гидравлическое масло
Классы МПК: | C10M129/72 поликарбоновых кислот C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты C10M155/02 мономеры, содержащие кремний |
Автор(ы): | Раскин Юрий Ефимович (RU), Вижанков Евгений Михайлович (RU), Карелина Елена Евгеньевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Спецавиа" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-09 публикация патента:
10.01.2010 |
Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях. Сущность: масло содержит, мас.%:
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол | 0,2-0,4 |
полиметилсилоксановая жидкость | 0,003-0,005 |
фенил- -нафтиламин | 0,1-0,2 |
трикрезилфосфат | 0,3-0,5 |
диоктилсебацинат | 8-13 |
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С | до 100. |
Технический результат - улучшение вязкостно-температурных свойств, повышение стабильности вязкости при механодинамических нагрузках. 2 табл.
Формула изобретения
Гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил- -нафтиламин, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфеном | 0,2-0,4 |
трикрезилфосфат | 0,3-0,5 |
полиметилсилоксановая жидкость | 0,003-0,005 |
фенил- -нафтиламин | 0,1-0,2 |
диоктилсебацинат | 8-13 |
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С | до 100 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях.
Из отечественных гидравлических масел в качестве амортизаторных жидкостей применяются масла на основе минеральных углеводородов с пакетами функциональных присадок МГП-12 (ТУ 0253-052-00148843-98), Славол-АЖ (ТУ 38.301-29-40-92), Атмол-АЖ-12 (ТУ 0253-025-39247202-2003), Лукойл АЖ (ТУ 0253-025-00148599-2001).
Из патентной литературы известно масло гидравлическое для средненагруженных гидравлических систем (заявка на изобретение № 99109834, С10М 101/02), содержащее минеральное масло фракции 300-400°С в качестве базового компонента, многофункциональную присадку, антиокислительную, антипенную присадки. В качестве базового компонента оно содержит дистиллятное минеральное масло фракции 300-400°С с температурой застывания минус 25 - минус 30°С и дополнительно депрессорную присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Минеральное масло фракции 300-400°С 97,846-98,649
Многофункциональная присадка 0,9-1,1
Антиокислительная присадка 0,15-0,25
Антипенная присадка 0,001-0,004
Депрессорная присадка 0,3-0,8.
Масло гидравлическое для высоконапряженных гидравлических систем (патент РФ № 2196806, 7 С10М 101/02, С10М 169/04, C10N 40:08), включающее базовое масло, загущающую, депрессорную, антиокислительную, многофункциональную и противопенную присадки. В качестве базового масла оно содержит фракцию 270-340°С, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420°С после селективной очистки фенолом или N-метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше минус 55°C, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Загущающая присадка 0,8-12,0
Депрессорная присадка 0,3-1,0
Антиокислительная присадка 0,15-0,25
Многофункциональная присадка 0,9-1,1
Противопенная присадка 0,002-0,004
Базовое масло до 100.
Всесезонное гидравлическое масло "Мобойл-15" типа МГ-15-В (патент РФ № 2214451, 7 С10М 169/04, 145/14, 145/22, 101/02, C10N 40/08), содержащее базовое масло, многофункциональную присадку и депрессорную присадку. В качестве многофункциональной присадки оно содержит присадку Лубризол 5199А, являющуюся антипенной, противоизносной, антиокислительной и антикоррозионной одновременно, в количестве 0,9-1,1 мас.% и в качестве депрессорной присадки оно содержит присадку Лубризол 7749 В, являющуюся полиметакрилатным соединением, в количестве 0,4-0,6 мас.% и присадку Лубризол 6662, являющуюся алкилсложноэфирным сополимером, в количестве 0,5-1,0 мас.%, и в качестве базового масла оно содержит индустриальное минеральное масло И-12А селективной очистки без присадок в количестве до 100 мас.%.
Указанные масла имеют недостатки, ограничивающие их применение в качестве амортизаторных жидкостей при высоких ударно-механических нагрузках и для всех климатических условий:
- кинематическая вязкость при температуре минут 40°С выше 8000 мм2/с (требования для амортизаторных жидкостей не более 6500 мм2/с), что ограничивает их применение температурой минут 30°С;
- вязкость при механодинамических нагрузках нестабильна - уменьшается на 20-30% от исходной, температура вспышки 140-147°С при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 165°С, что ограничивает их применение в амортизаторах при высоких ударно-динамических нагрузках.
Наиболее близким по составу является гидравлическое масло (патент РФ № 2271383, С10М 169/04, 171/02, 105/04, 133/12, 129/10, 137/04, 133/16, 129/42, C10N 40/08), содержащее следующие компоненты: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4%, трикрезилфосфат 0,-0,5%, полиметилсилоксановую жидкость 0,003-0,005%, фенил- -нафтиламин 0,1-0,2%, смесь алкенилянтарных кислот C 12-C15 0,2-0,3%, присадка ВСП 0,08-0,12%, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 10-35% и полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100%.
Недостатком указанного масла являются низкие значения кинематической вязкости в интервале температур 50-100°С (при 50°С 3,0-3,4 мм2/с, при 100°С 8,0-10,7 при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже
12 мм2/с при 100°С), что ограничивает применение указанного масла в качестве амортизаторной жидкости.
Задача настоящего изобретения - разработка гидравлического масла для применения в качестве рабочей жидкости для телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторов автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой при высоких ударно-динамических нагрузках и во всех климатических условиях.
Технический результат - обеспечение работоспособности амортизаторов и демпфирующих устройств при температурах от 100 до минус 50°С при сохранении стабильности вязкости при высоких ударно-динамических нагрузках, сохранении низких значений вязкости при минусовых температурах (не более 5000 мм2/с при минус 40°С), сохранении температуры застывания не выше 60°С и повышение температуры вспышки до значений не ниже 190°С.
Указанный технический результат достигается тем, что гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм 2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил- -нафтиламин, дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол | 0,2-0,4 |
трикрезилфосфат | 0,3-0,5 |
полиметилсилоксановая жидкость | 0,003-0,005 |
фенил- -нафтиламин | 0,1-0,2 |
диоктилсебацинат | 8-13 |
полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С | до 100. |
Технология приготовления масла включает следующие этапы:
- дозировку полиальфаолефинов и диоктилсебацината в указанных соотношениях и смешение их при 50-70°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь фенил- -нафтиламина и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь трикрезилфосфата и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 2,0 часов;
- добавление в приготовленную смесь полиметилсилоксановой жидкости и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- охлаждение и фильтрация полученного масла.
В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы масла, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4). Для сравнения взят образец 5, изготовленный по прототипу - образец 4 патента РФ № 2271383.
Таблица 1 Составы образцов гидравлического масла | ||||||
№ | Наименование компонентов | Содержание, % | ||||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | Образец 5 | ||
1 | 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
2 | трикрезилфосфат | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,5 |
3 | полиметилсилоксановая жидкость | 0,003 | 0,005 | 0,005 | 0,003 | 0,003 |
4 | фенил- -нафтиламин | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 |
5 | диоктилсебацинат | 8 | 8 | 10 | 13 | - |
6 | смесь алкенилянтарных кислот С12-С15 | - | - | - | - | 0,1 |
7 | полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С | - | - | - | - | 10 |
8 | полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С | 91,197 | 91,095 | 89,395 | 85,897 | 88,797 |
Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:
- полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2 /с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;
- диоктилсебацинат (ДОС) ТУ 6-06-11-88;
- присадка Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) ТУ 38.5901237-90;
- присадка Неозон «А» (фенил- -нафтиламин) ТУ 6-14-202-74;
- трикрезилфосфат технический ГОСТ 5728;
- полиметилсилоксановая жидкость - присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79.
Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной для гидравлических масел, используемых в качестве рабочих жидкостей для амортизаторов и демпфирующих устройств. Оценка устойчивости жидкости к механической деструкции при механодинамических нагрузках проводилась квалификационным методом на ультразвуковой установке в условиях акустической кавитации.
Результаты испытаний представлены в таблице 2.
№ п/п | Наименование показателя | Метод испытания | Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | Образец 5 |
1. | Вязкость кинематическая, мм2/с, при: | ГОСТ 33 | |||||
100°С | 4,5 | 4,32 | 4,21 | 4,17 | 3,47 | ||
50°С | 14,17 | 13,87 | 13,56 | 13,36 | 10,68 | ||
Минус 40°С | 5170 | 4669 | 4207 | 3980 | 2350 | ||
2. | Температура застывания, °С | ГОСТ 20287 | минус 58 | минус 60 | минус 63 | минус 63 | минус 62 |
3. | Температура вспышки, °С | ГОСТ 4333 | 194 | 197 | 202 | 205 | 174 |
4. | Кислотное число, мг КОН/1 г | ГОСТ 5985 | 0,07 | 0,05 | 0,07 | 0,06 | 0,061 |
5. | Смазочные свойства на четырехшариковой машине трения. Противоизносные свойства, диаметр пятна износа при нагрузке 196 Н, мм | ГОСТ 9490 | 0,33 | 0,32 | 0,34 | 0,33 | 0,35 |
6. | Стабильность вязкости (устойчивость к механической деструкции) на ультразвуковой установке, продолжительность испытания 50 мин, уменьшение вязкости, % | квалифи- кационный метод | 0,2 | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,7 |
Из сравнения результатов испытаний видно, что гидравлическое масло предложенного состава (образцы 2-4) по кинематической вязкости при температурах 50 и 100°С (п.1 табл.2) превосходит прототип на 20-30% и удовлетворяет заданным требования по вязкости: не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже 12 мм2/с при 100°С. Вязкость образцов 2-4 при минус 40°С (п.1 табл.2) удовлетворяет заданным требованиям - не выше 5000 мм2/с, при механо-динамических нагрузках вязкость стабильна (п.6 табл.2), температура застывания указанных образцов ниже 60°С, а температура вспышки выше, чем у прототипа, на 23-35°С.
Применение изобретения позволит увеличить ресурс работы амортизаторов и повысить их надежность при высоких ударно-динамических нагрузках и обеспечить эксплуатацию во всех климатических условиях.
Класс C10M129/72 поликарбоновых кислот
Класс C10M171/02 определенные значения вязкости или индексов вязкости
Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
Класс C10M155/02 мономеры, содержащие кремний
смазочное масло для газовых турбин - патент 2505591 (27.01.2014) | |
смазочное масло для газовых турбин - патент 2505590 (27.01.2014) | |
трансмиссионное масло - патент 2479625 (20.04.2013) | |
трансмиссионное масло - патент 2479624 (20.04.2013) | |
трансмиссионное масло - патент 2453587 (20.06.2012) | |
трасмиссионное масло - патент 2453586 (20.06.2012) | |
синтетическая смазочно-охлаждающая жидкость с углеродными нанотрубками - патент 2417253 (27.04.2011) | |
масло для подшипников жидкостного трения и редукторов прокатных станов - патент 2394070 (10.07.2010) | |
смазочная композиция - патент 2341555 (20.12.2008) | |
трансмиссионное масло - патент 2334788 (27.09.2008) |