. Щиты в соседние колесопроводы на полосе движения укладываются внутренними боковыми гранями 10 друг к другу таким образом, чтобы центры кривых О1(О2), очерчивающих торцы щитов, совпадали.
Предлагаемая конструкция сборно-разборного покрытия обеспечивает возможность его укладки как на прямолинейных участках пути, так и на кривых в плане.
Шарнирное соединение полущитов между собой обеспечивает их вращение относительно оси 5 в вертикальной плоскости и тем самым способствует плотному облеганию колесопроводов на основание 11 в местах изменения продольного уклона пути. Увеличение площади контакта щитов с основанием на участках изменения продольного уклона пути обеспечивает уменьшение внутренних усилий, возникающих в щитах, и уменьшение усилий, возникающих в соединениях «шип-паз». В результате повышается надежность сборно-разборного покрытия на участках изменения продольного уклона пути.
Класс E01C9/08 временные дорожные покрытия